Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Компьютеры с авторской разработкой ТГПУ и ТГУ для обучения детей с нарушением зрения переданы в Школу-интернат

Компьютеры с авторской разработкой ТГПУ и ТГУ для обучения детей с нарушением зрения переданы в Школу-интернат

В Школе-интернате для обучающихся с нарушениями зрения состоялась передача в эксплуатацию одноплатных компьютеров Raspberry Pi, программный комплект которых основан на платформе невизуальных приложений LUWRAIN, разработанной совместно специалистами ТГПУ и ТГУ.

Компьютеры помогут созданию информационно-образовательного комплекса, способного дополнить традиционную тифлопедагогическую методику на основе шрифта Брайля инструментами на основе информационных технологий.

«Обучающимся, читающим с помощью осязания, не хватает времени: незрячий школьник имеет возможность обучаться, используя учебные материалы и книги с точечно-рельефным шрифтом, аудиокниги, но эта возможность часто оказывается недоступной, так как издания по Брайлю учащиеся не имеют возможность самостоятельно приобретать (только в специальных библиотеках), что затрудняет процесс обучения, да и учебная информация зачастую не совпадает с той, которая содержится в современных материалах. Таким образом, учащиеся с особыми образовательными возможностями оказываются в неравных условиях с остальными учащимися», – отмечает Наталия Анатольевна Мёдова, зав. кафедрой дефектологии ТГПУ, эксперт проекта «LUWRAIN».

Разработка платформы ведется силами специалистов ТГПУ и ТГУ. Школа-интернат №33 г. Томска является основной экспериментальной площадкой. Передачу компьютеров в учебное заведение провел кандидат технических наук, доцент ТГУ Михаил Сергеевич Пожидаев:

«Мы живем в век информационных технологий, когда есть большое желание научиться применять эти технологии для решения проблем, с которыми сталкиваются слабовидящие дети в процессе обучения. Сегодня данные устройства работают в экспериментальном режиме, однако я верю в то, что они положат начало большому делу и помогут детям обучаться в равных условиях».

Как отмечает Михаил Сергеевич, программный комплект позволяет использовать готовые компоненты с открытым исходным кодом для создания приложений, необходимых в образовательном процессе детей с нарушениями зрения. В работе используются только свободные компоненты, которые остаются доступными для применения в России после введения экономических и торговых ограничений со стороны зарубежных коммерческих компаний.

Со стороны образовательной организации проект курирует учитель биологии Светлана Михайловна Михайлова, которая считает, что новые возможности обучения детей с нарушениями зрения могут предоставить информационные и цифровые технологии (ИЦТ), обладающие потенциалом расширения и замещения традиционных образовательных методик.

«Данные компьютеры сыграют очень важную роль в освоении материала слабовидящими школьниками наравне со своими одноклассниками. Очевидно, что такое подспорье, как инновационные учебные материалы, сделает обучение детей в разы проще, а работа педагогов будет более автоматизирована. Мы с ребятами начнем знакомство с компьютерами с освоения учебника по биологии и надеемся, что в дальнейшем будет возможность изучать в таком формате остальные дисциплины».

Одноплатные компьютеры Raspberry Pi, которые были переданы в пользование учащимся школы-интерната, являются недорогими устройствами, производимыми британской компанией Raspberry Pi Foundation и остающиеся доступными в условиях новых ограничений. Как сообщает газета Коммерсантъ, в настоящее время наблюдается повышенный спрос на компьютеры этого типа. Каждый комплект включает само устройство в металлическом корпусе, беспроводную клавиатуру, блок питания и наушники. Каждый комплект имеет ориентировочную стоимость десять тысяч рублей.

После того, как будет подтверждена эффективность на простой задаче, такой как работа с литературой в формате DAISY, можно будет говорить о расширении набора приложений через добавление необходимых инструментов. Готовые компоненты, сопровождаемые педагогической методологией их применения, в будущем могут распространяться по другим коррекционным образовательным учреждениям в России и для применения в инклюзивном образовании.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER