Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Итоги работы секции «Русистика и языковое образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководители С.М. Карпенко, А.С. Савенко) приняли 100 человек, включая преподавателей ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции «Коммуникативная стилистика текста» (53 человек, включая иногородних докладчиков из г. Новосибирска и Новокузнецка).

В прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование» (всего был представлен 41 доклад), были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и методикой преподавания русского языка: стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, медиалингвистикой, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, методикой обучения русскому языку. В работе 3-х подсекций активное участие принимали присутствующие, которые задавали вопросы, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.

В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» вниманию участников было предложено 14 докладов аспирантов Исаевой Ольги Викторовны и Бондарева Максима Владимировича, посвященных анализу одного из ключевых концептов в поэтической картине мира Н.А. Заболоцкого и анализу средств выражения подтекста в лирике О.Э. Мандельштама; магистрантов Захарчевской Надежды Владимировны и Кныш Кристины Александровны, в выступлениях которых шла речь о критериях отбора поэтических текстов для работы в школе и использовании концептоориентированной методики при обучении сочинению-миниатюре. Особенности воплощения образа адресата в ранней лирике М.И. Цветаевой и образа А.С. Пушкина в поэзии А.А. Ахматовой были рассмотрены в докладах студентов Чичиной Олеси Александровны и Медведевой Юлии Витальевны. Различные языковые средства репрезентации идиостилевой манеры авторов (стилистические фигуры, индивидуально-авторские слова, цветонаименования) в творчестве С. Есенина, В. Полозковой и Дж. Оруэлла были исследованы в докладах Крапивиной Анастасии Евгеньевны, Сухановой Алины Евгеньевны, Пермикиной Виктории Александровны.

Особый интерес у слушателей вызвали доклады, в которых анализировались разные виды портретов известных языковых личностей (коммуникативный, психолингвистический, речевой портреты) на материале дискурсивных практик телевизионной ведущей, политика, ученого в докладах Тимошенко Натальи Сергеевны, Кадычковой Ольги Михайловны, Сафоновой Екатерины Евгеньевны.

Прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста были посвящены доклады студентов 5 курса Седельниковой Александры Леонидовны и Галины Геннадьевны Гормолысовой, в которых обсуждались лингводидактический потенциал поэтического текста и особенности восприятия школьниками текстов фантастических произведений. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.

Программа подсекции «Медиадискурс и языковая личность» включала исследования, посвященные проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. Объектом обсуждения стали актуальные проблемы медиакоммуникации и медиаобразования: участие школьников в медиакоммуникации (доклады Клышовой Кристины Евгеньевны, Бородай Елены Андреевны, Хомченко Юлии Анатольевны, Монастыревой Юлии Игоревны), вопросы обучения медиакультуре (выступления Панковой Елены Валериевны, Ошлаковой Елены Сергеевны); специфика общения в интернете разных типов языковых личностей: синкретичного типа, деятеля культуры, комментатора (исследования Новиковой Софьи Юрьевны, Зябловой Екатерины Андреевны, Лехнер Элги Павловны). Отражение специфики языковой личности при ведении страницы в социальной сети и особенности использования лексики в социальной сети «ВКонтакте» стали объектом рассмотрения в докладах Харитоновой Валентины Антоновны и Андреяк Дарьи Михайловны. О меме как новом медиажанре и его использовании в сфере образования шла речь в выступлении Абдрашитовой Алёны Тагировны.

Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке.

В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 27 человек – студенты разных курсов и преподаватели кафедры русского языка. Тематика докладов была связана с разными аспектами коммуникативного, лингвокультурологического и методического потенциала различных языковых средств. Рассматривались функционально-прагматический и стилистический потенциал языковой игры в поэзии В. Полозковой (доклад Кириченко Василины Николаевны), в сказках для детей Э. Успенского и Н. Носова (выступления Смирновой Екатерины Юрьевны и Гусевой Яны Андреевны), окказиональная лексика в произведениях разных жанров (доклады Большаковой Анастасии Дмитриевны, Афонасьевой Елизаветы Витальевны) и ее изучение на занятиях внеурочной деятельности (выступление Исуповой Русланы Валентиновны); прецедентные феномены в лирике И. Бродского, паремии и фразеологизмы (исследования Шахматовой Екатерины Дмитриевны и Поповой Александры Дмитриевны), колоративная лексика и ее анализ в школе (доклады Петровой Татьяны Евгеньевны, Верхоланцевой Анны Евгеньевны); дидактический потенциал изобразительно-выразительных средств в лирике серебряного века (доклад Якимовой Юлии Александровны). Исследованию средств репрезентации художественного пространства в лирике Ю. Левитанского и повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» были посвящены работы Ивановой Валерии Александровны и Кондачковой Валерии Сергеевны. Средства создания образа положительного героя в региональной прессе были рассмотрены в выступлении Ковиной Александры Романовны.

Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений.

По итогам работы секции авторы лучших докладов отмечены Дипломами разной степени в номинациях «аспиранты» (Исаева Ольга Викторовна, Хомченко Юлия Анатольевна, Бондарев Максим Владимирович), «магистранты» (Бородай Елена Андреевна, Захарчевская Надежда Владимировна, Кныш Кристина Александровна). В номинации «студенты» в подсекции «Коммуникативная стилистика текста» лучшими с присуждением дипломов I, II и III степени были признаны доклады Чичиной Олеси Александровны, Кадычковой Ольги Михайловны; Сухановой Алины Евгеньевны, Сафоновой Екатерины Евгеньевны, Тимошенко Натальи Сергеевны, Пермикиной Виктории Александровны; Крапивиной Анастасии Евгеньевны, Седельниковой Александры Леонидовны.

В подсекции «Медиадискурс и языковая личность» дипломами I степени награждены Клышова Кристина Евгеньевна, Лехнер Элга Павловна, Харитонова Валентина Антоновна. Дипломы II получили студенты 4 курса Новикова Софья Юрьевна, Панкова Елена Валериевна, Монастырева Юлия Игоревна, Ошлакова Елена Сергеевна. Были отмечены также успешные выступления студентов 2 курса с присуждением дипломов III степени Андреяк Дарье Михайловне, Дрёмовой Милене Сергеевне, Абдрашитовой Алене Тагировне и студентке 1 курса Зябловой Екатерине Андреевне.

В подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» 1 место за лучший доклад с награждением дипломами присуждено Кириченко Василине Николаевне и Смирновой Екатерине Юрьевне.

2 место – Верхоланцевой Анне Евгеньевне, Большаковой Анастасии Дмитриевне, Исуповой Руслане Валентиновне.

3 место в конкурсе на лучший доклад заняли Иванова Валерия Александровна, Шахматова Екатерина Дмитриевна, Афонасьева Елизавета Витальевна.

В целом работа секции, по мнению участников, прошла в комфортной и творческой атмосфере. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.

 

Материал подготовлен доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка, профессором Болотновой Ниной Сергеевной

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER