Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики»

IMG 20231102 WA0004На историко-филологическом факультете ТГПУ завершила свою работу III Всероссийская научно-практическая конференция «Культурно-историческая память и современные образовательные практики».

2 ноября состоялось пленарное заседание конференции. Открывая его, декан историко-филологического факультета отметила, что конференция проводится уже в третий раз, поэтому можно говорить, что она стала традиционной.

Затем с докладами выступили:

  • доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до начала XIX в., проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Соколов Роман Александрович, сделавший доклад об образе князя Михаила Тверского в исторической памяти России;
  • доктор философских наук, заведующая кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ТГПУ Сазонова Наталия Ивановна, доклад которой был посвящен особенностям формирования и взаимодействия культурной и исторической памяти;
  • проректор по научной работе ТГПУ, кандидат филологических наук Полева Елена Александровна, в своем докладе анализировавшая повесть В. Железникова «Чучело» и на ее примере – культурно-историческую память как основу формирования гражданской позиции;
  • доктор филологических наук, профессор ТГПУ Головчинер Валентина Егоровна, которая посвятила свое выступление интерпретациям романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь»;
  • кандидат искусствоведения, доцент ТГПУ Бернатоните Ада Казимировна, проанализировавшая динамику изменений в советском кинематографе 1940-1960-х гг.

Все доклады вызвали живой интерес и вопросы аудитории.

Во второй половине дня прошла встреча студентов и преподавателей ТГПУ  с известным религиоведом Александром Леонидовичем Дворкиным (г. Москва). Тема его лекции: «Что такое тоталитарная секта и как там не оказаться». Аудитория встречи – студенты-историки ИФФ, в рамках изучения дисциплины «Религиоведение» глубоко знакомившиеся с известной работой А.Л.Дворкина «Сектоведение», а также студенты ФПСО, будущие психологи и социальные педагоги, для которых тема тоталитарных сект также представляет большой профессиональный интерес. После краткого вступительного слова лектора студенты в течение часа задавали вопросы, касавшиеся как конкретных религиозных организаций тоталитарного характера, так и форм и способов уберечь себя и близких от влияния сект.

Запись пленарного заседания и встречи с А.Л.Дворкиным:

https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/bc930ecc98846121aa0e19f11111c805a469fcfa-1698892099481

3 ноября работали секции конференции, проходили мастер-классы и презентации социальных проектов.

В программе секции «Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы» было заявлено 14 выступлений, в том числе одно – в формате видеосвязи с Челябинском.

Тематика докладов отразила большое число перспективных тем и научно-образовательных направлений.

Среди них необходимо отметить такие как:

- организация военно-патриотического воспитания подрастающего поколения;

- научно-образовательный потенциал краеведческих музеев;

- результаты профессиональной поисковой деятельности в контексте истории Великой Отечественной войны;

- особенности организации и результаты учебного процесса в средней общеобразовательной школе при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний;

- трудности и пути их преодоления в рамках прохождения студентами ИФФ ТГПУ педагогической практики в томских школах.

 Большинство докладов сопровождались оригинальными авторскими презентациями. Количество задававшихся вопросов, ответы и спонтанные дискуссии свидетельствовали об искренней заинтересованности и выступавших, и аудитории.

Тем самым, можно констатировать, что работа секции имела большое не только теоретическое, но и практическое значение, столь необходимое в работе как школьного учителя истории и обществознания, музейного работника, так и преподавателя педагогического ВУЗа.

Ссылка на запись заседания секции: https://bbb7.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/3773443a1e9fbc7ad7ee541fea49e043146a7f80-1698979193625

Секция «Культурно-историческая память в образовательной среде современного вуза: проблемы преподавания дисциплин «История России» и «Основы российской государственности» была посвящена актуальным проблемам современного исторического образования в высшей школе. Работу секции открыл содержательный доклад доцента Л. И. Сосковец и старшего преподавателя И. Ю. Гурьевой (НИ ТПУ), посвященный проблемам преподавания истории России в высшей школе в современных условиях. Методическими наработками в этой области поделился также доцент ТУСУР М. В. Берсенев. А вызвавшее большой интерес аудитории выступление О. С. Морозовой, преподавателя НИ ТПУ, подняло проблемы взаимодействия вуза и вузовского музея на примере Томского политехнического университета. Аудитория выдвинула несколько предложения, касавшихся закрепления юридического статуса университетского музея, а также налаживания взаимодействия в сообществе университетских музеев Томска.

И, конечно, участники секции не могли обойти вниманием проблемы преподавания новой дисциплины, «Основы российской государственности». В докладах доцентов НИ ТГУ Г. Н. Алишиной и О. С. Хрулевой был представлен процесс разработки курса в НИ ТГУ и предварительные результаты апробации. В докладах старшего преподавателя ТГПУ А. В. Капустина и преподавателя ТГПУ Ю. А. Рудницкого была поднята проблема регионального компонента данной дисциплины и экскурсионной работы в процессе ее преподавания. Было показано, что это имеет основополагающее значение для воспитания патриотизма и гражданственности у студентов.

А завершил работу секции доклад Т. А. Леоновой, доцента Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, в котором рассказывалось об опыте клуба исторической реконструкции, много лет работающего при вузе.

В заседании секции активное участие принимали студенты ТГПУ.

Ссылка на запись работы секции: https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/fcf4a51cbf818eb1c752a83ab2f2e9318f130ced-1698978778424

В секции «Осмысление исторической памяти в русской литературе» приняли участие учителя-словесники МАОУ СОШ № 19, МАОУ СОШ № 16 г. Томска, ФКОУ «СОШ УФСИН по Томской области», педагоги доп.образования ДДТ «У Белого озера», студенты, магистранты и преподаватели ИФФ ТГПУ.

Ряд выступлений был посвящен теме эмиграции разных волн: А.А. Кожевникова представила доклад об образе оставленной родины в творчестве В. Долиной; доклад Е.С. Косумбековой осветил отношения И. Бродского и Мариолины Дориа Де Дзулиани в поэтическом преломлении В. Полозковой. Доклад Е.А. Сафоновой был посвящен духовно-нравственному и педагогическому потенциалу произведения И.А. Ильина «Рождественское письмо».

Региональный аспект изучения литературы был затронут в докладе О.Н. Дибровой об использовании ресурсов музейно-библиотечного пространства для приобщения детей к чтению на материале сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»; О.С. Кириллова поделилась опытом разработки и проведения урока-экскурсии «Жизнь Н.Р. Эрдмана в Томске».

Оживление вызвали методические доклады К.А. Мирсковой «Гражданско-патриотическое воспитание средствами театральной педагогики» и Л.С. Ануфриевой «Квест-технологии на уроках литературы как средство актуализации знаний обучающихся 10 класса».

Работа секции прошла продуктивно; активно обсуждались вопросы перехода на стандарты 3 поколения, внедрения ФОП, подготовки учащихся к итоговому сочинению, использования на уроках интерактивных технологий.

3 ноября 2023 года в конференц-зале НБ ТГПУ также состоялась секция «Педагогическое  наставничество в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в современной школе». Ее участниками стали более 35 педагогических и руководящих работников, студентов ТГПУ.  В диалоге по сохранению культурно-исторической памяти, представлении опыта по наставничеству приняли участие проректор по воспитательной работе ТДС иерей В.Кабанин, старшие воспитатели МАДОУ № 5 и г. Асино, заместители директоров школ Томска, советники по воспитанию, руководители школьных музеев, студенты педвуза. С приветствием к собравшимся обратилась Видная Е.В., заведующий отделом музея-заповедника «Сергиев Посад» (Московская область). Интересный опыт представили коллеги школ 16 и 32 г. Томска, руководитель музея образования Томского района Вершинина С.Ф.

Особенно интересен был опыт научно-методического сопровождения педагогических работников в данном процессе, представленный доцентом ТГПУ, заместителем директора по НМР Тужиковой Т.А. Евтиной Э.А., педагогом дополнительного образования МАДОУ № 5 представлен мастер-класс «Красна улица домами — сказочными теремами».

В заключение конференции состоялись два мастер-класса – киноведа, кандидата искусствоведения, доцента А.К.Бернатоните «Специфика анализа фильма» и старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Т.Ю.Назаренко «Театрализованные программы в музее. Былички и календарная обрядность». Кроме того, прошла презентация социального проекта «Сельская зачетка», которую представили студентам-историкам ИФФ С.А.Савина, Президент АНО «Координационный центр «ЕТИС», Председатель ТРОО «Центр сохранения исторического наследия», вице-председатель Томского регионального отделения «Российское историческое общество», член Штаба Общероссийского Народного Фронта ( Томская область ) и В.А. Агранович, доцент НИ ТПУ, методист АНО «Координационный центр «ЕТИС».

37myI9AX7GgIMG 20231101 WA0006IMG 20231101 WA0007IMG 20231101 WA0008IMG 20231101 WA0010IMG 20231101 WA0012IMG 20231102 WA0003IMG 20231103 WA0007IMG 20231103 WA0008IMG 20231103 WA0009IMG 20231103 WA0014IMG 20231103 100955IMG 20231103 104022J0vf7gXdkuwSn4dcxiPppI

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER