День Знаний началася в Институте детства и артпедагогики не только для студентов бакалавриата, но и для обучающихся нового набора по программе среднего профессионального образования "Преподавание в начальных классах".
Так, в первый год новоприбывших студентов будет ждать обучение по таким общеобразовательным дисциплинам, как русский язык, литература, математика, информатика, физика и др. В программу будет включен социально-гуманитарный модуль, направленный на формирование у обучающихся компетенций в области социально-гуманитарного знания, финансовой грамотности и готовности к осуществлению профессионального взаимодействия на иностранном языке.
Общепрофессиональный модуль будет направлен на формирование у будущих педагогов готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности, в частности усвоение знаний психофизиологических особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития детей, изучение теорий обучения и воспитания, инструментов организации инклюзивного образования и т.д.
Образовательная программа позволит сделать особый акцент на предметах «Математика» и «Информатика» и методиках их преподавания. Поэтому после окончания обучения у студентов будет перспектива трудоустройства не только учителем начальных классов, но и возможность применить свои компетенции по предметам Математика и Информатика в 5–6 классах.
Старт нового учебного года в Институте детства и артпедагогики оказался очень насыщенным на события и начался с торжественной встречи первокурсников с ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко и дирекцией Института детства и артпедагогики. Далее первокурсники посетили кураторский час, где познакомились с наставниками, которые помогут им как в образовательной деятельности, так и в процессе социализации в университетской среде. Кураторы рассказали, что ожидает студентов в ближайшее время, какие дисциплины они будут изучать и на что стоит обратить внимание во время обучения.
Ирина Александровна приняла участие в праздничной линейке для обучающихся 14 школы, которая состоялась в стенах вуза. Обучение в общем корпусе обеспечит взаимодействие детей со студентами направления Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Начальное образование и Дошкольное образование Института детства и артпедагогики, а также обучающимися по новой программе СПО «Преподавание в начальных классах», которую вуз запустил в этом году.
Будущим учителям начальных классов работа с детьми младшего школьного возраста откроет возможности практико-ориентированной подготовки по методикам преподавания в начальной школе: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», получения личного опыта разнообразных проб и активностей, характерных для профессии педагога, организации внеурочной деятельности с детьми.
"Кроме того, из числа студентов ИДиА сформирована команда тьюторов – помощников учителей в реализации образовательного и воспитательного процессов. Идея данного формата взаимодействия предполагает максимальное погружение в практику пробного действия, работу с ребенком «у парты», наблюдение и выявление методических приемов разработки и реализации урока, реализацию различных видов консультационной, педагогической, предметной помощи: студент-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель, студент-родитель по вопросам обучения и ликвидации дефицитов, сопровождение обучающихся начальной школы в исследовательской и проектной деятельности, вовлечение студентов в практики классного руководства и наставничества обучающихся начальной школы, организациюбудущими педагогами внеурочной деятельности в рамках проекта «Разговоры о важном», – говорит директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая.
Далее, в Педагогическом технопарке «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ состоялся телемост с Министром просвещения РФ Сергеем Сергеевичем Кравцовым, в котором приняли участие студенты программы среднего профессионального образования Института детства и артпедагогики.
Вечером весь университет собрался на праздничном фестивале «Врывайся в Педагогический»!
Бернатоните Ада Казимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии выступила в качестве эксперта на различных площадках, посвященных кинопедагогике.
Ада Казимировна на площадке Уральского государственного педагогического университета включилась в дискуссию круглого стола "Кинопедагогика: решение просветительских задач", организованного при поддержке Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)", Крымского киномедиацентра, Института образовательных стратегий и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Мероприятие объединило экспертов в области кинопедагогики и медиаобразования из разных городов России. В процессе диалога поднимались вопросы, связанные с нормативно-правовыми аспектами в решении задач медиапросвещения и медиаобразования, принципами кинопедагогики и реализацией проекта "Разговоры о важном".
Также Ада Казимировна принимала активное участие в работе Международного научно-практического семинара "Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе: тема детства в литературе и кино", приуроченного к Году педагога и наставника в Российской Федерации, прводимого на базе ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков", г. Горловка, ДНР, РФ.
Экспертная позиция позволила Аде Казимировне принять участие в разработке методических рекомендаций по кинопросвещению подростков, предназначенные для учителей, родителей и школьников по организации совместных кинопросмотров и обсуждению фильмов с последующим написанием рецензий. В оформлении методических рекомендаций была задейстована студента Института детства и артпедагогики, факультета культуры и искусств - Гарбузова Екатерина.
Круглый стол "Образовательные и семейные практики реализации концепции благополучного детства" в рамках Образовательного форума "Август.PRO: Год педагога и наставника" открыла модератор – директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая.
«Детство – это важный этап становления человека, и нам необходимо создавать безопасные условия для реализации прав и законных интересов детей, подготовить их к полноценной жизни в обществе и защитить от факторов риска. Эти факторы негативно влияют на физическое, психологическое или нравственное развитие ребенка. Однако риски нужны, чтобы человек мог развиваться нормально, с течением времени они нарастают и видоизменяются. На их трансформацию влияет цифровизация общества, смена ценностей, сдвиг приоритетов и многое другое», – говорит И.А. Дроздецкая.
Цель круглого стола заключалась в выявлении актуальных потребностей педагогических работников и родительского сообщества в обеспечении благополучия и безопасности детей и подростков, обсуждение актуальных и эффективных практик и способов их сопровождения.
Участники рассмотрели вопросы обеспечения психолого-педагогической безопасности в цифровом пространстве, формы работы с разными видами активности детей (игровой, учебной, читательской и др.); обсудили формы повышения родительской культуры в области обеспечения безопасности и благополучия детства; требования к педагогу, работающему в контексте благополучия и безопасности детей и новые горизонты развития семьи/родителей в обеспечении благополучия.
21 и 22 августа в Томске состоялся традиционный Образовательный форум "Август.PRO", в этом году посвященный Году педагога и наставника. Эсперты Института детства и артпедагогики выступили организаторами и спикерами круглых столов, участниками стратегических сессий.
21 августа состоялся первый день Образовательного форума «Август.PRO: Год педагога и наставника», который объединил управленческие и педагогические кадры для обсуждения актуальных вопросов образования.
К участникам обратился Министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов, пожелав успехов и плодотворной работы в выполнении задач, направленных на актуальные потребности российского общества и государства.
Наш университет первым открыл круглый стол «Форматы взаимодействия ТГПУ и образовательных организаций». Модератором выступила директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская.
Спикером круглого стола «Форматы взаимодействия ТГПУ и образовательных организаций» стала директор Института детства и артпедагогикиИрина Александровна Дроздецкая. Она рассказала о возможностях нового инновационного пространства, которое открылось на базе Института, и траекториях сотрудничества в рамках его работы.
«Сегодня задачей каждого педагогического вуза страны является обеспечение формирования учителя новой формации, с инновационным мышлением и умением применять новые технологии в образовательной деятельности. В ТГПУ функционирует трансформируемая предметно-пространственная среда для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которая позволяет подготовить педагога нового поколения, – говорит Ирина Александровна. – Работая с новейшими технологиями пространства, студенты применяют полученные знания на практике и адаптируются к требованиям современного рынка труда».
Пространство позволяет разработать и научиться внедрять концепцию безопасного и благополучного детства, составить общеобразовательные программы для детей и родителей и освоить работу по методике раннего развития. Больше о прошедшем круглом столе – на сайте ТГПУ и в Телеграм-канале вуза: t.me/TspuTomsk.
Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики приняла участие в стратегической сессии для педагогических и управленческих кадров образовательных организаций Томской области. В ходе работы были обсуждены ключевые вопросы по улучшению качества общего образования и подготовки педагогических работников в регионе.
Первая стратсессия «О реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года на территории Томской области» открыла возможность групповой работы. Участники разрабатывали инструменты вовлечения подрастающего поколения в педагогическую профессию и определяли, какие условия могут быть предоставлены для комфортной адаптации и эффективной работы молодых специалистов.
Основными проблемами были выделены: отсутствие общей системы ранней профориентации, нехватка родительской поддержки в заинтересованности ребенка педагогической профессией, необходимость повышения престижа профессии учителя.
В проблемное поле вопроса сохранения мотивации у молодого педагога к профессиональному становлению и закреплению на рабочем месте вошли недостаточно эффективная система наставничества от опытных коллег, нехватка опыта по управлению детским коллективом, отсутствие мотивации к профессиональному развитию, завышенные ожидания, высокая нагрузка в рамках дополнительной деятельности и профессиональное выгорание.
Благодаря совместной работе участники смогли выделить следующие пути решения: обучение опытных педагогов эффективному наставничеству и применение реверсивного наставничества, увеличение количества практических занятий в последний год обучения в вузе, поощрение педагогов за успешное участие в профессиональных проектах и предоставление возможности работы с психологом.
22 августа, во второй день форума, Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования, заведующий лабораторией раннего и дошкольного детства, принимала участие в работе круглого стола "Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях: рекомендации по профилактике деструктивных проявлений в подростковой среде", где выступила с докладом о том, как детям и родителям научиться принимать и понимать друг друга, а специалистам, работающим с детством - обеспечивать благополучие ребенка.
В 2023 году Томский педагогический университет запускает уникальную программу среднего профессионального образования: учитель начальных классов с возможностью преподавания информатики и математики в среднем звене (5–6 классы). Обучение по этой программе будет реализовываться на базе Отделения среднего профессионального образования Института детства и артпедагогики. Формирование именно такого образовательного профиля является неслучайным и обусловлено рядом преимуществ для поступающих.
По мнению директора ИДиА И.А. Дроздецкой, выпускники этой программы являются более конкурентоспособными и смогут строить различные профессиональные траектории в будущем.
«По завершении обучения студенты смогут приступить к профессиональной деятельности как учителя начальной школы. Если они решат продолжить обучение в вузе, то это может быть как педагогический университет, так и любой другой. Решение учиться в ТГПУ будет иметь ряд преимуществ. Во-первых, это сокращение обучения на 1 год, так как часть дисциплин освоены и могут быть перезачтены. Во-вторых, поступив в университет, студент может продолжить обучение как по профилю «учитель начальной школы», так и в любой предметной области», – рассказала И.А. Дроздецкая о преимуществах программы СПО.
В рамках обучения будут использоваться современные методы, среди которых активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, компьютерное моделирование и практический анализ результатов, групповые дискуссии и проектная деятельность. Занятия будут проводиться в учебных аудиториях, специализированных кабинетах, мастерских, лабораториях, оснащенных современной техникой и лицензионным программным обеспечением.
31 июля в новом пространстве Института детства и артпедагогики ТГПУ прошел образовательный квест «Кругосветное путешествие» для детей из семей участников СВО. Праздник в военно-морской тематике для юных томичей провели студенты и сотрудники вуза совместно с представителями Регионального общественного штаба Комитета семей воинов Отечества и регионального филиала Фонда «Защитники Отечества» в Томской области.
«Флот всегда играл важную роль в судьбе России. И сегодня бойцы СВО показывают примеры храбрости и самопожертвования не только на сухопутных локациях, но и на морских пространствах, – говорит директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая. – На нашем квесте дети, проигрывая те или иные ситуации, выполняя задания, оказались вовлечены в знакомство с возникновением ВМФ РФ, его предназначением. Праздник объединил прошлое, настоящее и будущее страны, напомнил о важности патриотического воспитания, о славных страницах истории России и о том, что нам действительно есть чем гордиться .
Воспитательная, методическая и проектная деятельность в образовании (модуль: «Воспитательная, методическая и проектная деятельность в современной начальной школе и детском саду»)
5 августа в 16:00 консультация для ОЧНОЙ и ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ «Воспитательная, методическая и проектная деятельность в образовании» по ссылке https://bbb.tspu.edu.ru/b/2pn-knh-6em-66g
с 14 по 17 июля в Институте детства и артпедагогики проходили вступительные испытания на образовательные программы бакалавриата. Абитуриентам, планирующим поступать на профили "Изобразительное искусство и Дополнительное образование" необходимо было выполнить рисунок гипсового бюста и натюрморт. Первое испытание прошли в том числе абитуриенты, поступающие на новую программу ИДиА «Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства)», – будущие учителя начальных классов, которые смогут быть и педагогами ИЗО. Будущим учителям музыки – исполнить произведение на музыкальном инструменте или сольное пение, а также выполнить задание по сольфеджио и теории музыки. Педагогам, ориентированным на хореографическое исскуство - показать себя в групповой хореографии и представить подготовленный танец, который может быть исполнен как в классической, народной, так и современной хореографии.
Пусть день рождения радости приносит, Удачи, мира, света и добра. И мысли все вам реализовать, И от судьбы приятные сюрпризы Желаем вам почаще получать.
Позвольте выразить Вам чувство признательности за вашу отзывчивость, доброту, понимание и поддержку всего коллектива, кафедры! Желаем вам благополучия в личной жизни и успешного продвижения к новым идеям и делам, гармонии и здоровья!
От души желаем дальнейших успехов в Вашем благородном труде и самого обычного, простого человеческого счастья, чтобы радостная улыбка никогда не покидала уста, а дома и на работе всегда все ладилось и согревало теплом и уютом. Оставайтесь всегда такой же мудрой, приятной в общении, достойным примером для молодежи.