Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Лицейские чтения: впечатления эксперта

Как вы думаете, интересна ли современным школьникам поэтика русской и зарубежной литературы, беспокоит ли их эволюция русской литературы от «Слова о полку Игореве» до наших дней, хотят ли они заниматься филологическим анализом текста, волнуют ли их проблемы перевода и переводоведения, истории, общественных наук, страноведения, важно ли им знать о современных естественно-научных проблемах и ИКТ? Совсем недавно я считала, что эти вопросы далеки от сферы интересов старшеклассников, но выступления участников ХVI научно-практической конференции «Лицейские чтения», которые я выслушала в роли эксперта и члена жюри, заставили пересмотреть свои взгляды. Отмечу, что перечисленные проблемы отражают содержание докладов учеников 7-11 классов разных школ нашего города, прозвучавших 27 апреля в стенах Гуманитарного лицея.

Неподдельная увлеченность школьников темами своих исследований; доклады, прочитанные не по бумажке; юношеский пыл и уверенность, с которой выступавшие отстаивали в прениях научную состоятельность своих работ; уверенные ответы на сложные вопросы экспертов и слушателей – всё это свидетельствует о том, что старшеклассники хотят и могут быть серьезными и вдумчивыми исследователями, страстно и убежденно отстаивающими свою исследовательскую позицию.

Тематика докладов, прозвучавших на лингвистической секции, была разнообразной и впечатляла проектной оригинальностью и научной смелостью учащихся и учителей, выступавших их руководителями. Юные филологи наверняка самостоятельно выбирали материал для исследования, поскольку в круг изучаемых текстов вошли произведения литературы и культурные феномены далекие от школьного курса литературы. Беккерман Александра, учащаяся 8 класса40 школы, рассказала об особенностях перевода имен собственных в произведении Джоан Роулинг «Гарри Потер и философский камень»; Никитина Елизавета, ученица 8 класса 24 гимназии, сообщила присутствующим о своем представлении причин искажения пословиц в русском и французском языках; Роот Александ, учащийся 8 класса 24 гимназии, заинтересовал нас исследованием причин популярности на Западе русской рок-группы «Górky Park»; Денисенко Владислав предложил построчный сопоставительный анализ стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Non exegi monumentum» Г.С. Батенькова, поэта, чья жизнь была связана с Томском; Федотова Анастасия, Нечаева Анастасия и Райков а Анна, ученицы 7 класса 29 гимназии, продемонстрировали результаты сопоставительного анализа произведений Э.По «Золотой жук» и А.К.Дойла «Пляшущие человечки». Все доклады были выслушаны с интересом и вниманием, каждому из выступавших пришлось отвечать на многочисленные вопросы экспертов и слушателей.

Возникшая научная дискуссия свидетельствует о том, что, во-первых, проекты оказались достойными обсуждения и споров, во-вторых, слушатели были сосредоточены и компетентны, поскольку смогли корректно и требовательно задавать проблемны е вопросы, не удовлетворяясь поверхностными или недостаточными, на их взгляд, ответами.

Хотелось бы выразить организаторам и всем участникам конференции, руководству Гуманитарного лицея благодарность за то, что научное мероприятие школьников проходит на таком высоком научно-исследовательском уровне, за то, что планка требований к докладам не снижается и это побуждает учеников и педагогов заниматься серьезной научной и проектной деятельностью. Лицейские чтения сохраняют и передают лучшие традиции научных встреч и дискуссий, развивая у старшеклассников хорошие привычки: думать, спорить, размышлять, задавать и уверено отвечать на проблемные вопросы.

Теперь, услышав очередные стоны филологов о падении интереса молодежи к научной деятельности, о недостатках современных подростков, о том, что школьники не читают, не интересуются серьёзными проблемами, не хотят самостоятельно размышлять и аргументировано отстаивать свое мнение, я приглашу коллег на заседания очередных Лицейских чтений.


 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER