Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Осмысление исторической памяти в русской литературе

2 ноября в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» состоялась работа секции «Осмысление исторической памяти в русской литературе». Доклады по литературе и методике преподавания подготовили как молодые, так и опытные учителя, студенты, магистранты, аспиранты ИФФ ТГПУ.

Студентки Медико-фармацевтического колледжа Н. Харина и М. Жидова представили образовательный проект «Е.Ю. Кузьмина-Караваева – поэт, подвижник, миссионер», подготовленный под руководством преподавателей Н.А. Мостовской и О.А. Паломеевой. Учитель МБОУ СОШ № 49 И.В. Черепова поделилась опытом организации учебно-исследовательской краеведческой работы по теме Великой Отечественной войны, отметив, что такая работа должна проводиться со школьниками в течение всего учебного года, а не только в преддверии празднования 9 мая.

Литературоведческие доклады были посвящены изучению прозы и поэзии ХIХ-ХХI вв.; первой, второй и четвертой волн эмиграции. Доклад С.В. Бурмистровой, доцента Московской духовной академии, был посвящен концепции божественного промысла в художественной историософии Н.В. Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).

Студентка ИФФ Т.А. Нехай представила доклад «Творчество А.С. Пушкина как источник формирования и развития личности подростка на примере рассказа Д. Рубиной "Все тот же сон!"»

Доклад учителя МКОУ Павловская ООШ (Томская обл.) Д.И. Белозерской был посвящен сравнению дневников и поэзии И. Кнорринг.

Учитель МАОУ Лицей №7 Е.А. Трифонова посвятила доклад сопоставлению стихотворений о Родине И. Елагина и Д. Самойлова; студентка Е.К. Дементьева сопоставила гражданскую тематику в лирике поэтов-модернистов В. Шершеневича и В. Маяковского.

Учитель МАОУ СОШ № 35 О.П. Величко представила доклад о теме памяти в романе Л. Элтанг «Каменные клены».

Бурное обсуждение вызвали доклады, посвященные Великой Отечественной войне. Учитель МБОУ СОШ «Северский лицей» В.О. Липовка рассмотрела специфику рассказов Юрия Яковлева. Аспирант ТГПУ А.В. Насонова посвятила доклад функциям минус-приема в раскрытии темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель МБОУ СОШ №49 М.И. Ломакина представила обзорный доклад о современной детской литературе о Великой Отечественной войне, подчеркнув, что анализ текста необходимо выстраивать, исходя из возраста читателя. При этом, сначала следует познакомить ученика с рассказами о войне советских писателей (очевидцев событий), и лишь затем – современных.

В обсуждении докладов также приняли участие преподаватели МАОУ СОШ № 67, МАОУ СОШ № 53. В ходе дискуссии затрагивались вопросы о возможной искаженной интерпретации художественного произведения из-за сокращенной версии, представленной в учебниках литературы; об уместности представления трагической темы войны для детей в виде графических романов и комиксов и виде жанра сказки и поджанра «робинзонады».

В целом работу секции можно считать успешной и плодотворной.

Руководитель секции – Сафонова Е.А., к.ф.н., доцент ИФФ ТГПУ

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER