Томский государственный педагогический университет

Головчинер Валентина Егоровна

Должность: Профессор, главный научный сотрудник

Учёная степень: Доктор филол. наук

Учёное звание: Профессор

Преподаваемые дисциплины:

История русской литературы
Обучение анализу художественных текстов разной родовой природы
Русская литература
История русской литературы 1920 - 1950-х годов
Обучение анализу художественных текстов разной родовой природы
Современные направления в русистике
Методология литературоведческого исследования
Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе ХХ - начала XXI веков
Руководство курсовой работой
Руководство выпускной квалификационной работой
Научное руководство аспирантом
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

Образование: высшее, филологический факультет ТГУ

Данные о повышении квалификации/профессиональной подготовке/переподготовке.

Удостоверение о повышении квалификации № 702402187933 от 01.07.2014, Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя вуза 72ч ФГБОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет";

Свидетельство о повышении квалификации (стажировка) от 24.02.2017 «Современные технологии преподавания гуманитарных дисциплин», Университет им. Палацкого;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053961 от 10.01.2018 «Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература)», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702405761319 от 08.02.2018, "Организационно-методические и дидактические особенности применения дистанционных технологий при реализации образовательного процесса", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702405761424 от 16.02.2018, "Обучение оказанию первой помощи", 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение повышения квалификации № 702408202238 от 31.10.2018 «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области исторических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

Удостоверение о повышении квалификации № 702408053271 от 09.04.2019, "Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа", 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.

Общий стаж работы / стаж работы по специальности:  52 года /48 лет

Научная и образовательная деятельность:

В октябре 2019 исполнилось  43 года работы в ТГПИ / ТГПУ

Организатор  пяти научных Всероссийских с международным участием конференций «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе».

Член диссертационного совета Д 212.267.05 по специальности 10.01.01 – Русская литература (при ТГУ).

В сентябре 2016 г. работала в жюри Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина.

В июле 2017 г работала председателем ГАК в Новосибирском государственном педагогическом университете.

В июне 2019 г. как член ГЭК  работала на филологическом факультете ТГУ.

В мае 2019 г. как член жюри работала на V Межрегиональном кочевом театральном фестивале «Белая юрта» (Абакан).

В мае 2019 г. в рамках Года театра и накануне Всероссийского дня библиотек в Научной библиотеке ТГПУ прочитана лекция для библиотекарей города «"Н.Эрдман как явление театра ХХ века и Томск в судьбе драматурга" (ссылка на видеосюжет  тв в Томске 25 мая  https://www.tspu.edu.ru/vuz-v-smi.html)

В рамках Открытой кафедры в Новосибирске прочитана лекция о Маяковском  6 апреля 2018.  Материал на youtube.com  https://www.tspu.edu.ru/iff/kaf-lit/sostav/5420-golovchiner-valentina-egorovna.html

Редактирование сборников научных трудов молодых ученых (по итогам конференций) спецвыпусков «Вестников ТГПУ», рецензирование статей для журнала «Сибирский филологический журнал», «Вестник ТГПУ».

Области научных интересов:  история русской литературы, неклассическая поэтика русской литературы ХХ-ХXI вв., эпическая драма, проблемы комического, условности в литературе, творчество М.Горького, лирика и драма В. Маяковского, пьесы-сказки Е. Шварца, авторские модели драмы М. Булгакова, Н. Эрдмана, Г. Горина, В. Аксенова,  И. Бродского, В.Максимова, А.Вампилова, Н. Мошиной, А. Чиркова.

Участие в грантах: 1. Региональный конкурс РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном»; грант 11-14-70504 код ГРНТИ 17.01.13 17.01.17. Организация  и проведение научной Всероссийской с международным участием конференции «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе», посвященной 110-летию со дня рождения Н.Р. Эрдмана (01.04-02.04.2011). Руководитель проекта.

  1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4 - IV очередь) по направлению 2011-1.4-304-011, «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности в области филологии» по теме «Парадигмы художественного сознания в словесной культуре» (государственный контракт №14.740.11.1394), исполнитель проекта.
  2. В составе группы преподавателей кафедры принимала участие в качестве исполнителя в научном проекте, поддержанном РФФИ: Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций 17-14-70004 (2017 г.).
  3. 13-24.02.2017 как приглашенный профессор читала спецкурс «Русская эпическая драма как явление неклассической парадигмы в литературе» в Оломоуцком университете (Чехия) по программе «Евросоюза Erasmus +». Там же прошла стажировку.

Архив Н.Эрдмана

В.Е. Головчинер получила в дар от американского исследователя творчества Н.Эрдмана и автора первой диссертации о нем (защищена в Гарварде) Джона Фридмана собранные им за 30 лет материалы по творчеству художника (машинописи пьес и их вариантов, частью неопубликованные, рецензии на спектакли по пьесам драматурга в разных странах мира на русском, английском, немецком языках; видеотека поставленных спектаклей, игровых фильмов, мультфильмов; переписка с теми, кто знал Н. Эрдмана, ставил его произведения, др). Предполагается на этой базе организовать в ТГПУ Центр по изучению творчества Н. Эрдмана с привлечением учёных, студентов, магистрантов, аспирантов разных факультетов.

Избранные публикации  (2011-2019):

В.Е. Головчинер имеет около 300 научных  работ.

  1. Комическое, комедийное, смеховое («Дни Турбиных», «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109). - С 47-58 (соавторов нет)
  2. Публикация пьесы В.Масса и Н.Эрдмана «Прекрасная Елена» // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109).
  3. Примечания к пьесе «Прекрасная Елена» В.Масса и Н.Эрдмана // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109). - С. 244-245 (соавторы Баринова К.В., Фридман Дж.)
  4. Рифмы с «чужими текстами»: «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской и «Дом, который построил Свифт» Г.Горина // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы IV Международной науч.-теоретической конф. (24-25 мая 2012) – Алматы: «Yлагат», КазНПУ им. Абая, 2012. - С. 183 – 185.
  5. Маски в пьесе Виктора Коркия «Гамлет.ru» // Polilog. Ctudia neofilologiczne, nr. 2,  Slupsk, 2012.- С. 303-313.
  6. Поэтика повторов в пьесе Л. Леонова "Нашествие" // "Точка, распространяющаяся на все...": к 90-летию профессора Ю. Н. Чумакова: сборник научных трудов / под ред. Т.И. Печерской. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - С. 450-467
  7. «Три сестры» А.П.Чехова и «На дне» М.Горького: одновременность поисков в разных направлениях // «Европа чете Чехов». Международная научная конференция 7-9 окт. 2010, Доклады и сообщения./ гл. ред. Наталия Няголова. Велико Тырново, Универеситетско издательство «Св. св. Кирилл и Мотодий», 2012. - С. 46-58
  8. Чехов – неисчерпаем… // Сибирский филологический журнал, 2012, № 4. –С. 222-226.
  9. Стратегии удвоения в поэтике пьесы В.Максимова «Кто боится Рэя Брэдбери?» // Научные труды Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, № 3 (24), 2012. – С. 20-23
  10. Страх и ложь/обман в пьесе Л.Леонова «Нашествие» // Морфология дискурса лжи в литературе и культуре : коллективная монография : в 2 ч. / Часть II: Дискурс лжи в литературе: структурно-функциональные аспекты /под ред. Н.А.Ермаковой : Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед.ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – С. 112-120.
  11. «Прекрасная Елена» - проблема идентификации «ленинградского» текста В.Масса и Н Эрдмана// Театрон, СПб., 2013, № 1, с.43-52.
  12. "Прощание в июне": два томских спектакля и пьеса // В мире Александра Вампилова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С.70-80.
  13. Поэтика тройственности в первой пьесе Н.Мошиной «Треугольник» // Драма и театр: эстетический опыт эпохи : сборник научных трудов. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013. – Вып. 1. –С.204 -211.
  14. Три смерти в пьесе М.Горького «На дне» // Труды Международной научно-практической конференции «Развитие науки, образования и культуры независимого Казахстана в условиях глобальных вызовов современности», посвященный 70-летию Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова. Т.6. Шимкент, 2013.  С. 53-57. (без соавторов)
  15. Использование известных сюжетов в русской эпической драме ХХ века // Acta Universitatis Lodzienis. Follia litteraria rossica. Zeszyt specjalny. Współczeny dramat rosyski: kontynuacje i przemiany. Современная русская драма: традиции и инновации. Под ред. O. Głovko i M. Leyro. Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, Łódź, 2013. – С.79-95.
  16. Третьяков и Брехт //-  Брехтівський часопис. Brecht-Heft. Статті. Доповіді. Есе. Збірник наукових праць (Філологічні науки). Житомир, 2013, №3, С.65-79..
  17. Проблематика и поэтика драмы эмиграции // Жанровые и повествовательные стратегии в литературе русской эмиграции. : коллективная монография / отв. ред.  М.А.Хатямова. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014.  С.127-140
  18. Авторская модель художественного текста как синтез выразительных возможностей рода литературы // Вестник ТГПУ, 2014, №7 (148). С. 178-185. (соавтор О.Н.Русанова)
  19. Сергей Третьяков – учитель Бертольта Брехта// Сибирский филологический журнал, 2014, №2. С. 118-125.
  20. К проблеме условности в литературе (статья первая: к истории вопроса) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 11 (152), 2014. С. 9-15 (соавтор Русанова О.Н.).
  21. Фрагментация в литературе: цикличность в актуализации возможностей // Русская и белорусская литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: сб. научных статей. - Минск, РИВШ, 2014. -С. 305 – 311 (соавтор Русанова О.Н.).
  22. Проблемы комического в большой драматургии Н.Эрдмана // Комическое в русской литературе ХХ века. Составитель и отв. Ред. Д.Д. Николаев. М. : ИМЛИ, 2014. С. 260-280
  23. Жанровые особенности бурятской исторической драматургии: результаты, проблемы, перспективы изучения // Вестник Бурятского государственного  университета, 2015, № 10 (1)  С. 38- 43.
  24. Город как герой в пьесах Е. Шварца военных лет («Одна ночь», «Дракон») // Запечатленная Победа: Ключевые образы, концепты, идеологемы (Литературные события и феномены ХХ века) / Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Воронежский университет. - СПб. –Воронеж,  – с. 111-121. (Соавтор О.Н.Русанова)
  25. Пьеса Е. Шварца «Одна ночь» в его творчестве военной поры//Русская литература в современном культурном пространстве. Сб. ст. по материалам VII Ве5российской научной конференции (30-31  окт. 2015 г Издательство Томского государственного педагогического университета. 205-216 . С.115-129 (соавтор О. Н. Русанова)
  26. Драмы-притчи Александра Чиркова, или В поисках ответов // Чирков Александр. Время и времена. Драмы притчи. Россiйскою мовою. – Житомир : Видавец О.О. €венок, 2016. С. 3-23.
  27. Проблема героя в пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума»// Театр и драма: эстетический опыт эпохи: материалы Всероссийской конференции. Новосибирск: Изд-во НГТИ, 2016. С. 77-88.
  28. Поэтика двух «товарищеских» стихотворений В.Маяковского: «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» и «Разговор с товарищем Лениным» // Rossia Olumucensia, Vol. LV, Časopis pro ruskou a slovanskou filologii, Num. 1,  Olumuc, 2016.  5-21.
  29. "Житие" и "бытие" в пьесах-притчах Александра Чиркова, "Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica", Русская классика в культурном пространстве, Лодзь, 2016, No 9. С.85-96.
  30. «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Борис Годунов» А.С.Пушкина как направления поисков в драме. Коллект. монография : редкол. : Д.В.Родионов и др. – М. : ГЦТМ им. А.Б.Бахрушина.2016. – «Бахрушинская серия». – С.12-19.
  31. Свои и чужие пьесах Н.Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца» // Труды Международной научно-практической конференции «Ауэзовские чтения - 15»: Третья модернизация Казахстана – новые концепции и современные решения», посвященная 120-летию М.О.Ауэзова. – Шимкент: ЮКГУ им. М..Ауэзова, 2017. С.77-81.
  32. Использование балаганной выразительности в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных» // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. 2 (191). С. 180 – 187 (соавтор Веснина Т. Л.)
  33. (Из перечня ВАК)
  34. «Я знаю силу слов…», или метапоэтика стихотворения В. Маяковского «Приказ по армии искусства» // Сибирский филологический журнал, 2018, №4, С.62-77. (соавтор А.Хербер) (Из перечня ВАК)
  35. Два виденческих текста в лирике В. Маяковского конца 1920-х годов (18-я глава поэмы «Хорошо», «Разговор с товарищем Лениным») // Вестник ТГПУ, Вып.1 (198), 2019. – С.27 — 37 (Из перечня ВАК)
  36. Организация первой книги В.Маяковского «Простое как мычание»// Производство смысла: Сб. статей и материалов памяти Игоря Владимировича Фоменко / ред.: С.Ю. Артёмова, Н.А. Веселова, А.Г. Степанов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. –С.26-40 (764 с., ил.)
  37. «Юбилейное» и «Во весь голос» в в логике одного лирического сюжета В.Маяковского 1920-х годов» // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. К 125-летию со дня рождения. Тезисы докладов. М : ИМЛИ РАН, 2018.- С. 26-27.
  38. «Юбилейное» и «Во весь голос» в логике одного лирического сюжета В.Маяковского 1920-х годов //Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. К 125-летию со дня рождения. М. : ИМЛИ РАН, 2018.– С. 31-40.
  39. Организация текста в драме // Вестник Бурятского университета, Филология, 2018 № 2, Т. 4. С. 33-42 (соавтор Русанова О.Н.)

О ней и её работах:

  1. Бабичева Ю.В. «Осмыслить как закономерность» (рецензия на монографию В. Е. Головчинер «Эпическая драма в русской литературе ХХ века» // Вестник ТГПУ, 2001, №1. С. С.97-96.
  2. Дележа Е. Клондайк // Петербургский театральный журнал. 2002, № 27, с.135
  3. Чирков А.С. Приглашение к размышлению об эпической драме // Сибирский филологический журнал, 2008, № 4, с.225-231
  4. Русанова О.Н., Изместьева К.В., Полева Е.А., Чернявская Ю.О., Малышева Л.Г.
  5. "Живу беспокойно..." К юбилею профессора В. Е. Головчинер // Вестник  ТГПУ, 2015, №6, с.237 -243.
  6. Опубликовано интервью с проф. В.Е. Головчинер об Эрдмане на сайте «Сибирь. Реалии» https://www.sibreal.org/a/29154206.html

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER