Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Международный день слепых: интервью эксперта ТГПУ, советы педагогам и родителям

С 1984 года ежегодно 13 ноября отмечается Международный день слепых. Сегодня работе с людьми с ОВЗ, в частности имеющими проблемы зрения, уделяется особое внимание как со стороны государства, так и образовательными организациями: открываются специальные курсы, разрабатываются новые программы, создаются современные приложения для облегчения процесса получения знаний и развития навыков и многое другое. О том, как эта работа ведется ТГПУ, как в университете готовят педагогов для образовательного взаимодействия с детьми с ОВЗ и на что стоит обратить внимание родителям особенных детей при реализации образовательной и воспитательной деятельности, рассказала педагог кафедры дефектологии ФПСО, младший научный сотрудник Лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП ИРПО Светлана Михайловна Михайлова.

Международный день слепых учрежден Всемирной организацией здравоохранения в память о педагоге-новаторе, одном из первых тифлопедагогов, авторе рельефного шрифта и создателе первых учебных заведений для незрячих Валентине Гаюи. Деятельность известного педагога продолжают его последователи по всему миру, предлагая новые формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это особенно актуально с учетом статистических данных: на 1 августа 2023 года в России проживает более 10 миллионов человек с ОВЗ, из них 1 800 000 – лица с нарушениями зрения, и каждый год этот показатель растет.

В Томском государственном педагогическом университете ведется широкая практика работы с детьми и взрослыми с особенностями здоровья. Подготовку педагогов осуществляет факультет психологии и специального образования, обучающиеся которого оттачивают профессиональные навыки на базе профильных образовательных организаций. Кроме того, и студенты, и сотрудники ТГПУ реализуют различные мероприятия культурно-образовательного, воспитательного, профориентационного, развлекательного характера для людей с ОВЗ разных возрастов, помогая им усвоить новые знания и навыки, социализироваться, побороть различные страхи и научиться проявлять себя и свои таланты.

Преподаватели университета имеют и школьную практику. Например, Светлана Михайловна Михайлова, педагог кафедры дефектологии ФПСО, младший научный сотрудник Лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП ИРПО, уже более 25 лет трудится учителем в Школе-интернате для обучающихся с нарушениями зрения.

«На учителе, который работает с особыми детьми, – двойная нагрузка: он не только должен учить, но быть еще и психологом, улавливающим и регулирующим эмоциональный и психологический микроклимат детского коллектива и отдельно каждого ребенка, знать физиологию и многое другое, – говорит эксперт. – Педагог должен постоянно развиваться. Я в поиске новых специальных знаний окончила МГГУ им. Шолохова, ТГПУ, прошла ряд курсов повышения квалификации. Это помогло мне выстроить собственную систему работы с детьми, находящимися в зрительной депривации».

Методы обучения детей с глубокими нарушениями зрения имеют свою специфику. Так, в тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. К первым относятся словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные методы. Что касается вторых, слепые дети обучаются чтению и письму рельефным шрифтом Л. Брайля, используются методика пространственного и мобильного ориентирования, тифлокоментирование, методика работы с рельефным пособием. А включение в образовательный процесс ассистивных технологий помогает решить задачу приобретения каждым ребенком необходимого запаса достаточно четких представлений о предметах окружающего мира.

Традиционные методы работы регулярно дополняются новыми, соответствующими современным вызовам времени. Одним из успешных проектов стал «LUWRAIN» – платформа невизуальных приложений, разработанная совместно специалистами ТГПУ и ТГУ. Стажировочной площадкой для апробации информационных тифлотехнологий как дополнения к традиционной методике обучения на основе шрифта Брайля стала Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения. Именно

«LUWRAIN» представляет собой цифровую платформу, которая дает возможность педагогу создавать различные невизуальные приложения и адаптировать любой учебный материал для людей с нарушениями зрения под использование в дистанционном образовательном пространстве, – говорит Светлана Михайловна. – Мы вышли на новый уровень формирования компетенций у педагогов, которые позволяют сделать электронные курсы доступными обучающимся с нарушениями зрениями. Педагоги теперь могут подготавливать учебные и методические материалы, не ориентируясь на конкретные системы дистанционного образования, тем самым осуществлять интегрированный подход в обучении, подходить к каждому ученику индивидуально, воздействуя на зону ближайшего развития».

Как отмечает эксперт ТГПУ, результаты проведенных работ оказались успешными с точки зрения пользовательского восприятия и упрощения организационных мероприятий, но выявили основную преграду для дальнейшего развития – отсутствие достаточного количества адаптированных материалов. Именно эту проблему педагоги томских образовательных организаций ставят на первое место, направляя максимальные усилия для ее решение.

Параллельно разработке новых методов обучения детей с проблемами зрения, педагоги вуза ведут подготовку будущих учителей, которым предстоит в своей работе также использовать актуальные форматы. Внимание особенностям работы с детьми, имеющими зрительную патологию, уделяется на таких дисциплинах, как «Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании», «Изучение, образование и реабилитация лиц с комплексными нарушениями в развитии», «Специальная педагогика и психология». Практические занятия в рамках договора о сотрудничестве студенты ТГПУ проходят на базе Школы-интерната для детей с нарушениями зрения. В рамках деятельности Лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП ИРПО и ее стажировочных площадок у студентов есть возможность на практике отработать все этапы таких тифлотехнологий, как «Тифлокоментирование», «Технологии пространственного ориентирования и мобильности» и других.

Особое внимание в университете уделяется работе с родительским сообществом. Центр поддержки семьи ТГПУ предоставляет услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Бесплатные консультации (очно, дистанционно) проводят профессиональные психологи, педагоги, логопеды, дефектологи. Они же на регулярной основе реализуют вебинары, групповые встречи в тематиках, актуальных в том числе для родителей детей с ОВЗ.

Светлана Михайловна также дала рекомендации родителям, воспитывающим детей с проблемами зрения, и порекомендовала литературу, изучить которую будет полезно и педагогам. Читайте в группе ТГПУ в ВК и в Телеграм-канале вуза.  

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER