Томский государственный педагогический университет

Лаборатория русской речевой культуры и теории текста

Лаборатория русской речевой культуры и теории текста создана на основании решения Ученого совета ТГПУ от 21 февраля 2007 г. с целью разработки теоретических и прикладных аспектов текстовой деятельности в разных сферах общения: для подготовки научной продукции и создания на её основе образовательных программ, внедрения их в процесс обучения студентов, аспирантов, школьников, учителей, а также лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры.

Сотрудники Лаборатории

Основными направлениями деятельности лаборатории являются: научная; образовательная; методическая; внедренческая.

Задачи научной деятельности  Лаборатории русской речевой культуры и теории текста:

1) дальнейшая разработка коммуникативной теории текста как основы речевого общения;

2) изучение средств и способов оптимизации публичного речевого общения (включая материал местной прессы, радио и телевидения);

3) проведение экспериментальной деятельности, направленной на изучение воздействия текстов разных типов на адресата;

4) оформление заявок на конкурсы, гранты РГНФ и др.;

5) организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций и семинаров;

6) подготовка монографий, сборников научных трудов, тематических блоков в журнале «Вестник ТГПУ»;

7) установление и научных контактов с коллегами из других вузов России.

Задачи образовательной деятельности:

1) создание учебных пособий и учебников по современному русскому языку, речевой культуре и теории текста на основе научных разработок членов коллектива;

2) разработка программ курсов по теории текста, стилистике, культуре речи и риторике для студентов, школьников, лиц, желающих совершенствовать уровень своей речевой культуры;

3) экспертная оценка научных трудов, учебных и учебно-методических пособий, материалов в области речевой культуры и теории текста;

3) ежегодное проведение Недели русского языка  на ИФФ

4) ежегодное проведение олимпиады по русскому языку среди студентов разных факультетов

Задачи методической деятельности:

1) проведение курсов повышения квалификации для учителей русского языка;

2) помощь учителям в подготовке учебных программ, их редактировании и рецензировании;

3) разработка учебных программ элективных курсов по русской речевой культуре и теории текста для профильной школы.

Задачи внедренческой деятельности:

1) внедрение в учебный процесс вузов и школ новейших методик анализа текста;

2) внедрение в учебный процесс школ и гимназий разработанных членами коллектива и под их руководством учебных программ элективных курсов.

Лаборатория является структурным подразделением кафедры современного русского языка и стилистики.

 

Научные труды лаборатории за последние 5 лет (2012-2017)

Монографии

  1. Болотнова Н.С. и др. Коммуникативная стилистика текста как одно из направлений современной стилистики // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика. – М.: Флинта: Наука, 2012. Авторские: С.62-81.
  2. Болотнова Н.С. и др. Регулятивный потенциал текстовых парадигм мотивационного типа // Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI века: По материалам Международной научной конференции, посвященной 95-летию томской школы русистики /под ред. О.И. Блиновой: коллективная монография. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 322 с. Авторские: С.185-202.
  3. Болотнова Н.С. и др. О духовном развитии школьников в процессе обучения интерпретации текста // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: язык ‑ история ‑ искусство: коллективная монография /Отв. ред. А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2013. – 444 с. Авторские: С.47-53. (Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, МПГУ, 21-23 марта 2013 г.)
  4. Болотнова Н.С. и др. Интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в процессе обучения лингвосмысловому анализу поэтического текста // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д. Дейкиной): коллективная монография /под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко; сост. Е.А. Рябухина. – М.-ПЕрмь: ОТ и ДО, 2014. – 280 с. Авторские: С.86-94.
  5. Болотнова Н.С. и др. Диалог с текстом как способ активизации познавательной деятельности учащихся // Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов: коллективная монография. / Ред. коллегия: Текучева И.В., Еремеева А.П., Комиссарова Л.Б., Позднякова А.А., Ряузова О.Ю., Янченко В.Д. – М.: ФОРУМ, 2015. – С.180-184. Всего: 512 с.
  6. Болотнова Н.С., Болотнов А.В. и др. О лингвоперсонологии художественного текста // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Ч. 2: коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Мельник и С. В. Оленева. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – С. 204- 214.   Всего: 424 с.
  7. Болотнова Н.С. и др. Методика анализа медиатекста на основе теории регулятивности и ее использование в вузе и школе // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: коллективная монография. – М.: Издательство "Спутник", 2016. – С.422-430.
  8. Болотнов А.В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. – 274 с.
  9. Курьянович А.В. Теоретические вопросы изучения эпистолярия в современной лингвистике: монография. –  Томск: Изд-во ТГПУ, 2013.  – 220 с.;
  10. Курьянович А.В. Жанрово-стилистические особенности русского эпистолярия первой трети XX века: узус и идиостиль (на материале писем М.В. Нестерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Вернадского, М.И. Цветаевой): монография. –  Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 308 с.
  11. Пушкарева И.А. Ценностные категории Правда / Истина в российском медиадискурсе конца XX – начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк): моногр. / И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. – 308 с.
  12. Пушкарева И.А. Краеведческие доминанты в российском региональном медиадискурсе конца XX – начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк): моногр. / И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. – 360 с.

Сборники научных конференций (2012-2017)

По итогам Международных научных конференций "Русская речевая культура и текст" подготовлено и издано 3 сборника материалов (2012-2016 гг.):

  • Русская речевая культура и текст: Материалы VII Международной научной конференции (16-18 мая 2012 г.) / под общей ред. проф. Н.С. Болотновой. –  Томск: Томский ЦНТИ, 2012.– 420 с.
  • Русская речевая культура и текст: Материалы VIII Международной научной конференции (17-18 апреля 2014 г.) / науч. ред. проф. Н.С. Болотнова. –   Томск: Томский ЦНТИ, 2014.– 352 с.
  • Русская речевая культура и текст: Материалы IX Международной научной конференции (15-16 апреля 2016 г.)/ под общей ред. проф. Н.С. Болотновой. –  Томск: Томский ЦНТИ, 2016.– 325 с.

 

План работы Лаборатории русской речевой культуры и теории текста
на 2016/2017 учебный год

I. Организационно - научная и методическая работа

1. Продолжить работу по научному проекту №15-04-00216а «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия», поддержанному РГНФ (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Камнева Н.В., Каширин А.В., Курьянович А.В., Пушкарева И.А.).

2. Составить  план работы по данному проекту на 2016/ 2017 год, осуществить дополнительный сбор базы данных; провести дополнительно  эксперименты разной направленности; написать  и опубликовать  20 статей, начать работу над  коллективной монографией  «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия», поддержанному РГНФ (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Камнева Н.В., Каширин А.В., Курьянович А.В., Пушкарева И.А.).

3. Принять участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», в подсекции «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., Судакова Н.А.)

II. Научная работа

1. Завершить работу над докторской диссертацией до конца 2016 года докторантом  И.А. Пушкаревой  «Динамика ценностной картины мира в региональном медиадискурсе конца XX – начала XXI вв.: семантико-стилистический аспект (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий»)», представить к защите.

2. Продолжить работу над кандидатскими диссертациями (Судакова Н.А., Кабанина О.Л., Камнева Н.В., А.А. Каширин).

3. Написать 22 статьи (Н.С. Болотнова (4), Болотнов (4), Скрипник А.В. (1),  Т.Ф. Глебская (1),  С.М. Карпенко (1), Савенко А.С. (2), Лобанова С.В.(2), Кабанина О.Л.(1), Камнева Н.В. (2), Судакова Н.А. (1), Каширин А.В. (3).

4. Подготовить тематические  выпуски по научному направлению и деятельности лаборатории в «Вестник ТГПУ» (отв. Болотнова Н.С.) (2 - во втором полугодии 2016 г., 2 - в первом полугодии 2017 г.).

5. Подготовить 18 докладчиков на очередную студенческую конференцию  «Наука и образование» (готовят все преподаватели) (апрель 2017 г.): Болотнова Н.С. - 8, Карпенко С.М. - 3; Болотнов А.В. - 2; Савенко А.С. - 3, Лобанова С.В. - 1, Глебская Т.Ф. - 1.

6. Принять участие в научных конференциях разного ранга с 15 докладами

(Болотнова Н.С. – 2, Карпенко С.М. – 1, Савенко А.С.-1, Скрипник А.В. – 1, Глебская Т.Ф. – 1, А.В. Болотнов – 2, Судакова Н.А.   1, Камнева - 1, Лобанова С.В.   1, Пушкарева И.А. -2, Каширин А.В. - 2).

III. Научно-популярная деятельность

1. Проведение Недели русского языка на ИФФ (отв. Н.С. Болотнова, Т.Ф. Глебская).

2. Организация Межвузовского конкурса творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2017 г., отв. Карпенко С.М.).

3. Организация и проведение Городского риторического турнира с участием школьников и студентов (март 2017 г.) (Болотнов А.В. (отв.), при участии преподавателей и аспирантов: Болотнова Н.С., Лобанова С.В., Каширин А.А.

4. Проведение в курируемой 362 группе научно-популярных мероприятий: «Рассказ о научном направлении кафедры» (Н.С. Болотнова); лекции-беседы "В.М. Шукшин. Жизнь. Личность. Творчество", "В.И. Даль. Словарь - труд натужный"; "М.И. Цветаева. Жизнь и творчество» (силами магистрантов под руководством Н.С. Болотновой).

 

Отчет о работе лаборатории Русской речевой культуры и теории текста
(2016/2017)

I. Организационно - научная и методическая работа

1. Продолжена работа по научному проекту №15-04-00216а «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия», поддержанному РГНФ (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Камнева Н.В., Каширин А.В., Курьянович А.В., Пушкарева И.А.).

2. Составлен  план работы по данному проекту на 2016/ 2017 год, осуществлен дополнительный сбор базы данных; проведены дополнительно  эксперименты разной направленности; написано  и опубликовано  22 статьи, начата работа над  коллективной монографией  «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия» по проекту, поддержанному РФФИ (Болотнова Н.С., Болотнов А.В., Камнева Н.В., Каширин А.В., Курьянович А.В., Пушкарева И.А.).

3. Сотрудники приняли  участие в проведении очередной Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юные дарования», в подсекции «Лингвистические тайны текста» (совместно с ГНМЦ) (отв. Карпенко С.М., Судакова Н.А.)

II. Научная работа

1. Завершена работа над докторской диссертацией в ноябре  2016 года докторантом  И.А. Пушкаревой  «Динамика ценностной картины мира в региональном медиадискурсе конца XX – начала XXI вв.: семантико-стилистический аспект (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий»)». Работа была защищена в Диссертационном совете ТГУ 21 июня  2017 г.

2. Продолжена работа над кандидатскими диссертациями (Судакова Н.А., Кабанина О.Л., Камнева Н.В., А.А. Каширин).

3. Написано 23 статьи (Н.С. Болотнова (7), Болотнов (5), Скрипник А.В. (1),  Т.Ф. Глебская (1),  Савенко А.С. (2), Лобанова С.В.(2), Кабанина О.Л.(1), Камнева Н.В. (2), Каширин А.В. (2).

4. Подготовлены  тематические  выпуски по научному направлению и деятельности лаборатории в «Вестник ТГПУ» (отв. Болотнова Н.С.) (2 - во втором полугодии 2016 г., 2 - в первом полугодии 2017 г.).

5. Подготовлено 34  докладчика на очередную студенческую конференцию  «Наука и образование» (готовят все преподаватели) (апрель 2017 г.): Болотнова Н.С. - 10, Карпенко С.М. - 5; Болотнов А.В. - 6; Савенко А.С. - 10, Лобанова С.В. - 2, Глебская Т.Ф. - 1.

6. Сотрудники приняли очное и заочное участие в научных конференциях разного ранга и методологичексом семинаре кафедры с 19 докладами

(Болотнова Н.С. – 2, Савенко А.С.-1, Скрипник А.В. – 3,  А.В. Болотнов – 2, Судакова Н.А.   1, Камнева - 1, Лобанова С.В.   1, Пушкарева И.А. -3, Каширин А.В. - 2, Глебская Т.Ф. -1).

III. Научно-популярная деятельность

1. Проведение Недели русского языка на ИФФ (отв. Н.С. Болотнова, Т.Ф. Глебская).

2. Организация Межвузовского конкурса творческих работ о русском языке и русской речевой культуре (март 2017 г., отв. Карпенко С.М.).

3. Организация и проведение Городского риторического турнира с участием 28 школьников и студентов (А.В. Болотнов) (март 2017 г.) при участии преподавателей Н.С. Болотновой, С.В. Лобановой, Л.Р. Безменовой, аспиранта А.А. Каширина.

4. Проведение в курируемой 362 группе научно-популярных мероприятий: «Рассказ о научном направлении кафедры» (Н.С. Болотнова); лекции-беседы "В.М. Шукшин. Жизнь. Личность. Творчество", беседы "В.И. Даль. Словарь - труд натужный"; "М.И. Цветаева. Жизнь и творчество».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER