Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Почему учитель – это осознанный выбор

Учитель – одна из немногих профессий, которая шире набора умений и компетенций, требуемых для успешной карьерной траектории. Если обратиться к глубинному смыслу слова «учитель» – это тот, кто связывает разрозненное, обладает истинным знанием. Поэтому Учителем называют в полном понимании этого слова тех, кто и обладает таким знанием.

Прямо сейчас, 29 января, в Волгограде за звание «Учитель года России» борется магистрант ИИЯМС Александра Фахретдинова. Выпускница Томского Педагогического – в полуфинале конкурса и сегодня может войти в состав 15 учителей, которые будут уже соревноваться в финале. Трансляцию конкурсного урока нашей участницы можно посмотреть сегодня на канале конкурса в «YouTube» – наглядный пример того, как лучшие учителя страны показывают и доказывают свои знания в выбранной предметной области и воспитании.

Совсем скоро запустится первый этап студенческого трека Всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты». Наши студенты, будущие педагоги, проявили большое желание показать себя-будущего профессионала!

Безусловно, учитель – знание. Но в чем рецепт твоего знании как учителя? Если говорить о профессии – это стремление к глубинам и достоверности знаний, умение добывать и создавать новое и истинное знание, а затем через диалог с другими научить самим это знание создавать. Не давать готовое знание, а затем спросить. А осмысляя полифонизм чужих мыслей, идей, точек зрений, научить формировать свою личностную позицию.

Если говорить об этической стороне передачи этого знания, то знание – поступок, основанный на «соединении огромного доверия с огромным требованием» к себе и остальным. Знание как поступок во многом предопределяет твою жизнь, жизнь близких и многих, с кем ты связан своим знанием как поступком.

И в передаче этого знания учитель глубоко ответственно понимает, что воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

ТГПУ: ЗА РУКУ С ДЕТСТВОМ!

В первый день лета традиционно отмечается Международный день защиты детей.

Детство — это самый радостный для большинства из нас период жизни. В этот день мы в очередной раз вспоминаем, насколько ценно детство, насколько самоценен детский возраст и какую колоссальную роль играет детский опыт в формирования личности взрослого.

Рожденная в детстве безграничная фантазия, которая так фонтанирует в ребенке, сохраняясь во взрослом, всю жизнь помогает ему мечтать, строить планы, смело раздвигать границы обыденности, проектировать новое, созидать.

Без счастливого детства невозможно счастливое будущее. Поэтому детство необходимо беречь!

Главные источники энергии детствосбережения и детского счастья — это, конечно, прежде всего значимые взрослые: родители, близкие люди, педагоги. Дети так надеются на нас, взрослых, доверяют нам, нуждаются в нас, хотят, чтобы мы понимали их и говорили с ними на одном языке. Именно на взрослых, а особенно на профессиональных педагогах, лежит большая ответственность за благополучие, успех, развитие и самореализацию каждого ребенка.

В плане диалога с детством Томский государственный педагогический университет — уникальный в нашем регионе. Быть университетом, готовящим профессионалов, которым доверяют детство, — это означает всегда идти дорогами и тропинками детства, за руку с ним.

Я с гордостью и ответственностью говорю сегодня, что в Томской области именно ТГПУ выпускает специалистов, сопровождающих детей на всех этапах их взросления — раннее детство и дошкольный возраст, начальная школа, подростковый и юношеский периоды жизни. Целым арсеналом педагогических инструментов вооружаются сегодня наши выпускники, чтобы продуктивно работать в инклюзивных образовательных практиках и образовательных организациях, которые помогают взрослеть особым детям — детям с ОВЗ. Наш вуз уделяет самое пристальное внимание задаче подготовки педагогов к оказанию психологической поддержки любому ребенку при решении любой его проблемы. Важно и то, что в нашем университете осуществляется очень широкий спектр образовательных программ, которые дают возможность будущим педагогам освоить и непреходяще ценные, классические, и совсем новые, только-только обнаруженные виды педагогического действия. Самое серьезное внимание мы уделяем сегодня формированию цифровых компетенций у наших выпускников, высочайшую актуальность и востребованность которых нам убедительно показала учеба «на удалёнке» в период глобальной эпидемии.

Главная задача ТГПУ — не просто выпускать из своих стен педагогов, которые придут в детские сады и школы обучать детей и заниматься с ними спортом, творчеством, развивать их духовно и нравственно. Нам очень важно формировать постоянно прирастающий и компетентный состав грамотных специалистов в образовании, способных слышать и видеть ребенка, чувствовать детскую душу, которую очень легко ранить, специалистов, способных помогать человеку сохранять то ценное, что даёт ему детство.

С праздником, дорогие коллеги, уважаемые родители и наши любимые студенты!

Ректор ТГПУ подвел итоги месяца работы в дистанционном режиме

В видеообращении к профессиональному сообществу Томского государственного педагогического университета ректор вуза Андрей Николаевич Макаренко рассказал о том, как в университете идет дистанционная работа, об успешности такой формы образовательного процесса и ее перспективах внутри вуза.

Кроме того, ректор поблагодарил специалистов университета за высокий уровень профессионализма процесса в такой непростой период и поделился рекомендациями продуктивного времяпровождения в условиях самоизоляции.

Цифровые горизонты развития ТГПУ

Готовность постоянно учиться новому, чтобы соответствовать быстро меняющейся внешней среде и уверенно противостоять вызовам современности – одно из самых важных качеств не только личности, организации, но и всего общества в целом. Такая компетенция, как способность объективно оценивать сложившиеся обстоятельства, находить пути решения и предвидеть возможные варианты развития в условиях неопределенности, позволяет не только не сдавать позиций, но и становиться сильнее.

Именно этой компетенции потребовала ситуация быстрого распространения новой коронавирусной инфекции, когда необходимым стало аккумулировать и объединять усилия для обеспечения безопасности и сохранения здоровья граждан нашей страны.

Томский государственный педагогический университет, как и другие вузы России, на период введения режима повышенной готовности перешел на онлайн-обучение. Преподаватели и студенты университета с пониманием отнеслись к вынужденной мере, и учебный процесс продолжается с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 

Мы обеспечили студентов, проживающих в общежитиях, бесплатным доступом к сети Интернет. Преподаватели используют разнообразные электронные образовательные платформы  для обеспечения и поддержания качества обучения на высоком уровне. В настоящее время задействованы электронные курсы, размещенные на платформе «Открытая образовательная среда», привлекаются массовые открытые образовательные курсы. Лекции и практические занятия, требующие непосредственного активного взаимодействия, реализуются через известные и доступные всем студентам облачные платформы для проведения видеоконференций и вебинаров в формате высокой четкости.

Преподаватели и студенты университета оказались готовы психологически и технически немедленно переключиться на новый формат работы, развивать новые профессиональные компетенции. Мы готовы говорить о недостатках и преимуществах одних электронных сред и платформ перед другими, делиться опытом в профессиональном преподавательском сообществе.

Работа в дистанционном режиме обучения показала области и направления, требующие немедленного внимания: интенсифицирование процессов разработки дополнительных электронных курсов, обновление содержания некоторых существующих, обеспечение технической возможности выхода в онлайн-сервисы с рабочих мест преподавателей и из компьютерных классов университета.

Административные и научный процессы университета переведены на удаленный режим работы. Количество очных совещаний и встреч сократилось, большинство вопросов решается с использованием средств современных цифровых коммуникаций. Достоинством такого формата работы является увеличение скорости обмена данными и, как следствие, быстрое принятие решений. Новые формы взаимодействия, безусловно, сохранятся в дальнейшей работе университета.

Томский государственный педагогический университет готов оказать поддержку школьникам города. На базе вуза открывается Центр учебной поддержки школьников и семей Томска и Томской области. Основной целью Центра является оказание помощи в освоении учебных предметов, выполнении заданий, преодолении затруднений при самостоятельном обучении в условиях введения дополнительных мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции. В долгий период дистанционного обучения школьники смогут связаться с 12 специалистами нашего Центра, лучшими студентами старших курсов. Специалисты не только проконсультируют и ответят на вопросы по выполнению заданий по таким важным в учебном процессе и подготовке к экзаменам дисциплинам, как математика, физика, информатика, русский язык и литература, биология, география, химия, но и по всем нюансам учебных заданий начальной школы. С 28 марта по 5 апреля Центр работает в тестовом режиме, специалисты смогут предоставлять отсроченные ответы в асинхронном режиме, а с 6 апреля планируется постоянный режим работы в будние дни с 12 до 16 часов. Центр будет функционировать на онлайн-платформе и оказывать помощь дистанционно: http://help.tspu.ru.

Мы вместе боремся со сложностями возникшей ситуации и готовы поддерживать друг друга, находить новые возможности развиваться, не отставая от современных мировых тенденций.

 

Приветствие участникам V Всероссийского студенческого танцевального проекта «В движении»

Уважаемые друзья!

Рад приветствовать вас на V Всероссийском студенческом танцевальном проекте «В движении».

Не случайно свой пятилетний юбилей конкурс «В движении» отпразднует в Томске: именно здесь, в студенческой столице Сибири и в стенах Томского государственного педагогического университета, зародилась идея этого яркого проекта.

Направленный на поддержку молодежного творчества, проект «В движении» давно стал одним из самых ожидаемых и заметных общественных событий для молодежи. Ежегодно в нем участвуют сотни талантливых, увлеченных молодых людей из разных регионов России, которые стремятся всесторонне реализовать свои возможности, расширить круг общения, почувствовать себя частью большой студенческой семьи.

Студенты – это будущее России. Именно вы в ближайшие годы будете определять вектор развития нашей страны, а ваши энергия и целеустремлённость послужат нашему государству.

Удачи вам в конкурсе и ярких впечатлений от дней, проведённых в Томске – одном из красивейших городов Сибири.

Учитель XXI века — каким он будет?

Андрей Макаренко: взгляд нового ректора ТГПУ на задачи развития педагогического образования

В мае 2018 года президент России Владимир ПУТИН подписал указ, определяющий приоритеты развития России на период до 2024 года. Он включает в себя 17 пунктов, которые имеют целью осуществление «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека». Помочь в реализации поставленных задач, по мнению правительства, должны национальные проекты, среди которых один из самых значимых и финансово ёмких — ​«Образование» — ​альфа и омега любого общества.

Понятна в связи с этим возрастающая роль и ответственность учебных заведений, выпускающих педагогов. Своими мыслями и планами на будущее с редактором «РС» Татьяной НАРАЕВОЙ поделился новый ректор Томского государственного педагогического университета, доктор физико-математических наук Андрей МАКАРЕНКО.

 — Андрей Николаевич, во все времена на систему образования возлагалась особая ответственность — ​ответственность за будущее. А сейчас, с переходом на новый технологический уклад, какие стратегические приоритеты видятся для педагогики XIX века? Как, по Вашему мнению, будет меняться педагогическое образование?

— Да, бесспорно, работа в сфере образования — ​о дна из са мых ответственных. Педагог входит в число тех людей, которые влияют на человеческую судьбу. Педагогика работает и с настоящим, и, конечно, с будущим,опираясь при этом на лучший опыт и сложившиеся традиции. И именно система образования должна правильно и вовремя реагировать на изменения, происходящие в мире. Нам нужно воспитать человека, способного мгновенно ориентироваться в современном информационном пространстве, общаться с людьми по всему миру, быстро принимать правильные решения. Это выдвигает новые требования к профессионализму педагогов, приводит к необходимости существенного расширения спектров педагогического действия и, как следствие, к созданию новых форматов подготовки учителей. Такие форматы должны быть согласованы с задачами цифровой экономики, интернет-социализации, инклюзии, особенностями нового рынка труда и мира новых профессий.

Важнейшим фактором и механизмом успеха в развитии отечественного образования, конечно же, выступает государственная поддержка. И в этом смысле особую значимость приобретает то, что нацпроект «Образование», стартовавший в 2019 году, — один из самых масштабных государственных проектов, принятых к исполнению на всех уровнях управления образованием в России. Согласно его целям, педагогические кадры должны быть профессионально подготовлены в вузе не только в плане предметной подготовки. Важнейшей компетенцией современного педагога становится его уверенное владение образовательными технологиями, обеспечивающими развитие личностного потенциала каждого ребёнка. При этом сам педагог должен постоянно меняться, развиваться, осваивая новые подходы к образованию и новые методики обучения и воспитания.

Мы объясняем своим студентам, что педагог, в идеале, должен заниматься исследовательской деятельностью. Иначе как ему понять тренды передовых разработок, новых направлений в науке? Я смотрел видеоролик одного из московских вузов, где студента спросили, кого он предпочёл бы в качестве преподавателя: того, кто очень хороший лектор, но не ведёт научную работу, или «среднего» лектора, но прекрасного учёного? И парень тут же уверенно выпалил: «Конечно, учёного! Он понимает, куда движется наука, сможет дать более глубокие знания».

Одной из приоритетных целей высшего педагогического образования становится подготовка такого выпускника, который и через десятки лет будет оставаться эффективным, как бы ни менялось общество. Как это сделать? Президент России Владимир Путин говорит с нами о создании даже не структур, а именно среды, где педагоги могли бы непрерывно совершенствоваться профессионально. Могу уверенно сказать, что для осуществления этой государственной установки ТГПУ имеет всё необходимое: высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, богатейший опыт и традиции в подготовке педагогических кадров, хорошо отлаженные механизмы взаимодействия с учебными заведениями (так называемое школьно-университетское партнёрство), а, главное, значительный потенциал развития.

s12a2

Одной из приоритетных целей высшего педагогического образования становится подготовка такого выпускника, который и через десятки лет будет оставаться эффективным, как бы ни менялось общество.

Да, непросто быть учителем в наше время... Однако, в связи с ростом рождаемости в России скоро профессия педагога станет ещё более массовой? Набор в педагогический университет увеличится?

— В последние годы мы видим значительный приток абитуриентов в систему среднего профессионального образования. Если лет десять назад почти все школьники старались «дотянуть» до 11 класса и непременно поступить в вуз, то сегодня стремительно растёт конкурс в техникумы и колледжи, престиж рабочих профессий повышается, и это очень хорошо! Однако интерес к высшему, в частности, педагогическому образованию, у выпускников школ, по-прежнему, сохраняется. Тенденция к увеличению бюджетных мест в учебных заведениях, готовящих педагогов, действительно, наблюдается, хотя фантастического всплеска в плане роста этих цифр мы не ждём. Но, справедливости ради отмечу, что ТГПУ располагает ресурсами для обучения вдвое большего количества студентов по отношению к тому,
что есть сейчас. И особенно хочется сделать акцент на подготовку тех самых предметников, в которых сегодня сильнее всего нуждается регион, — ​учителей физики, математики, химии, биологии, информатики.

Вместе с тем, хочется отметить, что для педагогического университета, как и прежде, не теряет актуальности подготовка педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, учителей физической культуры, изобразительного искусства, музыки, хореографии и других школьных предметов.

Замечу также, что в ТГПУ очень серьёзное внимание уделяется подготовке педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, специалистов по девиантному поведению. Их профессионализм становится крайне важным ресурсом для реализации ценности психологического благополучия и успеха каждого ребёнка, заданной нацпроектом «Образование».

Говоря о новом наборе, приёмной кампании ТГПУ‐2019, напомню нашим абитуриентам, что их ждут образовательные программы всех уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.

Особое внимание наш вуз уделяет развитию педагогической магистратуры. Это становящаяся, но, вместе с тем, уверенно развивающаяся образовательная практика. В магистратуру могут поступить как выпускники бакалавриата с намерением продолжить свое образование, так и люди, давно работающие в образовании и имеющие высшее педагогическое или непедагогическое образование.

Магистерская подготовка — прекрасная образовательная возможность повысить свои профессиональные компетенции до качественно нового уровня, получить педагогическую подготовку нового профиля. В ТГПУ успешно реализуется очень широкий перечень магистерских программ, среди которых имеются эксклюзивные, например, «Управление в сфере образования», «Педагогика и психология инклюзивного образования» и другие. Для обучающихся в магистратуре нами выстраивается удобный график учебных занятий с учётом того, что большинство наших магистрантов — ​это работающие люди. Ресурсность магистратуры в логике ценностей обучения на протяжении всей жизни ещё и в том, что этот этап образования вполне можно рассматривать как подготовку к следующей ступени профессионального развития — ​аспирантуре. У нас есть успешные кейсы такой образовательной преемственности.

Как Вы видите перспективы ТГПУ на ближайшие годы?

— Одной из задач национального проекта «Образование» является вхождение российской системы общего образования в ближайшие пять лет в топ‐10 наиболее конкурентоспособных в мире. Это ключевой стратегический ориентир для ТГПУ, связанный с повышением качества и общего, и педагогического образования. Сейчас в нашем вузе начата разработка новой программы стратегического развития университета, в которую в качестве приоритетов войдут направления деятельности, связанные с информационными технологиями, цифровизацией, инклюзией, интернационализацией образования. Предметом особого внимания в содержании новой программы развития ТГПУ является вектор широкого взаимодействия, сотрудничества. Я глубоко разделяю тезис о том, что без взаимодействия нет развития. В связи с этим, для ТГПУ актуализируются задачи укрепления, обновления и расширения его партнёрских отношений с другими образовательными организациями как в России, так и за рубежом. Скажем, к настоящему времени находится в стадии согласования договор с ТГУ и нашего университета о создании совместного НОЦ проблем развития образования, что является очень важным для нас. Предполагается, что работа этой организационной структуры консолидирует усилия специалистов двух вузов для выявления, анализа, научного исследования и тиражирования лучших образовательных практик и технологий региона. Кроме того, в числе своих новых задач мы видим подготовку как отдельных учителей, так и педагогических команд. Строится много новых больших школ, и мы можем сразу укомплектовывать их кадрами. Очень удобно по времени: два года возводится школа, два года проходит обучение в магистратуре. Поступает заявка от департамента образования со списком нужных специалистов, мы формируем группу, готовим учителей. На выходе учебное заведение получает педагогический коллектив, а выпускники — ​гарантированные рабочие места. Так, сейчас ведём переговоры относительно Светленского лицея, который в обозримой перспективе переедет в новое типовое здание на 1100 мест.

В завершение скажу, что ключевым фактором успеха и развития ТГПУ я вижу именно активное взаимодействие и продуктивный диалог вуза с органами законодательной и исполнительной власти, образовательными организациями, общественным движением, родительским сообществом.

Журнал «Реальный сектор» №4(107) 2019

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER