Лаборатория русской речевой культуры и теории текста
Лаборатория русской речевой культуры и теории текста
Лаборатория русской речевой культуры и теории текста создана на основании решения Ученого совета ТГПУ от 21 февраля 2007 г. с целью разработки теоретических и прикладных аспектов текстовой деятельности в разных сферах общения: для подготовки научной продукции и создания на её основе образовательных программ, внедрения их в процесс обучения студентов, аспирантов, школьников, учителей, а также лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры.
Основными направлениями деятельности лаборатории являются: научная; образовательная; методическая; внедренческая.
Задачи научной деятельности Лаборатории русской речевой культуры и теории текста:
1) дальнейшая разработка коммуникативной теории текста как основы речевого общения; 2) изучение средств и способов оптимизации публичного речевого общения (включая материал прессы, радио и телевидения); 3) проведение экспериментальной деятельности, направленной на изучение воздействия текстов разных типов на адресата; 4) оформление заявок на конкурсы, гранты РФФИ и др.; 5) организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций и семинаров; 6) подготовка монографий, сборников научных трудов, тематических блоков в журнале «Вестник ТГПУ»; 7) установление научных контактов с коллегами из других вузов России.
Задачи образовательной деятельности:
1) создание учебных пособий и учебников по современному русскому языку, речевой культуре и теории текста на основе научных разработок членов коллектива; 2) разработка программ курсов по теории текста, стилистике, культуре речи и риторике для студентов, школьников, лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры; 3) экспертная оценка научных трудов, учебных и учебно-методических пособий, материалов в области речевой культуры и теории текста; 3) ежегодное проведение Недели русского языка на ИФФ; 4) ежегодное проведение олимпиады по русскому языку среди студентов разных факультетов.
Задачи методической деятельности:
1) привлечение учителей русского языка к научно-методической деятельности при проведении семинаров и конференций; 2) помощь учителям в подготовке учебных программ, их редактировании и рецензировании; 3) разработка учебных программ элективных курсов по русской речевой культуре и теории текста для профильной школы.
Задачи внедренческой деятельности:
1) внедрение в учебный процесс вузов и школ новейших методик анализа текста; 2) внедрение в учебный процесс школ и гимназий разработанных членами коллектива и под их руководством учебных программ элективных курсов.
Лаборатория является структурным подразделением кафедры русского языка
Болотнова Н.С. О духовном развитии школьников в процессе обучения интерпретации текста (раздел) // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: язык ‑ история ‑ искусство: коллективная монография /Отв. ред. А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2013. – 444 с. Авторские: С.47-53. (Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, МПГУ, 21-23 марта 2013 г.)
Болотнова Н.С. Интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в процессе обучения лингвосмысловому анализу поэтического текста (раздел) // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д. Дейкиной): коллективная монография /под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко; сост. Е.А. Рябухина. – М.-ПЕрмь: ОТ и ДО, 2014. – 280 с. Авторские: С.86-94.
Болотнова Н.С. Диалог с текстом как способ активизации познавательной деятельности учащихся (раздел) // Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. / Ред. коллегия: Текучева И.В., Еремеева А.П., Комиссарова Л.Б., Позднякова А.А., Ряузова О.Ю., Янченко В.Д. – М.: ФОРУМ, 2015. – С.180-184. Всего: 512 с.
Болотнова Н.С. О лингвоперсонологии художественного текста (раздел) // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Ч. 2: коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Мельник и С. В. Оленева. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – С. 204- 214. Всего: 424 с.
Болотнова Н.С. Методика анализа медиатекста на основе теории регулятивности и ее использование в вузе и школе (раздел) // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: коллективная монография. – М.: Издательство "Спутник", 2016. – С.422-430.
Болотнов А.В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. – 274 с.
Курьянович А.В. Теоретические вопросы изучения эпистолярия в современной лингвистике: монография. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 220 с.;
Курьянович А.В. Жанрово-стилистические особенности русского эпистолярия первой трети XX века: узус и идиостиль (на материале писем М.В. Нестерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Вернадского, М.И. Цветаевой): монография. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 308 с.
Пушкарева И.А. Ценностные категории Правда / Истина в российском медиадискурсе конца XX – начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк): моногр. / И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. – 308 с.
Пушкарева И.А. Краеведческие доминанты в российском региональном медиадискурсе конца XX – начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк): моногр. / И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. – 360 с.
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: концептуальный анализ в обучении школьников интерпретационной деятельности (раздел) // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития : монография / науч. ред. Н.Л. Мишатина. – СПб: ООО "Книжный дом", 2017. – 450 с. Авторские: С.205-214.
Болотнова Н.С. О роли коммуникативной теории текста в обучении студентов-филологов педагогического университета (раздел) // Учитель для будущего: язык, культура, личность (К 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): коллективная монография /отв. ред. В.Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В.Д. Янченко – Москва : МПГУ, 2018. – С. 48-53. Всего: 492 с.
По итогам Международных научных конференций "Русская речевая культура и текст" подготовлено и издано 4 сборника материалов (2012-2018 гг.):
Русская речевая культура и текст: Материалы VII Международной научной конференции (16-18 мая 2012 г.) / под общей ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Томский ЦНТИ, 2012.– 420 с.
Русская речевая культура и текст: Материалы VIII Международной научной конференции (17-18 апреля 2014 г.) / науч. ред. проф. Н.С. Болотнова. – Томск: Томский ЦНТИ, 2014.– 352 с.
Русская речевая культура и текст: Материалы IX Международной научной конференции (15-16 апреля 2016 г.)/ под общей ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Томский ЦНТИ, 2016.– 325 с.
Русская речевая культура и текст: материалы X Международной научной конференции. посвященной 25-летию кафедры русского языка (Томск, 17-18 мая 2018 г.); под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2018. – 271 с.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ СОТРУДНИКОВ (2006-2019 гг.)
Болотнова Нина Сергеевна
Филологический анализ текста: учебное пособие. Томск: ТГПУ, 2006. 631 с. ГРИФ МО РФ.
Филологический анализ текста: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007; 2009; 2011. 520 с. ГРИФ МО РФ.
Методики смыслового и лингвопрагматичсекого анализа медиатекста: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 156 с.
Стилистика и литературное редактирование. В 2-х т. Т.1. : учебник для анадемического бакалавриата /под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Изд-во Юрайт, 2016. Глава 4. С. С.92-107. Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям.
Болотнова Н.С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2019. – 2-е изд. – 156 с.
Болотнова Нина Сергеевна, Болотнов Алексей Владимирович
Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Контрольно-тренировочные задания.: учебное пособие. – Томск: ТГПУ, 2007. – 240 с. ГРИФ УМО.
Современный русский язык. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с. ГРИФ УМО.
Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2016.224 с. Гриф УМО.
Язык и стиль СМИ: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 86 с.
Жанрово-стилистические особенности публицистики: учебно-методическое пособие (в соавторстве с И.Н. Тюковой). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. - 140 с. авт. 72 с.
Карпенко Светлана Михайловна
Риторика. Культура речи: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 68 с.
Риторика : учебно-методическое пособие. Томск: ТГПУ, 2013. 131 с.
Риторика. Культура речи: учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. 79 с.
Чайковская (Лобанова) Светлана Витальевна
Современный русский язык: Морфология. Ч.1. : учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. – 124 с.
Чайковская С.В. Современный русский язык: Морфология: ч. 2: учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019. – 100 с.
Савенко Анастасия Сергеевна
Модуль «Современный русский литературный язык». Словообразование : учебно-методическое пособие / А. С. Савенко; под ред. Н. С. Болотновой. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2018. – 96 с.
Словари и справочники, словарные статьи в словарях и справочниках
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 157-162.
Болотнова Н.С. Образ автора // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 253-255.
Болотнова Н.С. Регулятивность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 328-331.
Болотнова Н.С. Смысловое развертывание художественного текста// Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 392-396.
Болотнова Н.С. Язык художественной литературы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 651-656.
Болотнова Н.С. Идиостиль журналиста // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С. 201-204.
Болотнов А.В. Жанры сетевых медиа (интернет-СМИ) // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С.374-378.
Болотнов А.В. Коммуникативные категории медиадискурса // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. – М.: ФЛИНТА, 2018. – С.392-396.
ПЛАН РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
на 2018/2019 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Подготовить материал для биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Принять участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., Шутова А.В.).
Продолжить работу проблемной творческой группы по стилистике текста с обсуждением кандидатских диссертаций О.Л. Кабаниной и А.А. Каширина.
II. Научная работа
Продолжить и завершить работу над кандидатскими диссертациями (О.Л. Кабанина, А.А. Каширин).
Продолжить работу над кандидатской диссертацией (Шутова А.В.).
Подготовить 22 докладчика на очередную Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» в ТГПУ (апрель 2019 г.): Болотнова Н.С. – 8, Карпенко С.М. – 3; Болотнов А.В. – 4; Савенко А.С. – 4, Максимова С.А. -1, Сараева Д.А. -2.
Принять участие в 6 научных конференциях разного ранга (Болотнова Н.С. -2, Болотнов А.В. -1, Савенко А.С. - 1, Карпенко С.М. - 1, Максимова С.А. -1).
Подготовить блок статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.4, 2019 г.).
III. Научно-популярная деятельность
Организовать и провести на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2018 г., отв. Карпенко С.М.).
Провести сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов (2 семестр, март 2019 г., отв. Болотнов А.В.).
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
за 2018/2019 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Начат сбор материала для биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Сотрудники лаборатории приняли участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся "Юные дарования", подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., Шутова А.В.).
На заседании проблемной творческой группы по стилистике текста были обсуждены кандидатские диссертации О.Л. Кабаниной и А.А. Каширина. Диссертация А.А. Каширина рекомендована к представлению в Диссертационный совет ТГУ.
II. Научная работа
Защищена кандидатская диссертация Каширина А.А. «Индивидуальный медиадискурс как отражение идиостиля журналиста-ведущего авторской телевизионной программы» 26.06.2019 г. в Диссертационном совете ТГУ.
Продолжена работа над кандидатской диссертацией аспирантов О.Л. Кабаниной «Контраст как лексическая регулятивная универсалия в поэзии М.И. Цветаевой» и Шутовой А.В. «Лексическая регулятивность в лирике О.Э. Мандельштама как отражение динамики его поэтической картины мира».
Написано 9 статей, опубликованных в журналах (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М., Максимова С.А.) и 6 статей в сборниках научных конференций (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Максимова С.А.).
Сотрудники приняли участие в 9 научных конференциях (Болотнова Н.С., Карпенко С.М., Максимова С.А.).
Проведено 3 заседания методологического семинара и проблемной группы по стилистике текста на темы: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе». 11.01.2019; доклад аспирантки Кабаниной О.Л. «Контраст как лексическая регулятивная универсалия в лирике М.И. Цветаевой», 11.01.2019; «Новое в русистике и методике преподавания русского языка», 27.03.2019.
Организована работа 3-х секций на XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: «Коммуникативная стилистика текста»; «Актуальные проблемы русистики»; «Медиадискурс и языковая личность» 22.04.2019 г.
Подготовлено 40 докладчиков (бакалавров, магистрантов, аспирантов) на очередную Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» в ТГПУ (апрель 2019 г.) и др. конференции.
Подготовлены блоки статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.6, 2018; вып.2, 2019»).
III. Научно-популярная деятельность
Организован и проведен на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре с участием бакалавров и магистрантов ИФФ, студентов ТГАСУ (март 2018 г., отв. Карпенко С.М.).
Проведено сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов (29.03.2019 г. 2019 г., отв. Болотнов А.В.). В турнире приняли участие школьники и студенты из 11 образовательных учреждений г. Томска: Мариинской СОШ № 3, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, МАОУ СОШ № 27, 31, 35, 40, ЧОУ гимназии «Томь», МАОУ лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова, Томского государственного педагогического колледжа, НИ «Томский политехнический университет», ФБГОУ «Томский государственный педагогический университет».
ПЛАН РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИИ ТЕКСТА
на 2019/2020 учебный год
I. Организационно - научная и методическая работа
Продолжить работу над составлением биобиблиографического словаря по научному направлению «Коммуникативная стилистика текста» (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Карпенко С.М.).
Принять участие в конкурсе работ школьников – участников очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», подсекция «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., А.С. Савенко, Шутова А.В.).
Продолжить работу проблемной творческой группы по стилистике текста с обсуждением материала кандидатской диссертации А.В. Шутовой.
II. Научная работа
Организовать и провести в мае 2020 года XI Международную научную конференцию «Русская речевая культура и текст» (отв. Н.С. Болотнова).
Подготовить к изданию сборник материалов XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (состав редколлегии: Болотнова Н.С., Болотнов А.В.. Карпенко С.М.. Савенко А.С.).
Подготовить 20 докладчиков на очередную Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» в ТГПУ (апрель 2020 г.): Болотнова Н.С. – 8, Карпенко С.М. – 3; Болотнов А.В. – 4; Савенко А.С. – 4, Каширин А.А. -1.
Принять очное и заочное участие в 8 научных конференциях разного ранга (Болотнова Н.С. - 2, Болотнов А.В. -2, Карпенко С.М. - 2, Савенко А.С. -1, Каширин А.А. -1).
Подготовить 2 блока статей по научному направлению для «Вестника ТГПУ» (Вып.3, 4, 2020 г.).
III. Научно-популярная деятельность
Провести Открытую сетевую конференцию медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» на базе ТГПУ с участием МАОУ СОШ № 36 г. Томска и РЦО (декабрь 2019 г.) (отв. Болотнов А.В., Безменова Л.А.).
Организовать и провести на базе ТГПУ Межвузовский конкурс творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2020 г., отв. Карпенко С.М.).
Провести сетевое мероприятие совместно с НМЦ г. Томска - Городской риторический турнир для школьников и студентов (2 семестр, март 2020 г., отв. Болотнов А.В.).