Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Институт детства и артпедагогики ТГПУ отмечает три года со дня основания

В понедельник в ТГПУ стартовала Неделя Института детства и артпедагогики, который в этом году отмечает три года со дня основания. На торжественной церемонии открытия собрались его студенты, педагоги, сотрудники.

В 2020 году в ТГПУ был создан Институт детства, который в 2021 году переименован в Институт детства и артпедагогики для усиления роли последней, а именно обучения, развития, воспитания личности ребенка средствами искусства и художественно-эстетической деятельности.

Сегодня Институт – это два факультета: факультет культуры и искусств и факультет дошкольного и начального образования. Особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров, а именно подготовке педагога нового типа, ориентированного на общечеловеческие и культурные ценности, на познавательное, эмоционально-личностное и художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения.

На концерте открытия Недели ИДиА гостей встречала его директор Ирина Александровна Дроздецкая:

Дроздецкая
«Праздничные мероприятия позволят всем участникам познакомиться ближе с Институтом, стать частью большой семьи и раскрыть свои многогранные таланты. А многогранность личности педагога сегодня имеет особую ценность, ведь человек, который обладает широким спектром навыков, получает возможность быть на одной волне с детьми, стать примером для подражания и обзавестись настоящим авторитетом, что делает его работу интересной и любимой».

В диалоге с пресс-службой вуза Ирина Александровна поделилась ключевыми достижениями трех лет работы и дальнейшими планами. Так, за это время увеличился контингент обучающихся по всем реализуемым образовательным программам, была сформирована высококвалифицированная команда преподавателей и сотрудников. Разработан новый портфель образовательных программ бакалавриата и магистратуры с учетом обеспечения единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и с ориентацией на актуальные задачи развития общего образования, на виды деятельности педагога, в том числе внеучебную и воспитательную, и усиление практико-ориентированной подготовки. Запущена образовательная программа среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах».

Расширены каналы сотрудничества с образовательными организациями региона. Например, ИДиА участвует в реализации программы «Детский сад – лаборатория ТГПУ» в МАДОУ №61 г. Томска.

«Работа в статусе «Детский сад – лаборатория ТГПУ» позволила обучить на КПК практически весь педагогический состав, выполнены магистерские исследования, сформирована единая здоровьесберегающая среда для всех участников образовательной деятельности. В связи с новыми задачами, которые поставлены государством по естественно-научному и инженерно-техническому развитию детей, появляется задача расширения спектра дополнительных услуг, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями. Возникает необходимость развития данного направления дополнительного образования детей дошкольного возраста: подготовка кадров, создание новых образовательных программ и курсов, просвещение родителей, создание материально-технической базы для дополнительных курсов по робототехнике и другое», – говорит Ирина Александровна. 

Совместную работу образовательной, проектной направленности Институт ведет с МАДОУ №№ 24, 82, ДК «Маяк», ДДТ «Планета», «Искорка», ДДиЮ «Кедр» и др.

В ходе развития Института открыта НИ лаборатория кинопедагогики для организации и осуществления научно-исследовательской деятельности в рамках концепции преподавания предметной области «Искусство». Начала работу НИ лаборатория раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды».

Обновляется материально-техническая база, создается целостная предметно-пространственная среда, появляются новые локации, в том числе инновационное «Пространство детства», которое оснащено специализированным оборудованием для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и их разными вариантами развития. Студенты получают возможность проявления разных видов активности и пробных действий через прикрепление к лабораториям и образовательным центрам, учебно-методическим кабинетам («Развивайка»), Педагогическому технопарку «Кванториум», Шахматному клубу, творческим мастерским.

«Пространство на данном этапе строится как «полигон» лабораторий, детских центров и кабинетов квазипрофессиональной деятельности, в которых обучаются студенты профилей «Дошкольное образование и начальное образование», «Изобразительное искусство и дополнительное образование», – говорит И.А. Дроздецкая.

Представители Института не только участвуют в федеральных проектах – в работе федерального научно-методического центра сопровождения педагогических работников по направлению «Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося», фундаментальном исследовании Министерства просвещения РФ «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» и других, но и сами реализуют события всероссийского уровня.

Так, в Год педагога и наставника Институт детства и артпедагогики совместно с Управлением стратегических коммуникаций и информационной политики ТГПУ провел Студенческий кинофестиваль короткометражных фильмов «Педагогические династии», приуроченный к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Помимо обновления образовательной деятельности, была модернизирована и воспитательная. Будущие педагоги продолжили работу в уже известных направлениях деятельности органов студенческого самоуправления (совет профоргов, культорганизаторы, совет старост, студсовет, студенческий актив, кураторство) и включились в новые (имиджевая работа, организация социального партнерства, проектная деятельность, студенты-детям (квази-практики) и др.).

Вспоминая достижения, которых еще, несомненно, много у Института детства и артпедагогики ТГПУ, не стоит забывать и о планах. Конечно, ИДиА продолжит работу с партнерами, реализацию успешных проектов и практик, однако будут и новые инициативы:

«В рамках нового вызова – «Пространство детства в педагогическом вузе» мы планируем реализацию проекта, который будет называться «ТГПУ – территория, открытая детству» или «ТГПУ – территория безопасного и благополучного детства», – говорит Ирина Александровна. – На базе учебно-методического кабинета «Развивайка» будут организованы программы дополнительного общеобразовательного общеразвивающего вида для детей старшего дошкольного возраста «Подготовка детей к школе». В НИ лаборатории кинопедагогики – разработка учебно-методических пособий в направлении художественно-эстетического образования, касающегося аспектов преподавания истории кинематографа в школе и в вузе».

Будет налажено взаимодействие с дошкольными образовательными организациями и другими заинтересованными структурами в рамках работы стажировочной площадки «Детский сад – маршруты развития» на базе ТГПУ, выполняющей организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Есть также идея совместно с Томским государственным университетом запустить музыкально-просветительский проект «Музыка для всех», направленный на повышение культурного уровня жителей  Томской области.

«Конечно, будут продолжаться развитие современной методологии познания, получение и распространение нового научного знания о современном детстве в современном культурном и информационном пространстве, о чем мы говорим на семинарах, форумах, конференциях, круглых столах, дискуссионных площадках. Студентов и педагогов ждут мастер-классы, научно-практические семинары и другие активности от Института», – сообщает его директор.

Ближайшая неделя, посвященная дню рождения ИДиА, включит день самоуправления и день отрытых дверей, флешмобы, музыкальный квиз, конкурсы и многое другое. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER