Лаборатория русской речевой культуры и теории текста
Лаборатория русской речевой культуры и теории текста
Лаборатория русской речевой культуры и теории текста создана на основании решения Ученого совета ТГПУ от 21 февраля 2007 г. с целью разработки теоретических и прикладных аспектов текстовой деятельности в разных сферах общения: для подготовки научной продукции и создания на её основе образовательных программ, внедрения их в процесс обучения студентов, аспирантов, школьников, учителей, а также лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры.
Основными направлениями деятельности лаборатории являются: научная; образовательная; методическая; внедренческая.
Задачи научной деятельности Лаборатории русской речевой культуры и теории текста:
1) дальнейшая разработка коммуникативной теории текста как основы речевого общения; 2) изучение средств и способов оптимизации публичного речевого общения (включая материал прессы, радио и телевидения); 3) проведение экспериментальной деятельности, направленной на изучение воздействия текстов разных типов на адресата; 4) оформление заявок на конкурсы, гранты РФФИ и др.; 5) организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций и семинаров; 6) подготовка монографий, сборников научных трудов, тематических блоков в журнале «Вестник ТГПУ»; 7) установление научных контактов с коллегами из других вузов России.
Задачи образовательной деятельности:
1) создание учебных пособий и учебников по современному русскому языку, речевой культуре и теории текста на основе научных разработок членов коллектива; 2) разработка программ курсов по теории текста, стилистике, культуре речи и риторике для студентов, школьников, лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры; 3) экспертная оценка научных трудов, учебных и учебно-методических пособий, материалов в области речевой культуры и теории текста; 3) ежегодное проведение Недели русского языка на ИФФ; 4) ежегодное проведение олимпиады по русскому языку среди студентов разных факультетов.
Задачи методической деятельности:
1) привлечение учителей русского языка к научно-методической деятельности при проведении семинаров и конференций; 2) помощь учителям в подготовке учебных программ, их редактировании и рецензировании; 3) разработка учебных программ элективных курсов по русской речевой культуре и теории текста для профильной школы.
Задачи внедренческой деятельности:
1) внедрение в учебный процесс вузов и школ новейших методик анализа текста; 2) внедрение в учебный процесс школ и гимназий разработанных членами коллектива и под их руководством учебных программ элективных курсов.
Лаборатория является структурным подразделением кафедры русского языка
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ЛАБОРАТОРИИ ЗА 2017-2022 гг.
МОНОГРАФИИ
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: концептуальный анализ в обучении школьников интерпретационной деятельности (раздел) // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития : монография / науч. ред. Н.Л. Мишатина. – СПб: ООО "Книжный дом", 2017. – 450 с. Авторские: С.205-214.
Болотнова Н.С. О роли коммуникативной теории текста в обучении студентов-филологов педагогического университета (раздел) // Учитель для будущего: язык, культура, личность (К 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография /отв. ред. В.Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко – Москва : МПГУ, 2018. – С. 48-53. Всего: 492 с.
По итогам Международных научных конференций "Русская речевая культура и текст" подготовлено и издано 4 сборника материалов (2012-2018 гг.):
Русская речевая культура и текст: материалы X Международной научной конференции. посвященной 25-летию кафедры русского языка (Томск, 17-18 мая 2018 г.); под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2018. 271 с.
Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (Томск, 22-23 октября 2020 г.); под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. – 294 с.
Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (Томск, 20-21 мая 2022 г.); под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2022. –222 с.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ СОТРУДНИКОВ (2017-2022 гг.)
Болотнова Нина Сергеевна
Стилистика и литературное редактирование. В 2-х т. Т.1. : учебник для анадемического бакалавриата /под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Изд-во Юрайт, 2019. Глава 4. С. С.92-107. (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01943-8 // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434443 (дата обращения: 02.05.2022).Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям.
Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2019. – 2-е изд. – 156 с.
Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. - 6-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 520 с. - ISBN 978-5-9765-0053-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765005320921.html (дата обращения: 24.12.2021).Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 – русский язык и литература
Болотнова Нина Сергеевна, Болотнов Алексей Владимирович
Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. – 4-е издание. – 2017, ISBN978-5-9765-0739-5 (Флинта); ISBN 978-5-02-034850-9 (Наука). – М.: ФЛИНТА, 2017. – 224 с.
Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография : контрольно-тренировочные задания: учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 224 с.
Болотнова Нина Сергеевна, Орлова Ольга Вячеславовна
Современный русский язык: Морфология. Ч.1. : учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. – 124 с.
Чайковская С.В. Современный русский язык: Морфология: ч. 2: учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019. – 100 с.
Савенко Анастасия Сергеевна
Модуль «Современный русский литературный язык». Словообразование : учебно-методическое пособие / А. С. Савенко; под ред. Н. С. Болотновой. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2018. – 96 с.
Словари и справочники, словарные статьи в словарях и справочниках
Болотнова Н.С. Идиостиль журналиста // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С. 201-204.
Болотнов А.В. Жанры сетевых медиа (интернет-СМИ) // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С.374-378.
Болотнов А.В. Коммуникативные категории медиадискурса // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С.392-396.
Болотнова Н.С. Идиостиль журналиста // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2020. – С. 201-204. Всего: 440 с.
Болотнов А.В. Жанры сетевых медиа (интернет-СМИ) // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. –2-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2020. – С.374-378.
Болотнов А.В. Коммуникативные категории медиадискурса // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2020. – С.392-396.
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста : словарь-тезаурус. –3-е изд. –Москва: ФЛИНТА, 2021. –384 с. Электронный ресурс. URL: https://ibooks.ru/products/374311http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Yazykoznanie-Lingvistika/Stilistika/Kommunikativnaya-stilistika-teksta_286640 .
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА за 3 года
за 2018/2019 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Начат сбор материала для биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Сотрудники лаборатории приняли участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся "Юные дарования", подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., Шутова А.В.).
На заседании проблемной творческой группы по стилистике текста были обсуждены кандидатские диссертации О.Л. Кабаниной и А.А. Каширина. Диссертация А.А. Каширина рекомендована к представлению в Диссертационный совет ТГУ.
II. Научная работа
Защищена кандидатская диссертация Каширина А.А. «Индивидуальный медиадискурс как отражение идиостиля журналиста-ведущего авторской телевизионной программы» 26.06.2019 г. в Диссертационном совете ТГУ.
Продолжена работа над кандидатской диссертацией аспирантов О.Л. Кабаниной «Контраст как лексическая регулятивная универсалия в поэзии М.И. Цветаевой» и Шутовой А.В. «Лексическая регулятивность в лирике О.Э. Мандельштама как отражение динамики его поэтической картины мира».
Написано 9 статей, опубликованных в журналах (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М., Максимова С.А.) и 6 статей в сборниках научных конференций (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Максимова С.А.).
Сотрудники приняли участие в 9 научных конференциях (Болотнова Н.С., Карпенко С.М., Максимова С.А.).
Проведено 3 заседания методологического семинара и проблемной группы по стилистике текста на темы: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе». 11.01.2019; доклад аспирантки Кабаниной О.Л. «Контраст как лексическая регулятивная универсалия в лирике М.И. Цветаевой», 11.01.2019; «Новое в русистике и методике преподавания русского языка», 27.03.2019.
Организована работа 3-х секций на XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: «Коммуникативная стилистика текста»; «Актуальные проблемы русистики»; «Медиадискурс и языковая личность» 22.04.2019 г.
Подготовлено 40 докладчиков (бакалавров, магистрантов, аспирантов) на очередную Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» в ТГПУ (апрель 2019 г.) и др. конференции.
Подготовлены блоки статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.6, 2018; вып.2, 2019»).
III. Научно-популярная деятельность
Организован и проведен на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре с участием бакалавров и магистрантов ИФФ, студентов ТГАСУ (март 2018 г., отв. Карпенко С.М.).
Проведено сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов (29.03.2019 г., отв. Болотнов А.В.). В турнире приняли участие школьники и студенты из 11 образовательных учреждений г. Томска: Мариинской СОШ № 3, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, МАОУ СОШ № 27, 31, 35, 40, ЧОУ гимназии «Томь», МАОУ лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова, Томского государственного педагогического колледжа, НИ «Томский политехнический университет», ФБГОУ «Томский государственный педагогический университет».
Чтение лекций и проведение занятий и тренингов на общественных началах в Медиацентре МАОУ СОШ № 36 г. Томска (2018-2019 гг. Болотнов А.В.).
Участие в проведении Тотального диктанта на базе МБОУ «СОШ № 197» в 2019 году (С.М. Карпенко)
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
за 2019/2020 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Продолжена работа над составлением биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Сотрудники участвовали в организации и проведении конкурса работ школьников – участников очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., А.С. Савенко, Шутова А.В.).
Продолжена работа проблемной творческой группы по стилистике текста с обсуждением материала кандидатской диссертации А.В. Шутовой.
Проведено заседание методологического семинара «Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе»: «Проблемы эффективности преподавания русского языка как иностранного в вузе» (круглый стол) – докл. Максимовой С.А. (сентябрь 2019 г.)
По итогам конкурса в рамках образовательной выставки «Учебная Сибирь - 2020» в номинации «Современное содержание общего образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех» Большую Золотую медаль получили материалы по теме «Технология сотворчества как средство формирования общекультурной компетентности обучающихся (на примере внеурочной и внеклассной проектной деятельности обучающихся)» Подрезовой Ирины Ивановны, заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36 г. Томска, внештатного сотрудника лаборатории; Малую Золотую медаль – материалы по теме «Формирование культуротворческой среды в образовательном учреждении в рамках реализации Национального проекта «Культура» Безменовой Лилия Романовны, к.п.н., доцента кафедры русского языка, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №36 г. Томска.
II. Научная работа
В мае 2020 года сотрудниками проведена XI Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст», в которой приняли участие 110 докладчиков и слушателей из России, Китая, Казахстана (Сургута, Новосибирска, Саратова, Перми, Санкт-Петербурга, Челябинска, Красноярска, Томска, Омска, Муданьцзяня, г. Семей и др.). В конференции участвовали представители разных вузов Томска (ТГПУ, ТГУ, ТПУ, ТГАСУ, ТУСУР). К началу конференции был издан сборник материалов (отв. ред. Н.С. Болотнова), размещенный в научной электронной библиотеке elibrary. В течение двух дней состоялись 3 Пленарных заседания и работа 7 секций по разным направлениями современной русистики и методики преподавания русского языка. См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news/21562-itogi-xi-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-russkaya-rechevaya-kultura-i-tekst-v-tgpu.html
Подготовлен к изданию и опубликован сборник материалов XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (Томск: Томский ЦНТИ, 2020. 294 с.) (состав редколлегии: Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.. Савенко А.С.). Сборник размещен в РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995356.
Организован и проведен на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2020 г., отв. Карпенко С.М.).
Проведено сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов (2 семестр, март 2020 г., отв. Болотнов А.В.).
Проведен мастер класс по культуре речевого общения для «Школы ведущих СибГМУ» (декабрь 2019) (А.С. Савенко)
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
за 2020/2021 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Продолжена работа над составлением биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Сотрудники участвовали в организации и проведении конкурса работ школьников – участников очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., А.С. Савенко, Шутова А.В.).
Продолжена работа проблемной творческой группы по стилистике текста с обсуждением кандидатской диссертации А.В. Шутовой (доклад А.В. Шутовой «Лексическая регулятивность в лирике О.Э. Мандельштама») и рекомендацией к представлению в диссертационный совет ТГУ.
Сотрудники приняли очное и заочное участие в 8 научных конференциях разного ранга (Болотнова Н.С. - 2, Болотнов А.В. -2, Карпенко С.М. - 2, Савенко А.С. -1, Каширин А.А. -1).
Подготовлены 2 блока статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.3, 4, 2020 г.).
Организована работа 3-х секций на Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (19-24 апреля 2021 г.): «Русистика и языковое образование», «Медиадискурс и языковая личность», «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты».
Подготовлено 37 докладчиков на Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (19-24 апреля 2021 г.).
Сдано в печать 24 статьи студентов, магистрантов, аспирантов, сотрудников.
III. Научно-популярная деятельность
18 декабря 2020 г. проведена Открытая сетевая конференция медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» на базе ТГПУ (соучредители МАОУ СОШ № 36 г. Томска и РЦРО) при участии 67 человек из 9 образовательных учреждений г. Томска и области (отв. Болотнов А.В., Безменова Л.А.). См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=40
5. Организован и проведен на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре с участием 29 человек (март 2021 г., отв. Карпенко С.М.). См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=20
Проведено сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов с участием 9 образовательных учреждений г. Томска: НИ ТПУ, ТГПУ, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, 33, 36, 37, 40, школы «Перспектива», гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской. (24 марта 2021г., отв. Болотнов А.В.). См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=25
Участие в передаче «Резонанс» с рассказом о современной языковой ситуации и использовании вульгарной лексики (сайт «Радио России» (передача от 20.01.2020) (С.М. Карпенко).
Рецензирование научных и методических трудов в 2020/2021 учебном году : Н.С. Болотнова (2), С.М. Карпенко (4).
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
за 2021/2022 учебный год
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
за 2021 год
I. Организационно - научная и методическая работа
Продолжена работа над составлением биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Сотрудники участвовали в организации и проведении конкурса работ школьников – участников очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., А.С. Савенко, Иванченко С.А.).
Продолжена работа методологического научного семинара «Актуальные проблемы русистики ». 28 сентября 2021 г. заслушан и обсужден доклад Болотновой Н.С. «НОВОЕ В ЛЕКСИКОГРАФИИ» о результатах международного симпозиума «ЛЕКСИКОГРАФИЯ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ» (ТГУ). Доклады асп. 2 курса С.А. Иванченко на тему: «Особенности поэтической картины мира М.А. Волошина» и доц. С.М. Карпенко о XIII Международной научно-практической конференции «Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации», посвящённой 200-летию Ф.М. Достоевского, были заслушаны и обсуждены в 15 октября 2021 г.
Организована и проведена XII Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст» (20-21 мая 2022г.) и редактирование поступивших статей в сборник материалов конференции (отв. ред. Болотнова Н.С.).
Сотрудники приняли очное и заочное участие в 13 научных конференциях разного ранга, включая зарубежные -1; международные -9, отечественные -3.
Подготовлены (рецензирование, редактирование) 4 блока статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.1, 3, 4, 6 за 2021 г.).
Организована работа 3-х секций на Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (19-24 апреля 2021 г.): «Русистика и языковое образование», «Медиадискурс и языковая личность», «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты».
Подготовлено 37 докладчиков на Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (19-24 апреля 2021 г.).
Опубликованы 31 статья студентов, магистрантов, аспирантов в сб.: Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Международная конференция «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0»: в 2 т. Т.1:Филология и история. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2021. (статьи подготовлены под руководством сотрудников).
11 декабря 2021 г. проведена III Региональная открытая сетевая конференция медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» на базе ТГПУ (соучредители МАОУ СОШ № 36 г. Томска и РЦРО) при участиишкольников, студентов разных курсов, магистрантов, учителей, методистов, преподавателей – всего более 80 человек из 11 образовательных учреждений: ИФФ ТГПУ, Института Детства и артпедагогики ТГПУ, ЛГУ им. А.С. Пушкина, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, № 14 им. А.Ф. Лебедева, № 23, 32, 36, 40, лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова, Томского физико-технического лицея. См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news/24253-itogi-iii-regionalnoj-otkrytoj-setevoj-konferentsii-mediaproektov-shkolnikov-i-studentov-mediasreda-lichnost-tvorchestvo.html
В рамках Открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» на базе ТГПУ проведен конкурс на лучший медиапроект в разных номинациях. Авторы лучших проектов награждены Дипломами и Грамотами.
Организован и проведен на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре с участием 29 человек (март 2021 г., отв. Карпенко С.М.). См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=20
Проведено сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов с участием 9 образовательных учреждений г. Томска: НИ ТПУ, ТГПУ, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, 33, 36, 37, 40, школы «Перспектива», гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской. (24 марта 2021г., отв. Болотнов А.В.). См. подробнее: https://www.tspu.edu.ru/iff/news.html?start=25
Проведено рецензирование научных и методических трудов в 2020/2021 учебном году : Н.С. Болотнова (2), С.М. Карпенко (4).
ПЛАН работы лаборатории
На 2022/2023 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
1. Продолжение и завершение работы над изданием: «Коммуникативная стилистика текста: биобиблиографический указатель по научному направлению» (Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов, С.М. Карпенко).
2. Организовать работу проблемной творческой группы по стилистике текста и методологического семинара «Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе» (онлайн или офлайн в течение года).
3. Принять участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с НМЦ) (отв. Карпенко С.М.,Савенко А.С., Федосенко Т.А.).
4. Провести в ТГПУ совместно с РЦРО и МАОУ СОШ № 36 г. Томска IV Открытую сетевую конференцию медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» (отв. Болотнов А.В., Безменова Л.А. при участии Каширина А.А., Болотновой Н.С.).
II. Научная работа
1. Продолжить работу над кандидатскими диссертациями (Иванченко С.А., Бондарев М.В., Федосенко Т.А., Исаева О.В., Школьникова О.С., Хомченко Ю.А.).
7. Подготовить к печати и издать указатель : «Коммуникативная стилистика текста: биобиблиографический указатель по научному направлению» (Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов, С.М. Карпенко) (декабрь 2022 г.)
III. Научно-популярная деятельность
1. Организация Межвузовского конкурса творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2023 г., отв. Карпенко С.М.).
2. Проведение Городского риторического турнира для школьников и студентов (2 семестр, март 2023 г., отв. Болотнов А.В.).
3. Проведение бесед и диспутов о культуре речевого общения, этике речевого поведения в рамках учебных дисциплин (отв. все преподаватели).