Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

«Я» и мир: детский сад как пространство созидания и возможностей»

СПБ1

СПБ3СПБ2

28 и 29 марта 2023 доцент кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики, к.психол.наук Файзуллаева Елена Дмитриевна приняла участие в мероприятиях XIII Петербургского международного образовательного форума. В рамках научно-практической конференции «Я» и мир: детский сад как пространство созидания и возможностей» наряду с ведущими специалистами инклюзивного образования и коррекционной педагогики, такими, как:

Баряева Л.Б., д.пед.н., профессор РГПУ, заведующий центром сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи, г. Санкт-Петербург

Приходько О.Г, д.пед.н., профессор РГПУ, г.Москва,

Лопатина Л.В., д.пед.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург,

Эйдельман Л.Н., д.пнд.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург,

Кузь Н.А., к.пед.н., доцент НГПУ, г. Новосибирск,

Югова О.В., к.пед.н., доцент РГПУ, г.Москва,

Лебедева И.Н., к.пед.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.

На мероприятиях 28 и 29 марта обсуждали актуальные вопросы вариативного благоприятного пространства для детей всех вариантов развития и возрастных групп. Были рассмотрены вопросы ранней помощи детям, применения современных технологий (танцевальная терапия, «Мягкая среда» и др.) в работе с детьми. Обсуждались аксиологические основы инклюзивного образования, вопросы интегративной диагностики

Профессор ИДиА вместе с экспертами обсудили проблемы и перспективы развития современного начального общего образования

 

конф 29.03.2конф 29.03.1конф 29.03

29-30 марта 2023 года в Национальном институте качества образования (г. Москва)  состоялась II Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное общее образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития»

Конференция объединяет ученых из РАО, педагогических вузов и педагогов-практиков в сфере начального общего образования со всей страны.

В рамках пленарного заседания были обсуждены вопросы: формирования и реализации основных образовательных программ общего образования в 2023-2024 учебном году на основе ФОП (Метелкин Д.А.,  кандидат социологических  наук, доцент, руководитель Центра экспертизы а образовании РАО, г. Москва );  сохранения индивидуальности педагога при переходе на Федеральную образовательную программу начального общего образования (Кузнецова М. И., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва;  развития читательской грамотности: работа с информационным текстом в начальной школе (Клевцова Л.Ю., кандидат фил. наук, заведующий редакцией филологического образования «Издательства «Национальное образование»,  автор учебных тетрадей для начальной школы «Читательская грамотность».

С интереснейшим докладом «Нужны ли учителю начальных классов знания по возрастной физиологии?» выступила Марьяна Михайловна Безруких,  доктор биологических наук, профессор, академик РАО,  главный научный сотрудник  Института возрастной физиологии РАО, г. Москва. ФОТОВ своем докладе она обратила внимание на нейромифы, которые существуют в сознании педагогов и тормозят процесс развития детей. Вот пример таких мифов: у разных людей доминируют разные полушария головного мозга; ученики различаются разными каналами восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестики); современные дети развиваются быстрее, поэтому их раньше надо начинать обучать чтению и письму. Известный российский физиолог привела экспериментальные данные, которые показывают несостоятельность этих и других мифов.

Пленарное заседание открыл доклад «Дидактика и методика К.Д. Ушинского - наследие или ориентир для развития?», с которым выступила  Поздеева Светлана Ивановна, д.п.н., проф., заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета. Она обратила внимание, что наследие Ушинского педагогам надо знать, т.к. это основы российской педагогики (теории воспитания, дидактики, методики обучения родному языку). С другой стороны, это знание помогает понять, как рождаются инновации и какой путь прошла педагогическая наука за 150 лет своего развития. 

С докладами можно ознакомиться на сайте конференции https://noo2023.niko.institute/

"Полезные встречи" в рамках деятельности НИ лаборатории раннего и дошкольного детства

встреча с производатлас дет и сем чтениявстреча с производ.1jpeg

С 21 по 25 марта заведующая НИ лабораторией раннего и дошкольного детства Института детства и артпедагогики Файзуллаева Елена Дмитриевна участвовала в ряде встреч с представителями разных структур – производителей детского оборудования, коллегами по реализации национальных проектов, направленных на благополучие детства.

21 марта на встрече с представителями компании «Ron play kids» - производителя уникального отечественного интерактивного оборудования. Обсуждался вопрос методического обеспечения и дополнительного наполнения новыми образовательно ориентированными режимами. Производители продемонстрировали демоверсии новых решений, сочетающих образовательный и культурологический аспекты, для работы с детьми дошкольного и школьного возрастов.

22 марта на встрече с Жуковой Татьяной Дмитриевной, к.пед.н., президентом РШБА, вице-президентом НП «Лига образования» и Кожевниковой Викторией Витальевной, к.пед.н., научным руководителем научно-практического центра  «Традиции и инновации в образовании» и Ассоциации Фрёбель-педагогики обсуждались проекты «Мы за читающую Россию», «Читающая мама», «Читающая школа».

25 марта Елена Дмитриевна участвовала в проектировочном семинаре по взаимодействию с Ассоциацией Фрёбель-педагогики и участию в международной научно-практической конференции представителей сибирских вузов ТГПУ и НГПУ. Обсуждались современные тенденции в моделировании образовательного пространства детства.

 
 
 
 

Доцент кафедры дошкольного образования выступила на Московском международном салоне образования

ММСО1ММСО2ММСО4ММСО3

23 и 24 марта 2023 года в Москве на ВДНХ проходил Международный Московский образовательный салон. Кафедру дошкольного образования Института детства и артпедагогики представляла Файзуллаева Елена Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент .

23 марта на секции «Три кита образовательной среды» или «Как живёте дети?» обсуждались вопросы качества среды. Наряду с вопросами материально-технического оснащения, ориентированного на удовлетворение актуальных витальных и социальных потребностей, Файзуллаева Е.Д. представила мнение о проявлениях ещё одной важной мерности среды – доброжелательные отношения и коммуникация. Эмпатийность, как одно из важных качеств взрослых, направлена на созидание психологически комфортной и безопасной среды, на поддержку благополучия детства.

24 марта Елена Дмитриевна представляла опыт коллаборации педагогического университета с разработчиками и отечественными производителями детских игрушек, пособий, интерактивного оборудования, детскими образовательными учреждениями, торговыми представителями. Оборудование, которое расположено в Институте детства и артпедагогики, используется для подготовки будущих педагогов. Освоив технологические решения в работе с детьми разных возрастных групп, студенты осуществляют деятельностные пробы с детьми из детских садов и школ, расположенных рядом с Институтом детства и артпедагогики. Интегрированное пространство с использованием разнообразных технологических решений расширяет возможности педагогической деятельности.

Методологическое и методическое обеспечение создаётся в сотрудничестве педагогов ТГПУ и педагогов ДОУ. В качестве примера Елена Дмитриевна продемонстрировала образовательные продукты («soft»-мульт-открытки), созданные с использованием сенсорно-тактильных пособий ТАФИ (производитель г.Томск), Сиреневой мультстудии (производитель г. Санкт-Петербург). В детском саду-лаборатории ТГПУ МАДОУ № 61 г.Томска педагоги прошли КПК на базе ТГПУ, освоив методики создания разных образовательных продуктов и педагогического инструментария. На данный момент разрабатываются авторские подходы по решению различных образовательных, коррекционных, воспитательных задач с детьми разных возрастных групп и разных вариантов развития. 

По мнению организаторов мероприятия данный опыт Института детства и артпедагогики ТГПУ является уникальным и ресурсным для образовательных и коммерческих структур.

С 1 апреля видеозапись мероприятия будет доступна для просмотра на сайте ММСО.

Вокруг наследия К.Д. Ушинского

фото общее

В Год педагога и наставника и в связи с празднованием 200-летия со дня рождения российского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского в Институте детства и артпедагогики ТГПУ провели Всероссийский онлайн-квест для студентов 3–4 курсов педагогических вузов и колледжей страны, нацеленный на духовное развитие молодежи и формирование уважительного отношения к педагогическому наследию.  

Участие в мероприятии приняли студенты ТомскогоГПУ, ЯрославскогоГПУ им. К.Д. Ушинского, АлтГПУ, АмГПГУ, НГПУ (Набережные Челны), ШадринскогоГПУ, ТульскогоГПУ им. Л.Н. Толстого, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), ГБПОУ ИО ИРКПО (Иркутский региональный колледж педагогического образования). Три команды присутствовали в аудитории, а остальные участники подключались онлайн. 

Квест включил три этапа: «Великая биография», «Творчество» и «Размышления о педагогике». В первом команды встретились с вопросами о биографии Константина Дмитриевича, отвечая на которые смогли узнать о жизни и профессиональном становлении педагога: на каком факультете он учился в Московском университете, в каком учебном заведении трудился на должности преподавателя словесности и законоведения, в каком журнале была опубликована его статья «О пользе педагогической литературы» и др. 

После всех испытаний были подсчитаны баллы и объявлены результаты: 

  • 1 место занял НГПУ (Набережные Челны);
  • 2 место разделили ШГПУ и АлтГПУ;
  • 3 место разделили ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТГПУ и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Подробнее

Старт ВСЕРОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ»

 

слайдер Кинофест

В марте стартовал один из ключевых проектов в рамках мероприятий федерального уровня, посвященных Году педагога и наставника и 200-летнему юбилею К.Д. Ушинского. Основная цель кинофестиваля – популяризация педагогических династий и поднятие престижа учительской профессии. 

В программе заявлены четыре конкурсные номинации: документальный фильм, художественный фильм на документальной основе, художественный фильм, анимационный фильм.

К участию приглашаются студенты и обучающиеся вузов и СПО, молодежные творческие коллективы фото-, видео-, теле-, медиакружков и студий образовательных организаций.

Конкурс пройдет в два этапа:

1 этап: отборочный (дистанционный)

  • по 20 апреля 2023 г. – прием заявок и фестивальных работ;
  • с 21 по 27 апреля 2023 г. – оценка работ жюри, определение участников основного этапа.

2 этап: основной

  • 28-29 апреля 2023 г. – публикация победителей на сайте кинофестиваля и в социальных сетях ТГПУ;
  • 16 мая 2023 г. – церемония награждения с просмотром работ победителей.

Победители Кинофестиваля будут награждены дипломами и ценными призами. 

Официальная страница Кинофестиваля

Подробнее

 

"Зажечь жажду серьезного труда..."

20230323 12491720230323 12474520230323 12481420230323 124907

"Зажечь жажду серьезного труда...." Наследие К.Д. Ушинского в современном образовании. Необычные интерактивные лекции организовала Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования со студентами 5 курса в рамках учебной дисциплины "Современные тенденции в педагогики и образовании". Тематика лекции посвящена наследию великого русского педагога К.Д. Ушинского, которое представляется как уникальное явление, оказавшее влияние на развитие педагогической науки и практики.

Знакомясь с педагогическим творчеством К.Д. Ушинского студенты открывали его вновь и вновь, а  разнообразные, необычные форматы осовения материала позволили увидеть, принять, критически переосмыслить, примерить на себя его основные идеи, многоликость и многообразие взглядов, убеждений, что в дальнейшем позволит сформировать и закрепить у выпускников мировоззрение будущего педагога.

Студенческая весна в Педагогическом!

ФКИ 1 место

16798065459471679806545933

16798041606651679804160693ФДиНОФДиНО1

 

21, 22, 23 марта студенты Томского государственного педагогического университета приняли участие в театральном конкурсе "Студенческая весна ТГПУ-2023". Студенты факультетата культуры и искусств,  факультета дошкольного и начального образования образования представили на сцене театрализованные постановки с оригинальными сценариями.

Факультет культуры и искусств представил постановку "Алиса в стране чудес". Факультет дошкольного и начального образования показал историю "Одной простой советской семьи".

Все участники театрального конкурса воплотили на сцене Педагогического свой взгляд на произведение, создавая его волшебный мир, демонстрируя свои авторские режиссерские зарисовки, художественный и исполнительский уровень, командную работу. 

По результатам конкурса студенты факультета культуры и искусств заняти I  место

Дипломом за "Лучшую женскую роль второго плана" удостоена Злата Гончарова - "...это вечно опаздывающий и спешащий кролик.." - как говорят ребята.

Поздравляем! Желаем новых, творческих побед и успехов!

Участие профессора Института детства и артпедагогики в Международной научно-практической конференции «ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

 

24.03.2324.03.23 1

23-24 марта 20213 года в МПГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ», посвященная 200-летнему юбилею К.Д. Ушинского. Главным организатором конференции стала кафедра теории и практики начального образования Института детства МПГУ.

В рамках пленарного заседания прозвучали доклады, в которых были обозначены основные позиции великого русского педагога в аспекте воспитания, дидактики и методики начального образования. Значение вклада К.Д. Ушинского в развитии педагогики невозможно переоценить. Для отечественной  педагогики это имя такое знаковое, как имя А.С. Пушкина для русской литературы и имя П.И. Чайковского для русской музыки.

Докладчики говорили о том, как развиваются в современной педагогике и методике начального образования идеи К.Д. Ушинского. В рамках  пленара с докладом «Методика К. Д. Ушинского как прообраз развивающего начального образования» выступила С.И. Поздеева, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики. В докладе было проанализировано дидактическое и методическое наследие К.Д. Ушинского в аспекте особенностей организации процесса обучения родному языку в начальной школе.

«Предложенный педагогом метод коллективного анализирующего наблюдения, строящийся на вовлечение ученика в процесс самонаблюдения над языковым материалом, которым управляет педагог с помощью вопросов и заданий, является прообразом известного в дидактике частично-поискового метода обучения. «Вопросительный способ изложения», предложенный К.Д. Ушинским, до сих пор является методическим ориентиром для педагогов в обучении русскому языку, в частности при проведении урока открытия новых знаний» - отмечает в своем выступении Светлана Ивановна.

«К.Д. Ушинский, благодаря учебнику «Родное слово» и рекомендаций к нему для наставников и родителей, совершил, на наш взгляд, методический «прорыв», предложив не только развивающее ребенка содержание обучения, но и развивающий метод обучения родному языку».

Старт Конкурса детских исследовательских работ "Твори! Исследуй! Пробуй!"

IMG 2490

Институт детства и артпедагогики и Институт развития педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» объявляет прием заявок для участия в Областном конкурсе детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»

Цели Конкурса – интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности; развитие познавательной инициативы и активности; формирование универсальных учебных действий познавательного характера.

Задачи Конкурса:

  • развитие интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к наукам, к исследовательской работе;
  • развитие у детей и педагогов интереса к исследовательскому обучению, формирование исследовательских умений;
  • совершенствование методической и учебно-исследовательской работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • обмен опытом в развитии исследовательской работы детей между педагогами города и области.

ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 На Конкурс принимаются работы, созданные воспитанниками дошкольных организаций и обучающимися начальной школы: а) индивидуально, б) в группе (при условии очного группового участия – не более 3-х человек). Допускается участие учащихся пятых классов.

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и проектные работы. Конкурсная работа должна являться представляемой впервые на Конкурсе областного масштаба.

Принять участие в Конкурсе исследовательских работ можно по пяти тематическим направлениям (секциям) в очном (по согласованию с организаторами допускается онлайн подключение участников) или в дистанционном формате (видеоролик и инфоргафика).

Для участия в Конкурсе необходимо до 30 марта 2023 г. заполнить заявку участника Конкурса в googl-форме по ссылке

Для обучающихся начальной школы https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScPvRojP3-LPllk1nNUQSxD1ZYzcdI1lBTsNvJWrVes7N348Q/viewform

Для воспитанников дошкольных образовательных организаций https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScoyHK5P6B43VThYoNSmdu8JpQpcU1hKR9HKi6z9MB0CzL8_g/viewform

Для участия в Конкурсе от одной образовательной организации может быть подано не более 5-х заявок.

Положение

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др20

С днем рождения, Анна Сергеевна Воронина!

С днем рождения поздравляем
И от всей души желаем
Счастья прямо без границ,
И удачи и везения,
Тепла, любви и вдохновения!

С днем рождения!

 

др м3

Поздравляем с днем рождения Сергея Алексанровича Селиванова!

Желаем радости, любви, успехов. Пусть сердце стучит в правильном ритме, глаза светятся радостью, а в душе горит огонек молодости и задора!

 

С днем рождения!

др58

Наталья Георгиевна Иванова, с днем рождения!

Пусть день рождения радости приносит,
Удачи, мира, света и добра.
И мысли все вам реализовать,
И от судьбы приятные сюрпризы
Желаем вам почаще получать.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER