Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Подведение итогов проекта "Практика пробного действия"

 IMG 20220503 WA0053IMG 20220503 WA0014IMG 20220503 WA0038IMG 20220503 WA0045IMG 20220503 WA0050

3 мая у студентов 2 и 3 курсов факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики состоялся итоговый отчет по практике пробного действия в формате "нескучной конференции" «Педагогические удивления». В ней приняли участие 32 студента, сотрудники факультета и эксперты из инновационных школ и детских садов г. Томска: Сорокова Л.А., заместитель директора по научно-методической работе школы № 49 Совместной деятельности, Костенко Т.А., методист МАДОУ 4 Монтессори, Зоткин А.О., методист школы «Эврика-развитие», Колпаков С.Н., педагог-исследователь школы № 49 г. Томска.
На Нескучной конференции практиканты показали хороший уровень понимания инновационных образовательных систем, ценностей, на которых они основаны, дидактики, организации взаимодействия. Они прошли в апреле учебную ознакомительную практику в классах Развивающего обучения Эльконина-Давыдова (НОУ Пеленг, Школа "Эврика-развитие»), в школе № 49 Совместной деятельности, в группах МАДОУ № 4 Монтессори и классах Монтессори школы Эврика-развитие, в Вальдорфских группах детских садов №28 и №33, в классах Вальдорфской педагогики школы Эврика-развитие.
Студенты представили свои творческие работы: 12 эссе о значимых ситуациях во время педпрактики,  видеоролики,  дидактические разработки и мастер-классы с элементами театрализации.

В нашем проекте «Обновление педпрактики для профессионального самоопределения студентов» заложена деятельность по сопровождению процесса профессионального самоопределения студентов- практикантов через выбор ими заинтересовавших их педагогических практик, понимание их ценности, пробу взаимодействия с детьми - говорит Долгова Людмила Михайловна, координатор проекта, эксперт НОМЦ ТГПУ.

Целый месяц я проходила практику в детскому саду № 4 Монтессори г. Томска, в котором мне удалось углубить свои знания в следующих областях: философии Марии Монтессори, сензитивных периодах детства, возрастных особенностях детей дошкольного возраста. Я получила и отработала новые навыки по педагогическому наблюдению и взаимодействию с детьми дошкольного возраста, узнала что такое подготовленная среда, увидела как дети взаимодействуют с этой средой, как дети взаимодействуют в разновозрастной группе, работают с Монтессори-материалами. Все полученные знания и навыки я считаю очень полезными и уверена, что они мне обязательно пригодятся в моей дальнейшей педагогической деятельности - отмечает Валивач Алена, студентка 2 курса ФДиНО ИДиА.

Главным инструментом сопровождения стало ежедневное заполнение Журнала практиканта, рефлексивный ответы на вопросы в конце недели, написание феноменологического эссе. Студенты получили дипломы за творческие разработки и подарки от экспертов за творчество и рефлексию: книги по совместной деятельности, развивающему обучению, педагогике Монтессори, книги из серии «Антология гуманной педагогики».

Выпускной в центре предшкольного образования "Развивайка"

IMG 0505IMG 0501

30 апреля 2022г состоялся юбилейный, пятнадцатый, выпуск в УМК «Развивайка». Студенты ФДиНО ИДиА подготовили праздничное мероприятие выпускникам Центра предшкольного образования. Дошкольники с удовольствием выполняли игровые задания, показывая сказочным персонажам, что они могут самостоятельно собрать портфель, решать «хитрые» задачки, петь по-английски. А самое главное, они доказали, что умение работать в команде поможет выполнить весело, быстро и правильно самые трудные задания.
В завершении праздника дошкольникам были вручены сертификаты выпускника с пожеланием учиться в школе с интересом и удовольствием, а их мамам и папам – сертификаты «Путевого родителя». Доцентом кафедры ПиМНО Вахитовой Г.Х. были даны рекомендации по оказанию помощи будущим первоклассникам. Дети, их папы и мамы выразили благодарность педагогам центра за профессиональную помощь в овладении премудростями предшкольной подготовки.
Очень хочется поблагодарить педагогов Центра предшкольного образования и студентов ФДиНО ИДиА, подарившими детям время настоящего счастья. Огромную благодарность заслуживают студенты Байлукова Яна, Правосудова Анастасия, Яворская Виктория, а также девушки разных из групп ФДиНО ИДиА: Безрукова Дарья, Валивач Алена, Степанова Лариса, Несмиян Валерия, Рихмаер Виктория, которые не только организовывали праздник для детей, но и принимали непосредственное участие в реализации программ центра.

Педагоги кафедры дошкольного образования стали участниками регионального фестиваля по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста

IMG 20220430 WA0005IMG 20220430 WA0004IMG 20220430 WA0006

IMG 20220430 WA0007IMG 20220430 WA0009IMG 20220430 WA0008IMG 20220429 WA0018

 

Участниками интересного образовательного события стали преподаватели кафедры дошкольного образования: Татьяна Николевна Яркина, Наталья Викторовна Чидигезова, Елена Дмитриевна Файзуллаева. 29 апреля в г. Асино состоялся I Региональный фестиваль «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста» в рамках Всероссийского форума «Современное детство: условия, качество, цифра» на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчелка» города Асино Томской области.
Среди участников – воспитатели, старшие воспитатели, методисты, заведующие дошкольных образовательных организаций из г. Асино, Томска, Северска, с. Мельникова, Молчаново и многие из них – выпускники ТГПУ!
Событие проводилось в формате open-space по следующим ключевым направлениям:
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития комбинаторных способностей и алгоритмических умений;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития навыков конструктивно-модельной деятельности и инженерно-технического творчества;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников через развитие элементарных географических представлений и системы знаний о живой природе;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития первоначальных астрономических представлений;
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе применения технологии создания мультипликационных фильмов.
• формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе экспериментирования.
Трансляция педагогического опыта осуществлялась на разных площадках: «Алгоритмика и комбинаторика», «Конструирование», «Мультстудия», «Астрономия», «Интеграция».
"С большим интересом мы включились в самые разные активности: покачались в гамаке и на балансире в секции «Астрономия», изготовили сказочного персонажа для мультфильма в «Мультстудии», познакомились с авторскими дидактическими играми на секции «Интеграция». Мы почерпнули для себя новый опыт, идеи для методической и исследовательской работы. В свою очередь, педагогам были предложены рекомендации и советы с нашей стороны. В частности, Е. Д. Файзуллаева дала рекомендации по созданию мультфильма из сенсорно-тактильных пособий ТАФИ. И, конечно, высказали пожелание о продолжении сотрудничества и надежду на новые интересные встречи!" - отмечает Татьяна Николаевна Яркина, заведюущий кафедрой дошкольного образования.

"Совместное обсуждение педагогов-практиков, представителей управления образованием, специалистов, методистов ТОИПКРО и сотрудников Педагогического университета позволили выявить оптимальные подходы к целостному процессу дошкольного образования с учётом интересов и возможностей детей разных возрастных групп" - говорит Елена Дмитриевна Файзуллаева, доцент кафедры дошкольного образования.

Как проявлять любовь к детям?

IMG 20220427 WA0018IMG 20220427 WA0024IMG 20220427 WA0026IMG 0442

IMG 0389IMG 0399


Педагоги МАДОУ № 24 г.Томска изучали этот вопрос в практиках управления своими состояниями, и трансляции признания, любви, доверия.
В современном образовании много дидактики, трансляции «власти» взрослого. А что, если работу с детьми начинать с погружения себя в состояние безусловной любви, транслировать детям признание за то, что доверяют и приходят в группу, за то, что проживают этот день с тобой, разделяют радость совместности? Создавать совместное «поле эмпатии», передавать своё чувство признания детям невербально и вербально – такие очень важные умения осваивают педагоги дошкольного образования совместно с психологом Е.Д. Файзуллаевой (научным консультантом по инновационной деятельности МАДОУ№ 24, доцентом кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ).
Весь апрель проходили психолого-педагогические занятия для педагогов по осознанному управлению своими состояниями и созданию в группах особого «поля» - безусловной любви и принятия.
«Представляете! Мальчик, который никогда не подходил ко мне со времени посещения группы, вчера сам подошёл и обнял меня» - делится воспитательница Наталья М.
«У нас в группе одна мамочка – очень нервно всегда общалась, часто с претензиями обращалась… Стала спокойнее реагировать, слушает, разговаривает без напряжения…» - делится воспитатель Светлана Ф.
«В пятницу позвонил раздражённый родитель, отец нашей воспитанницы, был взвинчен, настаивал, чтобы я разобралась с ситуацией, которая ему не понравилась… В понедельник, настроившись соответствующим образом, я встретила этого родителя… Разговор прошел в конструктивном виде, совершенно спокойно, с взаимным пониманием. Папа воспитанницы был расслаблен, поговорили в дружественной интонации», - рассказывает о своём опыте Корякина Лариса Геннадьевна, заведующий детским садом.
Действительно ли можно регулировать поведение детей через собственное состояние?
Такой опыт получили педагоги и специалисты МАДОУ № 24 и могут уверенно сказать: «Да!»
Если осознанно созидать «поле эмпатии», транслировать безусловную любовь и принятие, благодарность и признание, то эти чудесные энергии наполняют всё и делают среду комфортной, уютной и «мягкой». И на этом фоне хочется вместе быть и созидать.

Демонстрационный экзамен среди педагогов детского сада

 

IMG 20220425 WA0021IMG 0381

IMG 0427IMG 0447

25 апреля на базе МАДОУ № 24 г.Томска прошел демонстрационный экзамен педагогов дошкольного образования в рамках курсов повышения квалификации «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования: моделирование целостного воспитательно-образовательного процесса в ДОО» под руководством Файзуллаевой Еленой Дмитриевны, доцента кафедры дошкольного образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, координатора курсов. В качестве экспертов выступили Уполномоченный по правам ребенка по Томской области Лоскутова Лариса Анатольевна, заведующий МАДОУ № 24 Корякина Лариса Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ № 24 Кабакаева Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования ТГПУ Олейник Мария Игоревна, магистранты кафедры дошкольного образования ТГПУ.

20 педагогов МАДОУ № 24 (воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители) представили экспертам и коллегам свои разработки, направленные на взаимодействие друг с другом, педагогов с родителями воспитанников в совместной деятельности с детьми.
Современный образовательный процесс представлен как пространство эмпатии, в которой педагоги управляют, прежде всего, своими состояниями и транслируют внимание, принятие, признание, уважение к детям и другим участникам образовательного взаимодействия. Целостность рассматривается как синергия чувств безусловной любви и доверия, направленности на союзность и совместную продуктивность, на интересное совместное со-бытие.
Педагоги демонстрировали интегрированные игровые занятия с детьми, недирективные формы приглашения родителей в совместную деятельность, основанную на добровольном выборе и собственных инициативах, оформление центров активности таким образом, чтобы решать, в том числе, задачи воспитания в детях инициативности, самостоятельности, ответственности и других интегративных качеств.
По отзывам самих педагогов, курсы повышения квалификации и сам экзамен проходили в новом для них формате творческой совместной деятельности, психологических практикумов и интересных методических приёмов для моделирования образовательной среды и воспитательно-образовательного процесса.
По отзывам экспертов, участников демонстрационного экзамена, педагоги проявили осознанное отношение к собственной педагогической деятельности, более глубокое понимание воспитательно-образовательного процесса, направленность на работу с состояниями и чувствами детей, что соответствует ценностно-ориентированной педагогике.

Наставничество как практика совместной деятельности педагогов и детей

Поздеева С

25 апреля состоялся IX-ый открытый межрегиональный Фестиваль конкурс образовательных практик «Приоритетные направления развития дополнительного образования: методический поиск и инновационные практики», который проводят ежегодно Региональный центр развития образования и Томский Хобби-центр. На пленарной сессии с докладом «Наставничество как практика совместной деятельности педагогов и детей» выступила Поздеева С.И., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования. Она рассказала об опыте организации наставнической деятельности в системе общего образования и системе дополнительного образования детей.

Победы студентов хореографического профиля в фестивале "Дай пять"

doc03184020211126041205 Часть1 page 0001doc03184020211126041205 Часть2 page 0001doc03184020211126041205 Часть3 page 0001

Skanirovanie 24 apr 2022 g 1 Часть1 page 0001Skanirovanie 24 apr 2022 g 1 Часть2 page 0001

14 апреля 2022 года студенты-хореографы факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики приняли участие в открытом студенческом городском конкурсе-фестивале «Дай пять», объединившем студентов из ТГАСУ, ТГПУ, ТУСУРа и СибГМУ. Участники представляли номера по пяти направлениям: «Вокал», «Инструментальное исполнение», «Хореография», «Разговорный жанр» и «Оригинальное сценическое действие».

В номинации «хореография» (профиль) Театр танца ТГПУ представили два новых номера: «В поиске пути» (постановщики: Беркутова Анастасия Николаевна, Лапина Вероника Вадимовна, Королёва Екатерина Владиславовна) и дуэт «Тише» (постановщики: Беркутова Анастасия Николаевна, Никитина Ксения Леонидовна).
Данные номера готовились на Томскую студенческую весну, и студенты были очень рады представившейся возможности показать их томскому зрителю на различных мероприятиях. В номера хореографы вложили глубокий смысл и профессионализм. «Наша задача при постановке этих номеров заключалась в том, чтобы выстроить диалог со зрителем, поговорить о том, что важно для нас и для него, о том, в чем каждый найдет отклик…» - говорят лауреаты.
«Кто из нас не пытался найти смысл своей жизни? Познать и достичь своего предназначения. Вопросы бытия возникают у каждого танцовщика… Что, если не просто думать, а действовать? К тому же, реальность сама толкает нас искать свой путь. Ведь близкий человек предаёт, и привычный мир рушится на глазах. Стоит окунуться вместе с танцовщиками в события поиска их пути, и, возможно, вам откроется ваш…» - так звучит наша аннотация к номеру «В поиске пути».

На конкурсе студенты получили ценную обратную связь от членов жюри, и поняли, что двигаются в правильном направлении.

Участники Театра танца ТГПУ:
Матвеева Регина Алексеевна, 5 курс, группа 1073
Лапина Вероника Вадимовна, 4 курс, группа 1083
Степаненко Наталья Евгеньевна, 4 курс, группа 1083
Беркутова Анастасия Николаевна, 4 курс, группа 1083
Козлов Денис Константинович, 3 курс, группа 1093
Александрова Кристина Денисовна, 5 курс, группа 1073
Петухов Никита Сергеевич, 3 курс, группа 1093
Жирова Полина Вячеславовна, 5 курс, группа 1073
Колбасова Валерия Александровна, 3 курс, группа 1093
Королёва Екатерина Владиславовна,4 курс, группа 1083
Чернова Диана Сергеевна, 2 курс, группа 1003

17 апреля приняли участие в фестивале современного танца "И это, по-твоему, искусство?", в котором участвовали городские коллективы и танцовщики современной хореографии.

Мульти-вернисаж

По итогам работы коммуникационных площадок Института детства и артпедагогики под руководством Файзуллаевой Елены Дмитриевны, к.психол.н., доцента кафедры дошкольного образования подготовлен Мульти-вернисаж (на основе авторских работ детей и педагогов), который проиллюстрирует продукты совместной деятельности взрослых и детей и даст представление о дополнительном образовательном ресурсе в решении различных педагогических задач.

Веселый счет

Ежик

Сборник ТАФИ

Чудо-почка

Кошечка

Белочка

Храм

Итоги работы круглого стола "Роль кинопедагогики и дисциплин искусствоведческого цикла в реформировании современного образовательного процесса"

15 апреля 2022 года на базе Института детства и артпедагогики ТГПУ в ходе II Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» прошел онлайн-диалог на тему «Роль кинопедагогики и дисциплин искусствоведческого цикла в современном образовательном процессе». В нем приняли участие исследователи из Томска, Москвы, Тюмени, Екатеринбурга, Республики Крым, ДНР, ЛНР и др.

"Сегодня очень важно обмениваться опытом и лучшими практиками медиаобразования. Кино выступает инструментом воспитания и образования, методическим материалом для реализации образовательной деятельности. Обсуждение данной тематики на разных коммуникаионных площадках способствует созданию профессионального кинопедагогического сообщества, которое распространяет лучший методический опыт по внедрению основ кинопедагогики в различные учреждения образования, культуры, социальной сферы..." - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики.

Подробнее

 

Мастер-класс «SMART-технологии для работы с детьми: soft-мультипликация»

 IMG 20220422 WA0011IMG 20220422 WA0014IMG 20220422 WA0015IMG 20220422 WA0005

В рамках II Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» прошел мастер-класс «SMART-технологии для работы с детьми: soft-мультипликация»  под руководством Файзуллаевой Елены Дмитриевны, к.психол.н., доцента, доцента кафедры дошкольного образования и Фицнер Татьяны Дмитриевны, руководителя компании «ТАФИ», выпускницы ТГПУ.

Елена Дмитриевна представила soft-мультипликацию как элемент технологии «Мягкая среда», которая успешно реализуется в ряде дошкольных учреждений городов Томска, Новосибирска, Сургута и др.
На мастер-классе был представлен гайд поэтапного создания мультфильма из сенсорно-тактильных пособий ТАФИ. Гайд подготовили студентки 2 курса бакалавриата  группы 602ДО Белогурова Дарья и Белогурова Лидия. Татьяна Дмитриевна Фицнер представляла технологию с комментариями по созданию мультфильмов и их использованию в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Представители дошкольных образовательных учреждений (воспитатели, старшие воспитатели, педагоги-психологи) и студенты на практике попробовали воспроизвести процессы создания мультфильма, используя подготовленную для мастер-класса среду.
Ильченко Наталья Анатольевна магистрант ТГПУ Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования, педагог-психолог МАДОУ № 61 г.Томска поделилась опытом работы с детьми с использованием технологии soft-мультипликации. На секции были представлены доклады «Развитие математических представлений у детей старшей группы посредством soft-мультипликации» (Титовой Елены Николаевны, воспитателя. Кудиновой Натальи Сергеевны, воспитателя, МАДОУ № 61 г. Томска); «Использование soft-мультипликации в развитии пространственного мышления дошкольников» (Зайчиковой Ольги Алексеевны, Байбаченко Любови Ивановны, воспитатели, МАДОУ № 61 г. Томска); «Soft-мультипликация как средство развития речи и коммуникации детей дошкольного возраста» (Ильченко Натальи Анатольевны, педагога-психолога, Любимовой Валентины Петровны, учителя-логопеда).
Гумберг Анастасия Сергеевна - магистрант ТГПУ Института детства и артпедагогики факультета дошкольного и начального образования, гр. 611Мрд рассказала о реализации идеи синтетического мультфильма для решения различных образовательных задач с детьми старшего дошкольного возраста.
Присутствовавшие на мастер-классе педагоги дали положительные отклики и проявили заинтересованность к данной технологии работы с детьми и их родителями. Отметили, что данная технология расширяет возможности взаимодействия всех участников образовательной деятельности и может быть применена разными педагогами и специалистами в работе с детьми разных возрастных групп и с разными вариантами развития.

 

 

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др20

С днем рождения, Анна Сергеевна Воронина!

С днем рождения поздравляем
И от всей души желаем
Счастья прямо без границ,
И удачи и везения,
Тепла, любви и вдохновения!

С днем рождения!

 

др м3

Поздравляем с днем рождения Сергея Алексанровича Селиванова!

Желаем радости, любви, успехов. Пусть сердце стучит в правильном ритме, глаза светятся радостью, а в душе горит огонек молодости и задора!

 

С днем рождения!

др58

Наталья Георгиевна Иванова, с днем рождения!

Пусть день рождения радости приносит,
Удачи, мира, света и добра.
И мысли все вам реализовать,
И от судьбы приятные сюрпризы
Желаем вам почаще получать.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER