Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ МЕГАГРАНТОВ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Президент России Владимир Путин объявил на пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир» о необходимости предусмотреть до 2026 года финансирования программы мегагрантов.
«Многие хотят работать в России, участвовать в интересных, значимых исследовательских проектах. В том числе, ставят вопрос о возобновлении нашей программы мегагрантов, которая как раз и позволяет собирать сильные исследовательские команды и решать интересные научные задачи. Данное предложение полностью поддерживается», – подчеркнул Президент РФ.
Он обратился к Правительству и Государственной Думе с просьбой предусмотреть до 2026 года обязательное финансирование программы мегагрантов, а также внести необходимые изменения в ее параметры с тем, чтобы они стали более привлекательными для исследователей. Среди них увеличение срока реализации грантов до пяти лет.
«Ученый в общей сложности на свой проект должен получить полмиллиарда рублей. При том условии, что он готов работать в нашей стране на постоянной основе. Поддержка в объеме четверти миллиарда рублей за пять лет будет оказана ведущим зарубежным ученым, которые приедут в Россию, создадут в наших вузах кафедры, будут заниматься преподавательской деятельностью, работать со студентами и аспирантами», – сообщил Владимир Путин.
Одна из задач Десятилетия науки и технологий – привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок.
Источник: Минобрнауки России

УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТ (ОТ УЧЕНЫХ МГУ)

Ученые факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ предложили инновационную систему, которая эффективно подбирает контрольные вопросы для анкет с помощью обработки естественного языка. Созданная система дает возможность минимизировать количество ложной информации в исследованиях.

Для получения максимально корректных и правдивых ответов, правильных выводов и прогнозов в анкету добавляются контрольные вопросы, речь в которых идет об одном и том же, но с использованием различных формулировок. Если ответы на такие вопросы не совпадают, это может указывать на то, что респондент в целом был не очень искренним. Однако создание таких контрольных вопросов может быть сложным и требовать значительных усилий и временных затрат.
Для решения этой проблемы ученые разработали инновационную систему, предназначенную для облегчения процесса составления анкет и эффективного подбора контрольных вопросов с помощью методов обработки естественного языка для поиска похожих вопросов в анкетах и определения наиболее подходящих контрольных вопросов.

№ п/п Методы, применяемые в системе Основы метода Преимущества метода
1.

TF-IDF

(Term Frequency-Inverse Document Frequency)
Основывается на анализе частоты встречаемости слов и обратной частоты документов, что позволяет определить наиболее значимые слова в тексте, использованные для описания его содержания  Облегчает поиск информации в больших коллекциях документов
2. Латентно-семантический анализ (LSA) Использует математическую модель и статистические методы для определения семантических связей между словами в документе. Это позволяет выявить наиболее важные слова, связанные с тематическим направлением, и определить степень их схожести с другими вопросами Помогает более точно подбирать контрольные вопросы и избегать повторений или путаницы
3. Тематическое моделирование Основывается на алгоритмах машинного обучения. С помощью этих алгоритмов система автоматически выявляет наиболее вероятные комбинации тем и слов, обсуждаемых в документах Система определяет распределение вероятностей для каждой темы в каждом документе, что облегчает поиск вопросов, содержащих схожие темы

Использование данной системы значительно упрощает процесс составления анкет, а время и усилия, затрачиваемые экспертами на этот процесс, сокращаются. Эффективность системы уже была подтверждена при составлении анкет с вопросами из областей психологии и социологии. Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения-2023».

Источник: МГУ имени М. В. Ломоносова.

 

 
 
 
 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ В РИНЦ И МЕЖДУНАРОДНЫХ БАЗАХ ДАННЫХ РАССКАЗАЛИ НА СЕМИНАРЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

24 мая состоялся научно-методический семинар Школы педагога-исследователя «Авторские профили в РИНЦ и международных базах данных: особенности работы и их использование при анализе научной деятельности», в котором приняли участие молодые и опытные ученые из г. Томска, Барнаула, Горно-Алтайска (республика Алтай), Салавата (республика Башкортостан), Павлодара (Казахстан).

Ответственные представители ТГПУ по вопросам работы с Science Index и международными базами данных рассказали об актуальных способах размещения и обновления информации в РИНЦ, ORCID, Publons, Web of Science, Scopus, о том, как отразился режим ограничений на работе с различными инструментами и т.д.
Спикеры семинара подчеркнули важность актуализации данных для авторов, стремящихся к активной публикационной деятельности. Ученым был дан оптимальный алгоритм работы с авторским профилем в РИНЦ, полезные рекомендации по поиску журналов и размещению публикаций в РИНЦ.
Ключевые спикеры рассказали также о возможностях регистрации в международной системе идентификации авторов научных трудов (ORCID), объединения профилей (импорт работ) из SCOPUS, Publons (Web of Science), Crossref и других систем, ручного добавления своих работ, возможностях формирования списка своих работ в одном профиле. Отметили, что регистрация в одной системе позволяет унифицировать присутствие автора в других базах данных, а также ответил на все интересующие вопросы участников, в том числе о том, для чего необходимы данные регистрации при оформлении статей и грантовых заявок.
Организаторы мероприятия акцентировали внимание на ответственности автора за своё произведение.
«Сегодня авторский профиль учёного отражает реальный научный потенциал и достижения автора. Если он минимально представлен в научном сообществе, если авторский профиль (визитка, наукометрический портрет, где собрана информация о научной деятельности и публикационной активности) в признанных базах оказывается полупустой или отсутствует, это затрудняет процесс передачи нового знания», - считает Ольга Нерадовская, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, руководитель аспирантской Школы педагога-исследователя ТГПУ.
Она также отметила, что Школа педагога-исследователя Томского Педагогического активно развивается сегодня, предлагая актуальные темы для анализа и обсуждения, с большим энтузиазмом откликаясь на сложные вопросы образования и педагогической науки.

Школа педагога-исследователя: об особенностях работы в РИНЦ и международных базах данных

24 мая 2023 года в 14.00 спикеры научно-методического семинара Школы педагога-исследователя «Авторские профили в РИНЦ и международных базах данных: особенности работы и их использование при анализе научной деятельности» расскажут об особенностях работы с авторскими профилями в РИНЦ, ORCID, Publons, Web of Science, Scopus.
Для участия в семинаре приглашаются аспиранты, молодые и опытные ученые, преподаватели вуза и педагоги-исследователи, заинтересованные в улучшении наукометрических показателей, выработке умения точно и качественно осуществлять подборку научных журналов в различных базах, овладении актуальными способами размещения публикации в РИНЦ, ORCID, Publons, Web of Science, Scopus.
Режим участия: гибридный (возможно очное или удаленное участие).
Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, ауд. 410).
Необходима предварительная регистрация на семинар в срок до 14.00 22 мая 2023 года по ссылке: https://forms.gle/epbifm5studq2ucH6
Контактная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, +7 (906) 956-91-33, neradovskayaor@tspu.edu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования, +7 (909) 538-32-28, kachalovaoi@tspu.edu.ru


Информационное письмо

 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В рамках III Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», 18 апреля 2023 года, участники Школы педагога-исследователя ТГПУ обсудили проблемы научной новизны в педагогических исследованиях, обозначили пути решения выявленных проблем.

В преддверии своего двухлетия Школа педагога-исследователя научно-исследовательской лаборатории научно-педагогических исследований ИРПО провела важный разговор о научной новизне, отдельной значимой характеристике исследования, являющейся одним из ключевых показателей качества выполненной работы.

Участниками научно-практического семинара стали более 50 ученых, аспирантов, магистрантов, педагогов-исследователей организаций общего, высшего, среднего профессионального и дополнительного образования из Казахстана, Китая и России.

Нерадовская Ольга Рамазановна, канд. пед. наук, заместитель директора Института развития педагогического образования, отметила: «Сегодня мы готовим новое поколение исследователей, способных к глубокой методологической рефлексии и интеграции в российскую и мировую науку. В связи с этим на семинаре состоялся важный разговор о научной новизне педагогического исследования, цели и смысле научной работы. Мы обратили внимание молодых и опытных исследователей на ряд проблем, связанных понимаем и отражением новизны исследования. Среди них – отсутствие соотнесенности основных методологических характеристик работы. Тогда как взаимосвязанность базовых характеристик является интегральным показателем качества проведенного исследования, помогает правильно понять исследователю, что он выполнил впервые».

Большой интерес участников мероприятия вызвала открытая лекция Светланы Ивановны Поздеевой, д-ра пед. наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ на тему «Парадигмы дидактики: подходы к обновлению современного дидактического знания». Основанием выступления спикера стал материал книги «Парадигмы дидактики: Мыслить теоретически о практике» Дороты Клюс-Станьска, члена польской академии наук, представившей свой взгляд на современную педагогику.  

Поздеева С.И.: «Я хотела обратить внимание, что автор этой книги – исследователь-практик, который не занимается «кабинетным исследованием», а тот, кто «всё время в поле». По мнению Светланы Ивановны, научная новизна в педагогических исследованиях возможна, когда сам исследователь выходит за рамки обыденности и повседневности, расширяет горизонты своего мышления и пытается посмотреть на образовательную реальность в новом свете, через новый фокус. Новизна невозможна, если сам исследователь не погружен в образовательную практику и занимается только теорией (так называемое кабинетное исследование). Изменяющаяся образовательная практика создает реальность, а теория ее изучает, обобщает и помогает доказать оригинальность практики. Научная новизна – это не оценка (хорошо – плохо) существующего, а поиск новых подходов, методов и форм обучения и воспитания, а также обнаружение новых образовательных результатов и эффектов.

IMG_0391.JPGIMG_0390.JPG

Вторая часть семинара прошла в активном формате группового интенсива в виде экспертизы положений научной новизны педагогических исследований аспирантов Института развития педагогического образования. На практике все участники смогли выступить в роли экспертов, используя разработанные научно-исследовательской лабораторией научно-педагогических исследований ТГПУ экспертные карты, рекомендуемые варианты формулировок научной новизны и другие научно-методические материалы.

«Очень интересен формат семинара Школы педагога-исследователя, который, наряду с рассмотрением важных вопросов методологического характера, дает возможность начинающим исследователям погрузиться в современные проблемы образования и в полной мере ощутить свою причастность к научному сообществу, – считает Анна Владимировна Багачук, канд. физ.-мат. наук, начальник отдела научных исследований и грантовой деятельности Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева».

DQXA7660.JPGIMG_0403.JPGIMG_0415.JPGIMG_0407.JPGIMG_0433.JPGIMG_0434.JPGIMG_0462.JPGIMG_0447 — копия.JPG

IMG_0424.JPGIMG_0481 — копия.JPG

Отзывы участников семинара:

Афанасьева Инга: Семинар имеет особую практическую значимость для аспирантов любого года обучения. Для первого курса - это определение вектора работы, выделение ключевых критериев того нового, что хотим исследовать. Для последующих - это формирование итоговой картины исследования (старший преподаватель ТУСУР, Россия).

Ма Хайсинь: Очень понравились организация и содержание семинара. Получил много нужной информации. Лекция и практическая часть будут очень полезны для моей диссертации (аспирант ТГПУ, Китай). 

Матросова Кристина: Очень актуальна и интересна была практическая часть. В ней проявили свои уже наработанные навыки. Интересно было послушать критику уже более сформировавшихся коллег. Взяла многую информацию на заметку (магистрант ТГПУ, Россия).

Аманатова Диспина: У меня сложились самые положительные впечатления о семинаре. Данный семинар был организован на высоком уровне. Очень понравилось включение практической части в ход семинара (учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 30, Казахстан).

Яковлева Кристина: Мне очень понравилась теоретическая часть лекции Светланы Ивановны Поздеевой. Замечательную книгу она представила. После ее представления я поняла к какому виду дидактики относится моя диссертация. Практическая часть мне помогла иначе взглянуть на методологический аппарат моего исследования (профконсультант Института дистанционного образования НИ ТГУ, Россия).

Гончарова Любовь: Большое спасибо за организацию и познавательную информацию. Высокий уровень организации научно-практического семинара. Содержание самой программы семинара в высокой мере соответствовало моим конкретным научным устремлениям (доцент НИ ТПУ, Россия). 

Презентация

О научной новизне современных исследований

 18 апреля 2023 года в 15.00 в Томском государственном педагогическом университете состоится научно-практический семинар Школы педагога-исследователя «Проблемы научной новизны в педагогических исследованиях» в рамках III Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения».

Приглашаем к участию аспирантов, магистрантов, молодых ученых и педагогов-исследователей.
Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310 (зал заседаний). 

Для участия в семинаре необходимо в срок до 14 апреля 2023 года предварительно зарегистрироваться по ссылке: https://forms.gle/jojbQ2tWo2eUqCpJ9

Контактная информация:                                                                                                                          Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, +7 (906) 956-91-33, neradovskayaor@tspu.edu.ru;                                                                        Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования,          +7 (909) 538-32-28,  kachalovaoi@tspu.edu.ru

Информационное письмо

Программа

 

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ПОДХОДЕ

Приглашаем аспирантов, молодых ученых, педагогов-исследователей 8 февраля 2023 года в 15:00 на научно-методологический семинар «Влияние междисциплинарного подхода на качество педагогических исследований», приуроченный к празднованию Дня российской науки.
Формат проведения: гибридный (возможно очное или удаленное участие).
Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 307/1).

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться в срок до 7 февраля 2023 года по ссылке: https://forms.gle/vXkudoM2gtPmLeqg9 

Контактная информация:
- содержательное сопровождение: Нерадовская Ольга Рамазановна, +7 906 956-91-33, neradovskayaor@mail.ru;
- организационное сопровождение: Качалова Ольга Ивановна, +7 909 538-32-28, kachoi@mail.ru.

Информационное письмо

Программа семинара

Материалы семинара:

Междисциплинарная сущность компетентностного подхода_08.02.2023_Попова Н.В. 
О некоторых признаках междисциплинарного исследования_08.02.2023_Андаев Д.О.

 

 

 

Просто о сложном: математическая статистика в педагогических исследованиях

нов.09.01.23

С 11 по 14 января 2023 года научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований ТГПУ проводит обучение аспирантов, молодых ученых, педагогических работников по программе повышения квалификации «Прикладной статистический анализ в педагогических исследованиях»

Объем программы: 16 часов. 

Форма проведения: очная. 

Место проведения: Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (г. Томск, ул. Герцена, д. 66, 4 этаж, ауд. 410).

В процессе обучения будут рассмотрены следующие вопросы:

- основные понятия математической статистики;

- способы первичной обработки и представления экспериментальных данных;

- статистические критерии для обработки результатов исследований и алгоритмы его выбора;

- проведение статистического анализа и особенности интерпретации результатов статистической обработки.

Контактная информация: 8 (909)538-32-28, e-mail: kachalovaoi@tspu.edu.ru (Качалова Ольга Ивановна, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ИРПО ТГПУ).

УСПЕХ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА В КОНКУРСЕ РНФ

    Проект «Исследование процессов генерации и внедрения студентами профессионально-педагогических инициатив и степени их технологизации в университетских практиках» поддержан Российским научным фондом.
Руководитель проекта - Червонный Михаил Александрович, доктор педагогических наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ИРПО ТГПУ.
В результате проведенных научных исследований будет предложена новая модель подготовки инициативного студента-педагога, что, по мнению руководителя гранта, «обеспечит тотальную инновационность системы образования» в целом.  
        Поздравляем Михаила Александровича с очередным научным достижением! Желаем успеха и удачи в реализации проекта!
Коллектив научно-исследовательской
лаборатории качества научно-педагогических исследований

СЕМИНАР ПО ПСИХОДИДАКТИКЕ: ОРИЕНТИР НА КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

На днях в Томском Педагогическом прошел научно-методологический семинар школы педагога-исследователя «Психодидактический подход в теории и практиках научных исследований», организованный лабораторией качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования. Активное участие в нем приняли аспиранты, молодые ученые, преподаватели, научно-педагогические работники из Барнаула и Новокузнецка, Томска и районов Томской области.

Открыла семинар Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, словами: «Для меня сегодня большая честь модерировать научно-методологический семинар школы педагога-исследователя с потрясающим человеком, которого я глубоко уважаю. Это Эмануила Григорьевна Гельфман, доктор педагогических наук, профессор, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ТГПУ». Ольга Рамазановна акцентировала внимание на том, что психодидактический подход имеет прямое отношение к качеству педагогических исследований, к пониманию их цели и сущности.

Эмануила Григорьевна, раскрывая ключевое понятие «психодидактика», построила свое выступление на ряде интересных практических математических примеров, совершила экскурс в психодидактику в лицах, отмечая особый вклад известных ученых (дидактов и психологов). Спикер представила актуальные модели обучения, выстроенные с учетом психологических закономерностей умственного развития учащихся, а также психодидактические требования к конструированию учебных текстов.

Э.Г. Гельфман резюмировала: психодидактический подход позволяет разрешить многие методологические противоречия, связанные с разработкой современных учебников, взаимодействием учащихся с учебником, распределением функций между обучающимся, учебником и учителем.      

Поблагодарив Эмануилу Григорьевну за интересный и содержательный доклад, Скрипко Зоя Алексеевна, д-р пед. наук, профессор, профессор ТГПУ, отметила, что дидактике без психологии очень трудно решать «чему учить, как учить, кого учить, где учить, когда учить?». Важно разбираться, придумывать и внедрять подходы. По мнению, Зои Алексеевны, это убедительно и хорошо показала Эмануила Григорьевна.

Участники семинара особо отметили роль психодидактики в повышении квалификации педагогов и формировании цифровой образовательной среды, актуальность использования психодидактического подхода в практических научных исследованиях, системе общего и профессионального образования.

Отвечая на вопросы слушателей о влиянии психодидактического подхода на качество научно-педагогических исследований, Э.Г. Гельфман приводила яркие примеры из жизни о неравнодушии человека и их аналогии с исследовательской деятельностью. Она особо отметила, что психодидактический подход позволяет человеку быть тщательным в своих исследованиях.

Из отзывов участников семинара:

Корытова Галина Степановна,  доктор психологических наук, профессор ТГПУ:

«В современной зарубежной и отечественной психологической науке имеются разные подходы к пониманию интеллекта. Весьма интересна ваша психодидактическая точка зрения на данный психологический конструкт. Спасибо!»

Афанасьева Инга, аспирант ТГПУ:

«Спасибо! Было познавательно и интересно. Психодидактика принимает разные подходы в образовании: деятельностный, личностный, системный и т.д. Полезно применение подходов психодидактики в обучении студентов вуза»

Науменко Анна, аспирант ТГПУ:

«Очень познавательно, спасибо большое! Полезно для меня, как для педагога и мамы»

Куренская Олеся, аспирант ТГПУ:

«Спасибо! Очень интересно, что этот подход может быть использован в практике  своей образовательной организации»

Щигарцова Наталья, аспирант ТГПУ:

«Спасибо огромное за конструктивный семинар и откровенный разговор! Было очень интересно и полезно для педагогической деятельности и диссертационной работы!»

ВИДЕОЗАПИСЬ СЕМИНАРА

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER