Томский государственный педагогический университет

Кафедра современного русского языка и стилистики

История и современность

Заведующая кафедрой: Болотнова Нина Сергеевна
Адрес: 634057, г. Томск, ул. Карла Ильмера, 15/1 каб. 221
Телефон: (382-2) 31-12-47 Телефон внутренней связи: 3138
E-Mail: stylistica@tspu.edu.ru
 

  Лаборатория русской речевой культуры и теории текста

Состав кафедры

Аспиранты и докторанты

Область профессиональной деятельности выпускников. Областью профессиональной деятельности выпускников кафедры является обучение студентов, бакалавров, магистрантов современному русскому литературному языку, культуре речи, риторике, стилистике; разработка и реализация коммуникативных аспектов речевой деятельности в разных сферах общения, коммуникативной теории текста и теории речевых жанров.

Позиционирование выпускников. Выпускники кафедры обладают всеми навыками для ведения научной и преподавательской работы, могут работать специалистами в учреждениях системы общего и профессионального образования. Областями трудоустройства выпускников являются государственные и муниципальные образовательные организации, образовательные центры, рекламные фирмы. Выпускники могут работать в СМИ, включая газеты, радио, телевидение, и заниматься научно-исследовательской деятельностью в области русистики и теории текста. По окончанию университета возможно обучение в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность (профиль) Русский язык.

Особенности научной, экспериментальной деятельности кафедры.

Преподаватели, аспиранты и докторанты кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по актуальным направлениям современной русистики: коммуникативной теории текста, стилистике, когнитивной и коммуникативной лингвистике, медиалингвистике, лингвокультурологии, а также методике преподавания русского языка.

Основное научное направление кафедры "Коммуникативная стилистика текста" (научный руководитель д.ф.н., проф. Н.С. Болотнова) поддержано грантом РФФИ (1996) и грантами РГНФ (2000, 2001, 2007, 2010,2012, 2015), РФФИ (РГНФ) (2016-2017), Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках регионального конкурса участников Мегапроекта "Развитие образования в России" (2001-2003), Золотыми медалями Международных выставок "Учсиб-2002", "Учсиб-2003"; "Учсиб-2007", медалью конкурса "Сибирские Афины" (2007). По научному направлению опубликовано более 900 научных трудов, включая коллективные монографии "Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль" (Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. 331 с.), "Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности" (Томск: изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2011.- 492с.), словарь-тезаурус "Коммуникативная стилистика текста" (Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. - 384 с.; М.: Флинта; Наука, 2009), библиографический указатель по научному направлению "Коммуникативная стилистика текста" (Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. - 188 с.).

Научные мероприятия. На кафедре регулярно проводятся заседания межвузовской группы по стилистике текста и межкафедрального лингвистического семинара "Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе". За последние 5 лет (в 2012, 2014, 2016 гг.) были проведены 3 ставшие традиционными очередные  VII, VIII и IX Международные научные конференции «Русская речевая культура и текст».

Очередная X Международная научная конференция будет проведена в 2018 году.

Направления деятельности кафедры по связи со школами.

Совместно с Городским информационно-методическим центром г. Томска с 2001 г. проводится ежегодная конференция учащихся старших классов "Лингвистические тайны текста". Традиционно в рамках Недели русского языка на ИФФ организуется Городской риторический турнир с участием школьников Томска и студентов. В рамках Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» постоянно работает секция по методике преподавания русского языка в вузе и школе с участием учителей разных регионов России и зарубежья. В  организации и проведении конференций и семинаров в рамках совместной деятельности Лаборатории русской речевой культуры и теории текста участвуют преподаватели МАОУ СОШ № 36 г. Томска.

Кафедра неоднократно проводила курсы повышения квалификации учителей-словесников  г. Томска и Томской области (1995-2008, 2012).

В течение ряда лет в аспирантуре по направлениям 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность (профиль) – Русский язык и 13.00.02 Педагогические науки, направленность (профиль) Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе; уровень общего и профессионального образования) и в магистратуре по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленности (профили): Современное языковое образование: медиакультура и коммуникации (до 2016 г.) и Языковое образование (2015-2018 гг.) обучались и обучаются учителя школ и лицеев г. Томска и Томской области, внедряющие теоретические разработки кафедры по стилистике и коммуникативной теории текста в кандидатские и магистерские диссертации и практическую образовательную деятельность. 

Кафедрой разработаны программы  семинаров в рамках повышения квалификации:

  • Основы редактирования текста
  • Практическая риторика

Список курсов, читаемых членами коллектива - сотрудниками кафедры современного русского языка и стилистики ТГПУ (2016-2017гг.)

1. Основные дисциплины (специалитет, бакалавриат)

1.Современный русский литературный язык:

•  Фонетика
•  Лексикология
•  Словообразование
•   Морфология (ч.1)
•   Морфология (ч.2)
•   Синтаксис простого предложения
•   Синтаксис сложного предложения
•   Активные процессы в современном русском языке

2. Стилистика
3. Филологический анализ текста
4. Риторика
5. Педагогическая риторика
6. Культура речи

2. Дисциплины по выбору студентов:

  • Спецсеминар по русскому языку
  • Русская графика и орфография
  • Русская орфоэпия
  • Русское окказиональное слово
  • Актуальные проблемы синтаксиса русского языка
  • Основы психолингвистики
  • Речевое воздействие
  • Проблемы когнитивной лингвистики
  • Подготовка медиатекстов
  • Основы теории речевой коммуникации
  • Деловое общение
  • Риторический практикум
  • Текстовая деятельность в разных сферах общения
  • Методология лингвистического исследования по русистике
  • Традиции и инновации в преподавании русского языка в школе

3. Другие факультеты

  • Русский язык и культура речи (ФИЯ)
  • Русский язык и культура речи (ФПСОР. Педагогика и психология))
  • Русский язык и культура речи (ФПСОР. Педагогика))
  • Русский язык и культура речи (ФПСОР. Связи с общественностью))
  • Русский язык и культура речи (ФПСОР. Реклама)
  • Русский язык и культура речи (ФИЯ. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур; перевод и переводоведение)
  • Стилистика русского языка и  культура речи (ФИЯ)
  • Стилистика и литературное редактирование (ФПСОР.  Связи с общественностью)
  • Русский язык с основами языкознания (Педагогический факультет)
  • Русский язык как иностранный (разные факультеты ТГПУ)

4. Магистратура (Языковое образование, Литературное образование)

  • Педагогическая коммуникация на русском языке
  • Новые направления в русистике
  • Активные процессы в современном русском языке
  • Теория и практика речевой коммуникации
  • Магистерский семинар
  • Текстовая деятельность в профессиональной сфере
  • Теория речевых жанров
  • Культура речевого общения в медиасфере
  • Функциональная стилистика
  • Редактирование текста: теория и практика
  • Речевое воздействие
  • Проблемы когнитивной лингвистики и функциональной лексикологии
  • Основы редактирования текста
  • Основы теории речевых жанров
  • Теория и практика речевой коммуникации
  • Речевое воздействие
  • Методика преподавания русского языка в поликультурной среде
  • Новые образовательные технологии в обучении русскому языку
  • Основы русистики
  • Исследовательская и проектная деятельность в языковом образовании

5. Аспирантура

  • Русский язык
  • Основы лингвистического исследования

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER