Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Кочурина Светлана Анатольевна

Должность: доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию

Ученая степень: кандидат исторических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины (2023-2024): История России

Образование:

Базовое: Томский государственный университет, исторический факультет, 1994-1999 гг. Специальность «История», квалификация «Историк, преподаватель истории».

Послевузовское:

2001-2003 – аспирантура ТГПУ, специальность 07.00.02 Отечественная история.

В феврале 2005 г. в Диссертационном совете 212.267.03 при Томском государственном университете защитила диссертацию по теме: «Учительские институты Западной Сибири и их роль в подготовке педагогических кадров (1902–1920 гг.)» по специальности 07.00.02 – Отечественная история (научный руководитель – М.П. Войтеховская).

2011-2016 гг. – докторантура ТГПУ, специальность 07.00.02 Отечественная история.

Повышение квалификации:

- обучение оказанию медицинской помощи:

1) ФГБО УВО «Томский государственный педагогический университет». Удостоверение о повышении квалификации 702405761747. Дополнительная профессиональная программа 2018 г. повышение квалификации ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по программе «Обучение оказанию первой помощи». в объёме 16 часов. Томск, 2018 год.

- обучению информационно-коммуникационным технологиям для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа:

1) ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Дополнительная профессиональная программа «Применение программного обеспечения на платформе ОС Linux в профессиональной деятельности» в объёме 72 часа. Регистрационный номер 3137. Томск, 2007 год.

2) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Удостоверение о повышении квалификации 702403048327 по дополнительной профессиональной программе «Методика проектирования и реализации учебных занятий на основе дистанционных технологий» в объеме 72 часа. Регистрационный номер 94. Дата выдачи 08 февраля 2016 г.

3) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Удостоверение о повышении квалификации 700400002021. Дополнительная профессиональная программа «Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа» в объёме 108 часов. Регистрационный номер 332. Дата выдачи 15 ноября 2019 года.

И др.

- по профилю педагогической деятельности (за последние три года):

1) ГОУ ВПО «Томский государственный университет». Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по программе «История в меняющемся мире» в объеме 82 часа. Регистрационный номер 4.5 – 12 – 05. Томск, 2005 год.

2) Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сертификат обучения на семинаре «Профессионально-педагогическая компетентность экспертов ЕГЭ по истории» в структурном подразделении Центр оценки качества образования в объеме 24 уч. часа. Томск, май 2010 г.

3) ФГБУ «Российская академия образования». Удостоверение о повышении квалификации 7723 4828531. Дополнительная профессиональная программа «Преподавание учебного курса история России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования» в объеме 72 часа. Регистрационный номер 001658. Дата выдачи 27 июня 2023 года.

Общий стаж / стаж работы по специальности: 24 / 18

Достижения, награды:

Конкурс «Томская книга-2001» (победитель в номинации)

Конкурс Томской области в сфере образования и науки (лауреат в номинации «Научные и научно-педагогические коллективы») (2002);

Конкурс на именную стипендию НК «ЮКОС» (лауреат в номинации «За успехи в научных исследованиях и подготовке молодых специалистов») (2003);

Конкурс Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2006).

Почетные грамоты Управления образованием по Томской области и Ученого Совета ТГПУ.

Научные интересы: история России, история образования, история педагогического образования в Сибири и на Дальнем Востоке

Гранты:

  • «Модернизация педагогического образования и развитие инновационной деятельности высших учебных заведений: история и современность». (Исполнитель) 01.01.2007-31.12.2011.
  • АВЦП РОСОБРАЗОВАНИЯ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» (мероприятие 2) «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования»: «Разработка научно-обоснованных подходов к разработке содержания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОС НПО и ФГОС СПО». (Исполнитель) 2008.
  • АВЦП РОСОБРАЗОВАНИЯ «Развитие научного потенциала высшей школы» (мероприятие 2) «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» 14.31.00; 14.33.00 (Исполнитель) Федеральная АВЦП – 2009-2010.
  • Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (2011-2012 гг.). По разделу (06) общественные и гуманитарные науки: МК-3486.2011.6. (Руководитель)
  • Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме «Советская эпоха: история и наследие (к 100-летию образования СССР)», проводимый совместно РФФИ и РИО проект № 21-09-43044 (2021-2022 гг.). Тема: Формирование в Сибири и на Дальнем Востоке системы педагогического образования в условиях советской модернизации и введения всеобщего обучения в 1917-1930-е годы. (Исполнитель)

Участие в научных мероприятиях:

Международная заочная научно-практическая конференция «Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее» (г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.).

Всероссийская научная конференция с международным участием «VII Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925–1995)» (г. Новокузнецк, 21 апреля 2011 г.)

III Международная научная конференция «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (г. Москва, 8-9 июля 2011 г.)

Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития’2011» (г. Одесса, 4–15 октября 2011 г.).

Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории» (г. Новосибирск, 22 августа 2012 г.).

Международной научной Интернет-конференции «Перспективы развития современной науки» (г. Кранендонк (Нидерланды),10-16 сентября 2012 г.).

Международная заочная научно-практическая конференция «Социология, политология, философия и история: тенденции развития в современном мире» (г. Новосибирск, 17 сентября 2012 г.).

VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (г. Москва 5 ноября 2012 г.)

Международной научной конференции «Актуальные проблемы общественного развития» (г. Москва, 29 декабря 2012 г.).

XXIV Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Томск, 19-05-2014 - 25-05-2014).

Международная научно-практическая конференция «Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Историческая ретроспектива и современность.» г. Уфа (12 ноября 2021 года).

Всероссийская научная конференция «Исторический опыт подготовки педагогических кадров в Советской России», приуроченной к 100-летию Восточного педагогического института, г. Казань (06 октября 2022 г.)

Международной научно-практическая конференция «Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы» (26-27 октября 2022 года, г. Томск).

И мн. др.

Избранные публикации:

Научные работы:

Монографии:

  1. Томский учительский институт: Возвращенная история (1902–1920 гг.) / М.П. Войтеховская, С.А. Кочурина. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2002 г. 239 с.
  2. Развитие общего и профессионально-педагогического образования в условиях модернизации российского общества (конец XVIII–1917 г.) / Кочурина С.А. // Избранные вопросы современной науки. Монография. Часть VIII. / Научный ред. д. п. н., проф. Г. Ф. Гребенщиков. – Москва : Издательство «Перо», 2012. – 188. с. С. 86–114.
  3. Учительские институты Западной Сибири. 1902–1920 гг. Сборник документов и материалов. Сост.: М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. – Томск : Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2005. 330 с.
  4. 4. Учительские семинарии и учительские институты Западно-Сибирского учебного округа. Сборник документов и материалов / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина, О. В. Перова. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета. 2014. – 450 с.
  5. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. От учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели высшего педагогического образования в Томске : монография / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2021. – 408 с.
  6. Кочурина С. А. На службе просвещению… Руководители педагогических учебных заведений Сибири и Дальнего Востока (1900-е – 1930-е гг.) : монография под научной редакцией М. П. Войтеховской ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2021. – 308 с.
  7. Войтеховская М. П., Кочурина С. А., Гач О. Б. Томский педагогический: 120 лет на службе России. Томский государственный педагогический университет : монография / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина, О. Б. Гач. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 464 с.
  8. Развитие системы педагогического образования в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях советской модернизации (1917- начало 1930-х гг.). : Сборник документов и материалов / Авторы-сост. М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 298 с.
  9. Кочурина С. А. История педагогического образования в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях реализации государственной политики по введению всеобщего начального обучения в 1917 – начале 1930-х гг. : монография под научной редакцией М. П. Войтеховской ; Томский государственный педагогический университет. – Томск : Издательство ТГПУ, 2022. – 320 с.

Статьи:

  1. Проблемы историографии профессионально-педагогического образования в России. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 4 (20). Серия: Гуманитарные науки (История). С. 28–30. (Издание ВАК)
  2. Директор Томского учительского института в 1906-1907 гг. М. А. Водяников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 2 (18). Серия: естественные науки. С.88–91. (соавт. Широкова М.П.) (Издание ВАК)
  3. Преподаватели Томского учительского института В. И. Шумилов и А. М. Орлов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 2 (18). Серия: естественные науки. С.91–94. (соавт. Широкова М.П.) (Издание ВАК)
  4. О некоторых финансовых недоразумениях в деятельности Томского учительского института Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 5 (21). Серия: экономика. С. 108–110. (соавт. Широкова М.П.) (Издание ВАК)
  5. 1906 г. Томский учительский институт – в новом корпусе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 6 (22). Серия: гуманитарные науки. С. 78–82. (соавт. Широкова М.П.) (Издание ВАК)
  6. Томский государственный педагогический университет – исторический преемник Томского учительского института. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Выпуск 7 (23). Серия: гуманитарные науки. С. 80–82. (соавт. Широкова М.П.) (Издание ВАК)
  7. Историческая литература об эволюции учительских институтов // Шамаховские чтения: Материалы регион. науч. конф., «Научное наследие Ф.Ф. Шамахова: история и современность». (24–25 октября 2000 г.). Томск: Дельтаплан, 2001. С. 62–67.
  8. Обзор архивных источников по истории учительских институтов Западной Сибири // III Сибирская школа молодого ученого: Материалы V регион. конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых. (22–23 декабря 2000 г.). Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета. С. 183–188.
  9. Страницы из истории Томского учительского института // Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра. Томск. 2001. С. 36–40. (соавт. Войтеховская М.П.)
  10. Томский учительский институт в годы первой мировой войны (1914-1917). Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. Выпуск 3 (28). Серия: философия, культурология, история. С. 68–74. (соавт. Войтеховская М.П.) (Издание ВАК)
  11. Из истории институтов народного образования в Сибири // Образование в Сибири: история и современность: Материалы регион. конф. (22–24 ноября 2002 г.) Вып. II. Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2002. С. 12–18.
  12. К вопросу о подготовке преподавателей в Томском учительском институте // Непрерывное педагогическое образование: качество, проблемы, перспективы: Материалы Общерос. научно-метод. конференции (30–31 января 2002 г.). Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2003. С. 83–89.
  13. Формирование сети учительских институтов на территории Западно-Сибирского учебного округа // Сибирская школа молодого ученого: Материалы регион. науч. конф. (Апрель 2003 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета. С. 82–84.
  14. Исторические источники об учительских институтах Западной Сибири // Документ в меняющемся мире: Материалы Первой Всерос. науч.-практич. конф. (27–28 ноября 2003 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного университета, 2004. С. 261–264.
  15. Роль учительских институтов Западной Сибири в подготовке педагогических кадров // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: Материалы III Всерос. науч. конф. (14–15 мая 2004 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2004. С. 142–147.
  16. Преподавание отечественной истории у студентов дистанционной формы обучения // Современные технологии образования и их использование в ВУЗе и профильной школе: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. (21–23 апреля 2005 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2005. С. 149–151.
  17. Роль педагогической общественности в разработке реформы профессионально-педагогического образования (к. XIX – н. XX вв.) // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: Материалы Всерос. науч. конф. (23–24 марта 2006 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета. С. 5–14.
  18. «Вдохновенное служение делу…» К 140-летию со дня рождения И. А. Успенского // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: Материалы V международной научной конференции (1–2 ноября 2007 г.). – Томск: Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2008. С. 3–13.
  19. Учительские институты // Историческая энциклопедия Сибири : [в 3-х т.] / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т истории; Гл. ред. В. А. Ламин. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири. [Т. 3] : С – Я. – 2009. С. 387–388.
  20. Иван Александрович Успенский: «служенье тихое на ниве просвещенья» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Выпуск 12. (90). Серия: Педагогика. С. 121–127. (Издание ВАК)
  21. Дореволюционные учительские институты Западной Сибири в годы Первой мировой войны // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Серия: Педагогика. Выпуск 1. (91). С. 13–18. (Издание ВАК)
  22. Реформа учительских институтов Временного правительства (1917) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Серия: История. Выпуск 9. (99). C. 168–172. (Издание ВАК)
  23. Реформа педагогического образования Временного правительства и особенности ее реализации в Западной Сибири 1917–1919 гг. // «Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (30 марта 2011 г.) – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. С. 53–61.
  24. Материальное положение учительских институтов Западной Сибири в условиях реформы педагогического образования Временного правительства 1917 года // «VII Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925–1995)»: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Новокузнецк, 21 апреля 2011 г.). Новокузнецк: РИО КузГПА, 2011. С. 116–123.
  25. Проблемы модернизации профессионально-педагогического образования в России начала ХХ в. // Social Science = Общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2011. № 7. Изд–во «МИИ Наука», 2011. С. 369–376. = Доклад на III Международной научной конференции «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 8-9 июля 2011 г.)
  26. Из истории Новониколаевского учительского института (1917–1920 гг.) // «Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (19 сентября 2011 г.) – Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. С. 115–127.
  27. Реализация реформы учительских институтов Временного правительства на территории Западной Сибири (1917–1919 гг.) // Сборник научных трудов SWorld (Scientific World) по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития’2011» (4–15 октября 2011 г.). Том 26. Философия. Филология. История. – Одесса: Черноморье, 2011. С. 59–69.
  28. Омский институт народного образования: частная история одной реформы педагогического образования (1920–1921 гг.) // «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (24 октября 2011 г.) – Новосибирск: Изд-во «Априори». – 2011. С. 48–56.
  29. Реорганизация педагогического образования в Сибири в условиях становления советской власти (1920–1922 гг.) // «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (24 октября 2011 г.) – Новосибирск: Изд-во «Априори». – 2011. С. 40–48.
  30. Формирование морально-ценностных установок и развитие профессионального потенциала личности педагога у воспитанников учительских институтов Западно-Сибирского учебного округа // «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (24 октября 2011 г.) – Новосибирск: Изд-во «Априори». – 2011. С. 30–39.
  31. Проблемы формирования российской системы профессионально-педагогического образования (конец XIX – начало ХХ вв.) // Global Science Communications. 2011. № 6 (12). С. 36–42. (Доклад на Международной научно-практической Интернет-конференции «The integration of science, vocational education and industry»=«Интеграция науки, профессионального образования и производства» (Секции «Исторические науки»). (г. Алматы, 17–24 октября 2011 г.). – С. 36-42.
  32. К вопросу о деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров (1906–1917 гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. Выпуск 13 (115) 2011. Томск, 2011. ‒ С. 17‒21. (Издание ВАК)
  33. Развитие сети городских и высших начальных училищ и проблемы подготовки учительских кадров в условиях введения всеобщего начального образования в Западно-Сибирском учебном округе (1909–1916 гг.) // «Научная дискуссия: инновации в технических, естественных, математических и гуманитарных науках»: материалы III международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (16 июля 2012 г.) – Москва: Изд. Международный центр науки и образования», 2012. С. 96–103. (Секция 7. Исторические науки).
  34. Развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства у воспитанников учительских институтов Западно-Сибирского учебного округа // «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»: материалы III международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (18 июля 2012 г.) – Москва: Изд. Международный центр науки и образования», 2012. С. 52–58. (Секция 1.1. Общая педагогика, история педагогики и образования)
  35. Проблемы реформирования педагогического образования в России начала ХХ в. // «Современная наука: тенденции развития»: материалы II Международной научно-практической конференции (30 июля 2012 г.): Сборник научных трудов. – Краснодар: Научно-издательский центр «Априори», 2012. В 3-х томах. Том II. (Секция 1: Исторические и юридические науки). С. 24– 27.
  36. Общественные и профессиональные организации в борьбе за реформы педагогического образования в России начала ХХ в. // «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы»: материалы VII Международной заочной научно-практической конференции (20 августа 2012 г.). – Краснодар, 2012. С. 7–15.
  37. Директорский корпус педагогических учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа // «Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории»: материалы Международной заочной научно-практической конференции 22 августа 2012 г. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 83–89.
  38. Учительские институты как вид педагогических учебных заведений в дореволюционной системе российского образования // «Prospects for the development of modern science» : Matters of International Scientific Internet Conference (10-16 September 2012)= «Перспективы развития современной науки» : Материалы Международной научной Интернет-конференции (10-16 сентября 2012 г. ) // International scientific journal «Global Science Communications» 4(17) 2012, Кранендонк (Нидерланды), 2012. С. 68–72.
  39. Материальная база учительских институтов Западной Сибири (1902–1920 гг.) // «Социология, политология, философия и история: тенденции развития в современном мире»: материалы Международной заочной научно-практической конференции 17 сентября 2012 г. Новосибирск : Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 93–103. (соавт. Жанжора Н. В.)
  40. Развитие профессионально-педагогического образования в условиях социально-политической трансформации российского общества и особенности этого процесса в сибирском регионе (1907–1930 гг.) // «Научная дискуссия: инновации в современном мире»: Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции (5 ноября 2012 г.) – Москва: Изд. Международный центр науки и образования», 2012. С. 35–39. (Секция 7 Исторические науки. Специальность 07.00.00 – Отечественная история)
  41. Проблемы реформирования профессионально-педагогического образования в России начала ХХ века // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2012. 12 (28). Том. 1. Рига-Москва : Международный исследовательский институт, 2012. С. 32–40. (Издание ВАК)
  42. Политика Народного Комиссариата Просвещения в области подготовки учительских кадров (1918–1921) // Social Science = Общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2012. № 6. Изд–во «МИИ Наука», 2012. С. 185–192. = Доклад на II Международной научной конференции «Актуальные проблемы общественного развития» (29 декабря 2012 г.) г. Москва.
  43. Карьера педагога в условиях трансформации российской системы педагогического образования начала ХХ века (к биографии Александра Константиновича Волнина) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 221-235.
  44. Вопрос о введении всеобщего обучения в деятельности государственных дум российской империи // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 199-213.
  45. Законодательные инициативы по реформированию педагогического образования на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 152-166.
  46. Вопросы развития педагогического образования в работе Государственных Дум 1906-1917 гг. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 70-78.
  47. Влияние интеллектуальной миграции на руководящий состав педагогических учебных заведений Сибири и Дальнего Востока в условиях революции и гражданской войны (1917-1922 гг.) / С. А. Кочурина // Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Историческая ретроспектива и современность : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 ноября 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. – С. 92-98. И др.
  48. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Обзор современных исследований по истории педагогического образования в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917- начале 1930-х гг. // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 6 (40). С. 146-161.
  49. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Формирование сети педагогических учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях советской модернизации образования и введения всеобщего обучения в 1917 – начале 1930-х гг. // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6 (46). С. 131-148.

Учебные, учебно-методические пособия:

  1. Отечественная история : учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. – Томск : Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2010. 282 с.
  2. Отечественная история. – Томск : Изд–во Томского государственного педагогического университета, 2010. 325 с.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER