Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Танцуй за факультет

 15 апреля в стенах ТГПУ вновь прошел конкурс «Танцуй за факультет»! Поздравляем участников команды от ФПСО за диплом 3 степени!

 

ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ «ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»

ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ
«ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»
20 марта 2021 года г. Томск

ПОБЕДИТЕЛИ
III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ
«ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»
20 марта 2021 года г. Томск
БОРОДИНА ЕЛЕНА ИБРАГИМОВНА
 учитель-логопед
ЛЕЙКАМ ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА
учитель-логопед
 МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №96 г. Томска (корпус 2) 

ЛАУРЕАТЫ I СТЕПЕНИ
ОЧЕРЕДЬКО ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА
инструктор по физической культуре
МАНОЙЛОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
ИЛЬЧЕНКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
педагоги-психологи
МБДОУ № 61 г. Томска

ЛАУРЕАТЫ II СТЕПЕНИ
ПАСЕЧНИК НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
учитель-логопед
ЧИРЦЕВА ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА
старший воспитатель
МБДОУ № 133 города Томска

ТОКАРЕВА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
руководитель общего детского хора Детской музыкальной школы №1 г. Новосибирска
студентка НГК им. Глинки г. Новосибирска

ЛАУРЕАТ III СТЕПЕНИ
СИДОРОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
учитель-логопед
МАДОУ № 102 г. Томска

Победители в номинациях:

  1. В НОМИНАЦИИ: «ЛУЧШАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА» – ЗАЙЧИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, педагог дополнительного образования, КОБЗЕВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

Воспитатель, СУХОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, воспитатель, МБДОУ №61 г. Томска

  1. В НОМИНАЦИИ: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА» – ПОПОВА АННА ФЁДОРОВНА, воспитатель, ФИЛАТОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА, воспитатель, МАДОУ № 61, г. Томска.

Дипломы участников:

  1. ЛЕЖНИНА ЕЛЕНА ГЕРМАНОВНА, МАСЮТЕНКО НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ЖАБИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА – учителя-логопеды МАДОУ №134, г. Томска.
  2. ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА – воспитатель МАДОУ– Центра развития ребёнка детского сада № 102, г. Томска.
  3. ХАБАРОВА ДАРЬЯ БОРИСОВНА –педагог-психолог МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №93, г. Томска.

На конкурс было представлено десять работ, девятнадцати участников, специалистов из г. Томска, г. Новосибирска. Кроме победителя и лауреатов, были определены победители в отдельных номинациях, всем участникам вручены дипломы.

 

Международный фестиваль инновационных идей и практик в образовании

Без названия 1МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Томский государственный педагогический университет"
(ТГПУ)

Международный фестиваль инновационных идей и практик в образовании

Целью Фестиваля является стимулирование научно-исследовательской и инновационной активности образовательных организаций России посредством осмысления  отечественного и зарубежного опыта, укрепления международного профессионально-педагогического взаимодействия; внедрение инновационных педагогических идей в систему образования, их развитие в условиях обновления содержания образования.

Задачи Фестиваля:

  • обобщение и распределение опыта проектирования, апробации и реализации инновационных практик в образовании;
  • развитие социального партнерства в сфере образования;
  • обновление механизмов взаимодействия педагогической науки и практики;
  • содействие в реализации инновационных образовательных проектов в образовательных организациях.

Участниками Фестиваля могут быть педагогические работники общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций; студенты выпускных курсов бакалавриата/специалитета, магистранты, аспиранты.

Формы участия: выступление на площадках Фестиваля, участие в курсах повышения квалификации.

Сроки проведения фестиваля: 15.03.2021 - 21.05.2021.

Первый этап: 15.03.2021 - 15.05.2021 : регистрация, оформление заявок, подготовка программы фестиваля и программы курсов повышения квалификации.
Второй этап: 18.05.2021 - 21.05.2021 : проведение фестиваля в онлайн-формате, реализация программы повышения квалификации.

Направления инновационных проектов/практик:

  • современные модели обучения, воспитания и развития;
  • инновационные технологии, методы, средства и формы в педагогической деятельности;
  • электронное обучение на педагогические профессии и профессиональная подготовка будущих педагогов.

Ссылка на регистрацию: https://forms.gle/k8xSgwSKZ1EpFKWDA

Стоимость курсов повышения квалификации "Организационно-методические аспекты инновационной деятельности в системе образования": 24 часа (очно-онлайн) - 1000 рублей, 48 часов (очно-онлайн, заочно) - 1600 рублей, 108 часов (очно-онлайн, заочно) - 3800 рублей.

Подведение итогов:

  • Все участники Фестиваля получают сертификаты.
  • Участники, отмеченные экспертами/или педагогическим сообществом, получат дипломы в номинациях от организаторов Фестиваля.
  • Видеозаписи материалов будут доступны на сайте ТГПУ: https://www.tspu.edu.ru/fpso/news 

Контактная информация:
Координатор Фестиваля: Дозморова Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, 8-923-449-55-66, e.dozmorova@mail.ru
Секретарь Фестиваля: Головина Алена Павловна, научный сотрудник кафедры социальной педагогики ТГПУ, 8-952-886-73-69, bold-angel@yandex.ru
Куратор курсов повышения квалификации: Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, 8-913-889-55-27, lyba_alla@mail.ru

ПОЛОЖЕНИЕ

 Информационное письмо
Информационное письмо № 2

 

Итоги научно-методического семинара по теме «Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода»

Без названия 1

РўРёС РРёСЃС 1 РђСРёСРё нРсеминРСЂ02 апреля 2021 года кафедра дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очный научно-методический семинар по теме «Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода».

Семинар, проведенный в рамках Международного дня распространения информации о проблеме аутизма, был направлен на формирование метапредметных знаний, профессиональное развитие обучающихся Томского государственного педагогического университета, распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Руководитель семинара: Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.

На открытии семинара выступила и.о.декана факультета психологии и специального образования Ольга Викторовна Каракулова, которая отметила актуальность исторического события и научно-социальные проблемы аутизма, распространение которого приобрело мировые масштабы.

РўРёС РРёСЃС 2 РђСРёСРнРсеминРСЂ

В команде организаторов семинара активно участвовали Щербакова Дарья Евгеньевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО (модератор семинара); Мисник Полина Александровна, магистрант 1 курса 805М группы ФПСО (технический редактор слайдовых презентаций и он-лайн трансляции); Сергеева Елена Алексеевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО (ИКТ-сопровождение и съемка мероприятия).

Психолого-педагогическая общественность г. Томска (преподаватели кафедр психологии развития личности, психолого-педагогического образования, дефектологии, педагогики и психологии образования; специалисты МАДОУ № 37, 39, 83 г. Томска, магистранты и студенты факультета психологии и специального образования, Института Детства) представили выступления по актуальным проблемам дефектологии, специальной психологии и коррекционной педагогики).

Проведению семинара предшествовало: электронная  регистрация участников семинара; разработка афиши и эмблемы; изготовление и вручение участникам семинара тематических  календарей, автором и исполнителем которых является Щербакова Д.Е., студент 4 курса 973 группы ФПСО.

Филимонова 2 СеминарФилимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии провела открытую лекцию по теме «Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода», выделив 13 ведущих направлений в контексте изучения аутистических проблем детского развития.

Участники семинара (50 человек) представили научно-методические выступления в рамках следующих основных направлений: главные признаки аутизма как факторы первазивного расстройства; проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра (РАС); особенности сенсорного развития детей с РАС и дисфункция сенсорной интеграции; нарушения моторной сферы при расстройствах аутистического спектра; использование игры в коррекционной работе при аутизме и РАС; формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС; организация работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС; методы психокоррекции: сенсорная интеграция, оперантная терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, TEACCH-терапия, языковая система «МАКАТОН», литотерапия, система альтернативной коммуникации и др. Научно-методический семинар транслировался в онлайн режиме в системе BigBlueButton для студентов факультета психологии и специального образования.

В рамках семинара состоялось:

− 20 выступлений по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС,  использованию современных образовательных технологий и методов коррекции аутистических расстройств;
− 3 доклада по организации работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС;
− 7 практикумов по использованию в коррекционной работе сенсорных девайсов;
− 4 информационных обозрения об известных людях с синдромом саванта;
− предоставление на конкурс в рамках семинара - 10 буклетов по детскому аутизму для педагогов и родителей; 3 эмблемы; 1 папка методических рекомендаций по комплексному сопровождению детей с РАС.

Щербакова 2

Павлова 1 ЛегоконструированиеГригорьеваСтепанова

 

 

 

 

 

Лучшими выступлениями и докладами признаны:

− «Что хочет сказать человек с аутизмом окружающим людям? Диагностика и современное понимание расстройств аутистического спектра» (Григорьева Н.Е., магистрант 1 курса 805М группы ФПСО ТГПУ);
− «Методы и приёмы запуска речи у детей с РАС» (Степанова О.И., учитель-логопед МАДОУ № 83 г. Томска, специалист ПМПК);
− «Формирование социально-бытовой лексики у детей с РАС» (Ефремова Е.А., студентка 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ).
− «Использование метода аудиотонизирования в коррекционной работе с детьми с РАС» (Щербакова Д.Е., ТГПУ, студентка 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ);
− «Использование лего-конструирования и основ робототехники в процессе развития познавательных процессов у детей с РАС» (Павлова Т.О., магистрант 806М группы ФПСО ТГПУ, воспитатель МБДОУ детский сад №37 г. Томска);
− «Формирование кинетических средств коммуникации у детей с РАС в нейропсихологическом аспекте» (Сергеева Е.А., Шнар В.М., студенты 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ);
− «Организация работы с родителями школьников с РАС» (Ефремова-Шершукова Н.А., доцент кафедры педагогики и психологии образования ИРПО; магистрант 1 курса 806М группы ФПСО ТГПУ).

Лучшие практикумы с сенсорными девайсами представили студенты 5 курса 661 и 662 групп Института Детства ТГПУ:

− «Музыкальная интерактивная головоломка «светящаяся запоминайка» (Кусаирова Н.В.);
− «Деревянный развивающий куб и развивающая головоломка» (Землянская Ю.С., Иванова Е.А., Шимоняк А.А.);
− «Силиконовая шариковая ручка «Гусеница» (Наврос А.С.);
− «Спиннер средство развития концентрации внимания при детском аутизме» (Блохина И.П.), «Кинетический песок для тренировки памяти и расширения кругозора аутичных детей» (Скворцова Е.С.).

Большой интерес у слушателей семинара вызвали информационные обозрения «Известные люди с синдромом саванта», представленные студентами 5 курса 661 и 662 групп Института Детства: «Альберт Эйнштейн» (Фазлеева А.И.); «Билл Гейтс» (Баловацкая И.А.); «Вольфганг Амадей Моцарт» (Кускова В. С.); «Леонардо да Винчи» (Землянская Ю.С., Иванова Е.А., Шимоняк А.А.).123

Лучшими буклетами признаны: «Литотерапия» для родителей и педагогов (Арцимович А.А., магистрант 806М группы ФПСО, учитель-логопед МБОУ ООШ № 39 г. Томска); «Как сформировать у ребенка с расстройствами аутистического спектра активную речь» (Щербакова Д. Е., студент 4 курса 973 группы ФПСО).

12

В рамках конкурса на лучшую эмблему мероприятия, посвященного Всемирному дню распространения информации об аутизме - лучшие работы Щербаковой Д.Е., Бакушиной Е.С. (студенты 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ).

 

 

Благодарим всех участников семинара за представление научно-профессионального опыта и неравнодушие к детям с расстройствами аутистического спектра.

Итоги фестиваля вожатских идей

Традиционный фестиваль вожатских идей в нетрадиционном формате

WhatsApp Image 2021 03 27 at 11.59.59

 

В 6-й раз прошёл фестиваль вожатских идей. После перерыва длиною в год, связанного с пандемией, команда организаторов при грантовой поддержке Областного конкурса молодежных проектов «Твоя идея» Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области провела фестиваль только для школьных команд вожатских отрядов. 18 команд из образовательных организаций города Томска, Северска, Асиновского, Бакчарского, Колпашевского, Молчановского, Томского и Шегарского районов «фестивалили» в онлайн-формате. Как пишут в своих сообществах участники, несмотря на онлайн, они испытали яркие, настоящие эмоции, познакомились с новыми командами, встретились со «старыми знакомыми», сдружились с другими командами.

 

 

В конкурсе видеовизиток лучшими стали команды: ДДТ «Созвездие», Молчановской СОШ, лицея №1 им. А.С. Пушкина, с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера», СОШ № 42, СОШ №7 г. Колпашево

Лучшими отмечены мастер-классы следующих команд: Зональненской СОШ, Бакчарской СОШ, с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера», Гимназии № 2 г. Асино, ДДиЮ «Кедр»

Лучшими в конкурсе «Игромания» стали ДЮЦ г. Колпашево, Томский Хобби-центр, Зональненской СОШ, ДДТ «Созвездие», Центр «Поиск» г. Северска, Смена» ДДТ «У Белого озера», ДДиЮ «Кедр»

В конкурсе «Вожатый+» выделились команды: Молчановской СОШ, лицея №1 им. А.С. Пушкина, ДЮЦ г. Колпашево, Бакчарской СОШ, Шегарской СОШ. При этом в индивидуальном зачете из 5 баллов набрала 4,83 Огнева Диана, обучающаяся СОШ № 42

В конкурсе проектов отмечены команды: ДЮЦ г. Колпашево, Гимназии № 2 г. Асино, СОШ № 42, Бакчарской СОШ, ДДТ «Созвездие», Зональненская СОШ, лицей №1 им. А.С. Пушкина, Бакчарская СОШ.

Отзывы руководителей команд:

«Посещала фестиваль дважды в роли участника, в этот раз впервые в роли руководителя. Я в восторге!» — говорит самый юный педагог, Львова Яна Сергеевна (с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера»)

«Дети впервые участвовали в таком мероприятии и самый главный результат для нас — это огоньки в глазах детей. В начале они «межевались», а сегодня не хотели расходиться. Я думаю, это о многом говорит! Спасибо за такую организацию! За опыт! Всё для детей!»

«Нам было очень интересно и полезно. Спасибо за новый опыт! Получили массу эмоций и позитива!»

«Мы благодарны вам за яркое мероприятие, возможность раскрыть потенциал ребят в условиях карантина. Ребята очень зарядились этой атмосферой!»

Общее мнение экспертов можно выразить фразой: «Участники в этом году порадовали своим настроем, амбициозностью и умением работать!»

Мероприятие, посвященное Всемирному  дню распространения информации об аутизме

ТГПУ эмблема

 

1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОЙ КВАЗИОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАФЕДРЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ ТГПУ  СОСТОЯЛОСЬ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ВСЕМИРНОМУ  ДНЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ. 

Профессиональный разговор о том, как можно помочь детям с расстройствами аутистического спектра  быть принятыми в обществе, состоялся благодаря участию  Информационно-методического центра  г.Томска.  

Практическим опытом работы с данной категорией детей поделились практикующие учителя-логопеды и учителя – дефектологи: провели мастер-классы для  студентов,  рассказали о современных технологиях психолого-педагогического сопровождения  в условиях дошкольных образовательных учреждений.

С педагогическими приёмами, упражнениями, коррекционно-развивающими методиками, позволяющими детям с РАС быть более предсказуемыми и наполненными смыслом,  студентов познакомили:

Аверина Ольга Александровна, учитель-дефектолог МБДОУ №30 г. Томска. Тема: «Формирование глобального чтения у детей с РАС».

Визир Марина Николаевна, учитель-дефектолог МБДОУ № 30 г. Томска. Тема: «Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС».

Курьянова Татьяна Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №10 г. Томска.Тема: «Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ с детьми с РАС».

Гончар Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ №15 г. Томска. Тема мастер-класса: «Формирование просодической стороны речи у детей с РАС с использованием приёмов музыкальной терапии».

Бовкун Татьяна Николаевна, методист МАУ ИМЦ г. Томска  представила томский  опыт   помощи  детям с РАС,   отмечая поступательную динамику решения проблемы их  обучения и социализации детей,  а также имеющиеся недостатки.

Результаты  проведённого мероприятия подтвердили желание у студентов-дефектологов  и в дальнейшем  получить информацию о накопленном опыте педагогов-мастеров, осваивать и использовать разработанные ими на практике программы, методики, системное и последовательное использование которых помогает зажечь звезду успеха в ребёнке, веру в свои силы.

Научно-методический семинар «ИЗУЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА»

Без названия 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Факультет психологии и специального образования
Кафедра дефектологии 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о научно-методическом семинаре
«ИЗУЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА»

Уважаемые студенты и преподаватели!

РўРёС РРёСЃС 1 РђСРёСРё нРсеминРСЂКафедра дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ приглашает принять участие в очном научно-методическом семинаре «Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода».

Семинар проводится 02 апреля 2021 г. в рамках Международного дня распространения информации о проблеме аутизма.

Семинар направлен на формирование метапредметных знаний, профессиональное развитие и распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Место проведения: г. Томск, пр. Комсомольский, 75; ауд. 229 (корпус 1 ТГПУ).
Время проведения: 14.00 – 18.00

Для участия в семинаре приглашаются: преподаватели, педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, студенты, магистранты и молодые учение, изучающие проблемы РАС. По итогам семинара планируется вручение сертификатов и выпуск электронного сборника тезисов выступлений.

Основные направления работы семинара:

  1. Особенности сенсорного развития детей с РАС и дисфункция сенсорной интеграции.
  2. Нарушения моторной сферы при расстройствах аутистического спектра.
  3. Главные признаки аутизма как факторы первазивного расстройства (экстримальное одиночество, эмоциональная холодность, аутостимуляции, стереотипии, консерватизм, фобии, агрессия, аутоагрессия).
  4. Использование игры в коррекционной работе при аутизме и РАС.
  5. Проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра.
  6. Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС.
  7. Организация работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС.
  8. Методы психокоррекции: сенсорная интеграция, оперантная терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, TEACCH-терапия, система альтернативной коммуникации и др.

РўРёС РРёСЃС 2 РђСРёСРнРсеминРСЂТематика семинара не ограничена предложенным перечнем вопросов и может быть дополнена после предварительного согласования.

Для участия в семинаре в рамках заявленной темы, необходимо подготовить: доклад, мастер-класс, рекламу образовательной технологии или метода коррекции аутизма, буклеты о РАС (для педагогов и родителей), сенсорные девайсы, мини-визитки о савантах).

Требования к творческим выступлениям:

− в основе должна быть концептуальная идея дефектологии, раскрывающая смысл выступления;
− время представления  7 – 10 минут;
− форма представления доклада в виде слайдовой презентации;
− творческая работа может быть индивидуальной и групповой.

Контрольная дата: прием заявок на участие в семинаре – до 01 апреля 2021 г. (включительно). 

Контактные данные: г. Томск, пр. Комсомольский, 75, кафедра дефектологии ФПСО, кабинет 206.

Руководитель семинара: Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ (т. 8 913 842 71 96)

Контактное лицо: Щербакова Дарья Евгеньевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО
https://vk.com/darya_scherbakova99; scherbakovade@mail.ru

ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «МОЙ КАБИНЕТ – 2021» 26 февраля 2021 года г. Томск

ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «МОЙ КАБИНЕТ – 2021» 26 февраля 2021 года г. Томск

Кабинет года 2021 фото для сайта 1ПОБЕДИТЕЛЬ: БУЗОВСКАЯ ИРИНА СЕРГЕЕВНА, учитель – логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье.

ЛАУРЕАТЫ I СТЕПЕНИ: ЗАЙЧИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, педагог дополнительного образования МАДОУ №61 Г. Томск; ЛЕЖНИНА ЕЛЕНА ГЕРМАНОВНА, МАСЮТЕНКО НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, учителя-логопеды, МАДОУ №134 г. Томск.

ЛАУРЕАТЫ II СТЕПЕНИ: МИХЕЛЬСОН МАРГАРИТА РАЙМУНДТОВНА, учитель-дефектолог МАДОУ №38 г. Томска; ПОВАРЕНКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, учитель-логопед МАДОУ №38 г. Томска; ШЕВЧЕНКО КСЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, учитель дефектолог МАДОУ №53 г. Томска.

ЛАУРЕАТЫ III СТЕПЕНИ: ШИЛЕНОК АЛЕВТИНА ВЛАДИМИРОВНА, педагог – психолог МБДОУ №21 г. Томска; ПАСЕЧНИК НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА, учитель-логопед МБДОУ №133 г. Томска.

На конкурс было представлено двадцать пять работ, тридцати восьми участников, специалистов из г. Томска, Томского района, Томской области, г. Новосибирска. Кроме победителя и лауреатов, были определены победители в отдельных номинациях.

Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования»

В рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования» 25-26 февраля 2021 г. проводилась работа  по четырём направлениям.

1.1Проведение  подобной научно-практической конференции – уже не первый шаг на данном направлении для  ТГПУ. Цели конференции, как отметила в своём обращении к присутствующим зав. кафедрой дефектологии,  канд. пед. наук Мёдова Н.А, напрямую связаны с изменениями в отечественной системе образования,  реализацией инициатив, представляющих собой исследование и презентацию технологий, программ, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

1.2В течение двух дней прошли  заседания четырёх секций, где свои доклады представляли преподаватели российских вузов, представили  образовательных  и общественных организаций, родители, воспитывающие детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов,  студенты, магистры, выпускники кафедры дефектологии  ТГПУ и другие специалисты с весомым профессиональным опытом работы в организациях различной ведомственной принадлежности.

По итогам конференции будут изданы сборники статей и тезисов лучших докладов.

Секция «Нейрологопедическая коррекция: от теории к практике» (руководитель секции  Сергеева А.И., канд. пед. наук). В ходе работы секции обсуждались актуальные вопросы реализации нейропсихологического подхода для эффективного развития когнитивных процессов и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи разного возраста. С приветственным словом выступила Сергеева А. И., с цитатой из произведения известного нейропсихолога Т. Г. Визель «Гармония», которая отражала контент докладов секции:

«…Две гемисферы мозга повторяют
Два полушария Земли самой,
Мажор с минором мудро примиряют,
Их поделив невидимой чертой
Искусства – справа, а науки – слева.
Так и не зная, что из них важней,
Одно из двух однажды выбираем
И служим верно, до последних дней
Мы входим робко в светлый Храм познанья,
Чтоб осмелеть в исканиях потом,
Крупицы истины в награду за старанья
В трудах и муках добываем в нем
И оба полушария ликуют!..»

Практический опыт применения сенсорно-тактильных пособий для сенсомоторного и речевого развития дошкольников представили Н. В. Соколова и В. П. Любимова (магистранты 2 курс, 8901Мсдо). Мастер-класс «Универсальная кинезиологическая зарядка для детей с нарушениями речи» Н. И. Вайвод и доклад «Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения младших школьников» Г. М. Карташовой и А. А. Барнаевой получил положительные отзывы слушателей секции.

Творческая популяризация нейропсихологического подхода в логопедической работе как ключевая цель секции была успешно решена.

Секция «Проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования» (руководитель секции  Кузнецова Т.В., канд. пед. наук).

Цель работы секции: представить различные направления (технологические, содержательные, методические) организации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.

Основными направлениями работы секции были:

- презентация результатов исследовательских работ магистров и преподавателей по проблеме создания педагогических условий для реализации инклюзивного образования; 

- представление опыта работы педагогов общеобразовательных организаций г. Томска и Томской области в реализации технологий, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Представленные доклады носили как теоретический, так и практико-ориентированный характер, касались вопросов выбора стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовании.

Филимонова Елена Анатольевна, преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ,  раскрыла особенности психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра,  на уровне дошкольного и начального общего образования.

Гордеева Наталья Михайловна, учитель-логопед МАДОУ № 99 г Томска,  представила опыт пропедевтической работы по обучению грамоте дошкольников с ТНР в условиях ДОУ.

Чистякова Любовь  Александровна, воспитатель МАДОУ №11 г. Томска, представила результаты исследовательской работы по теме  «Развитие произвольной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с синдромом  дефицита внимания и гиперактивностью посредством игротерапии».

Мазепова Кристина Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, обозначила проблему профессионального самоопределения обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости и предложила для её решения технологию продуктивного обучения.

Коробейникова Елизавета Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, учитель-логопед МАДОУ № 38, представила анализ теоретического материала по теме «Особенности коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования».

Ахмедова Лилия Фаридовна, магистрант ТГПУ ФПСО,  раскрыла ресурсы устного народного творчества как средства развития познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Кузнецова Татьяна Владимировна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ,  рассмотрела возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности как способ развития познавательных способностей и включения детей в совместную учебно-познавательную деятельность на доступном для ребёнка с ОВЗ уровне.

Представленный опыт показал, что реализация инклюзивного образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения его реализации (организационного, кадрового, информационного, методического, материально-технического) и преемственность реализации процесса инклюзии на всех уровнях образования.

Участниками секции были отмечены противоречия между потребностью образовательных организаций в квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной переподготовки на уровне региона; между необходимостью командной работы педагогических работников образовательной организации в реализации инклюзивного образования и недостаточной разработанностью данных форм работы в образовательной практике; между необходимостью в оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и недостаточным опытом разработки оценочных материалов. 

Актуальность тематики и исследовательская работа выступающих на секции «Модернизация системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями  в условиях дистанционного обучения» определены стремительным вхождением  в круг интересов современной педагогической науки дистанционного образования.

Руководитель секции Обносова Г.П., канд. пед. наук, во вступительном слове рассказала о  практике психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Опыт работы коллег из Воронежской,  Свердловской, Сургутской  областей,  Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры,  обладающих универсальной ценностью в области  организации работы с лицами с особыми образовательными потребностями,  был представлен  интересными докладами и выступлениями.

Бегидова Тамара Павловна, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО Воронежского государственного института физической культуры не только провела  обзор современной нормативно-правовой базы дистанционного обучения лиц с ОВЗ, но и рассказала о направлениях организации тренировочного образовательного процесса в дистанционном режиме.

Бойко Ольга Яковлевна, канд.пед.наук, исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области, член Правления Специальной Олимпиады России поделилась уникальным  на уровне Российской Федерации опытом использования онлайн-технологий и инструментов для организации физкультурно-спортивной деятельности и поддержания двигательной активности детей с ментальными особенностями в дистанционном режиме.

Выступление «Инновационные подходы обучения грамоте детей с нарушениями речи»   было представлено Богатой Ольгой Фёдоровной, преподавателем кафедры педагогического и специального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет». Являясь  старшим научным сотрудником Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития,  Ольга Фёдоровна, много лет изучает проблему развития грамотности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Представленные слушателям авторская методика и учебные пособия, выпущенные издательством «Просвещение» по данной тематике вызвали значительный интерес у участников конференции.

В проблемном поле работы секции выступление Колоды Валентины Анатольевны, учителя-логопеда Казённого образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  о применении дистанционных технологий  для проведения логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями иллюстрировалось фрагментами занятий с детьми и родителями.

О недостаточной разработанности проблемы формирования инклюзивной компетентности студентов рассказала в своём докладе Надежда Александровна Ефремова-Шершукова, канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ТГПУ.

Опыт практической реализации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями  в условиях дистанционного обучения    был представлен  в докладах участниками  секции.

О дистанционном форме  социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья рассказала Макаревич Наталья Юрьевна,    учитель-логопед отделения реабилитации Центра социальной помощи семье и детям «Огонёк» г. Томска. Используемые специалистами  учреждения онлайн – инструменты, реализуемые проекты «Перезагрузка», «Скорая логопедическая помощь» явились хорошей иллюстрацией того, как учреждение социальной защиты детства должно выстраивать  алгоритм организации взаимодействия педагогических работников с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Выступления магистров группы 806 М Квятковской А. И., учителя-дефектолога  МБОУ ООШИ № 22, Арцимович А. В., учителя-дефектолога МБОУ ООШ № 39 г. Томска,   магистров группы 805 М «Ресурсное обеспечение работы учителя-логопеда в  дистанционном режиме: поиски и находки» подтвердили способность  специалистов использовать современные информационные образовательные ресурсы (чаты, мессенджеры, электронную переписку), осуществлять подбор инструментария для работы в дистанционной форме, осваивать  дистанционные технологии работы (в т.ч. групповые и индивидуальные).

Практический опыт учителей-логопедов МАОУ СОШ №12 г.Томска  Мельник Е.А., Трофимовой Л.А. и Солдатовой Л.И. был представлен разработанными  учебными и методическими материалами.  Авторами  выделены проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса дистанционного обучения, отмечены  следующие недостатки:

- дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения;  

- методические материалы по предметным дисциплинам не систематизированы и не адаптированы под задачи ФГОС образования детей различных нозологических групп;

- многие из онлайн школ и образовательных сетевых сервисов имеют условно бесплатный характер, что ограничивает возможности полноценного использования их ресурсов.

Перечисленные недостатки приводят к тому, что специалисты используют элементы дистанционного взаимодействия фрагментарно, не систематично, и нередко без должного учебно-методического обоснования.

В целом, следует отметить, что конференция прошла на хорошем научно-организационном уровне; подготовлен проект рекомендаций конференции, в которых предусматриваются конкретные предложения по практическому использованию результатов,  рассмотренных на мероприятиях научных исследований.

Студенты ФПСО вошли в финал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты»

Студенты ФПСО вошли в  финал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей»:
 
YfcnzАниканова Анастасия, студентка 4 курса,
обучающаяся по специальности:
Педагогика и психология девиантного поведения
 
 
 
 
 
 
 
Саша
Соловьёва Александра, студентка 4 курса, 
обучающаяся по специальности
Педагогика и психология девиантного поведения.
 
 
 
 
 
 
 
Желаем победы в финале!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER