Томский государственный педагогический университет

Форум «Педагогика XXI века». О работе секции «Литературоведение и литературное образование»

На подсекции «Русская литература XIX века и методика её преподавания» студенты, магистранты и аспиранты представляли результаты своей исследовательской деятельности по различным темам и направлениям. Широкий тематический спектр докладов позволил обсудить актуальные вопросы проблематики и поэтике творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко и др., методики преподавания литературы.

Студенты 4–5 курсов и магистранты рассуждали об интересных методиках и приемах преподавания литературы в школе: технология развития критического мышления через чтение и письмо на материале сказок А.С. Пушкина (Мариам Мартиросян, магистрант гр. 391М), методика медленного чтения на материале повести Н.В. Гоголя «Портрет» (Юлия Кондратец, студент гр. 371), технология создания буктрейлера на материале рассказа А.П. Чехова «Событие» (Елизавета Ершова, студент гр. 362), использования аксиологического подхода в исследовании и преподавании на материале романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского (Ольга Галкина, студент гр. 362). Методические наработки докладчиков опирались на апробированный практический опыт и учитывали задачи современного литературного образования.

Студенты третьего курса на материале творчества В.Г. Короленко исследовали специфику жанров литературного портрета (Алина Канова, студент гр. 381), пасхального рассказа, мотивов жизни/смерти (Карина Пеньдяк, студент гр. 382).

Аспиранты-достоевсковеды 3 года обучения представили результаты своих исследований о жанровых особенностях житийного канона в «Житии Великого грешника» (Алина Шилова), теме ценностного индифферентизма молодого поколения в «Дневнике писателя» (Елена Пацьорка).

Каждый доклад сопровождался оживленными дискуссиями и предложениями по развитию и углублению темы научного исследования.

В целом работа секции получилась интересной и продуктивной. Авторы докладов продемонстрировали высокий и качественный уровень презентации своих исследований, отвечали на вопросы аудитории.

Хотелось бы особенно выделить процесс обсуждение выступлений: он был живым, интересным и плодотворным. Спасибо организаторам конференции, и в частности, модератору секции – профессору кафедры русской литературы Кошечко Анастасии Николаевне.

Канова Алина, студент 3 курса историко-филологического факультета ТГПУ, Шилова Алина, аспирант кафедры русской литературы историко-филологического факультета ТГПУ.

На заседании подсекции «Русская литература первой половины ХХ века и методика её преподавания» секции «Литературоведение и литературное образование» (модератор подсекции к.ф.н., доцент кафедры русской литературы О.Н. Юрченкова) в первой её части горячо обсуждались актуальные вопросы сегодняшнего образования: об онлайн-технологиях в преподавании литературы от микрообучения до интерактивных онлайн-инструментов речь шла в докладах О. Мельман и А. Жадановой; о подготовке к итоговому сочинению говорила Е. Лукьянченко; современные подходы к преподаванию литературы освещали К. Мартюшова и Д. Крюгер. Предлагались к обсуждению методические разработки как с привлечением произведений классической литературы, так материала знакомого и понятного современному школьнику, порой провокативного (например, творчество рэп-исполнителя Моргенштерна).

Доклады, посвященные вопросам литературоведения, были более академичны, но не менее интересны как своим материалом, так и аспектами анализа художественного текста. Говорили о тенденциях отечественной драмы в русской литературе ХХ века («Обозрение в русской драме 1920-х годов» Н. Бабенко); о зарождении жанра оперетты в отечественной культуре ХХ века и роли творчества В. Масса и Н. Эрдмана в этом деле (Е. Леванова); интерпретировали образную систему произведений (Е. Дементьева) и др.

Среди студенческих докладов проводился конкурс на лучшую научную, научно-методическую работы. Дипломы вручены Е. К. Дементьевой за доклад: «Система образов в стихотворении “Итак итог” В. Шершеневича в семантическом аспекте», Д. С. Крюгер за доклад: «Интертекстуальный подход к анализу художественных произведений на уроках литературы в школе».

Подсекция «Отечественная литература второй половины ХХ – начала ХХI века» секции «Литературоведение и литературное образование» была посвящена актуальному вопросу разработки нового предметного содержания литературного образования.

Модератором секции выступила к.ф.н., доцент кафедры русской литературы Ю.О. Чернявская.

Награды за лучшие доклады подсекции получили А.А. Кожевникова, А.С. Ольховатских, Т.А. Нехай.

Доклад А.А. Кожевниковой «Лирическая адресация в произведениях Вероники Долиной» посвящен анализу цикла стихотворений малоизученного поэта памяти В.В. Высоцкого. С точки зрения исследовательницы, в стихах цикла нашли свое отражение характерные особенности поэтики В.С. Высоцкого как на уровне идейно-тематического, образного содержания, так и на уровне лексической и грамматической структуры текста: отдельные произведения В. Долиной передают атмосферу похорон советского поэта, отражают мифы и реалии его творческой биографии, объединяются в цикл общими образами и мотивами.

В докладе А.С. Ольховатских «Художественное пространство в повести В. Железникова «Чучело»» определены основные пространственные локусы произведения, выявлены характерные особенности пространства дома, способствующие осознанию перемен, происходящих в сознании главных героев.

Доклад студентки гр. 382 Т.А. Нехай «Проблема взаимоотношения поколений в рассказе Д. Рубиной «Дом за зеленой калиткой»» посвящен анализу мифопоэтических образов и мотивов: позволяющих исследовательнице сделать вывод о том, что проблемы «отцов и детей» в рассказе обнаруживает тесную взаимосвязь с мифологическими представлениями.

Отвечают требованиям актуальности и новизны и другие доклады.

В докладе студентки гр. 381 Е.В. Лячиной «Тема любви в сборнике Ес Сои «Держи чистосердечное»» показана эволюция темы любви, происходящая параллельно со становлением лирического героя. Также в работе представлены внутренние изменения лирического героя, его долгий путь к сердцу возлюбленной, приятию себя и этого мира.

Доклад студентки гр. 382 Р.В. Пипиековой «Басни Олеси Емельяновой: попытка классификации» посвящен анализу жанра басни в творчестве современной детской писательницы. В работе раскрываются жанровые и поэтические особенности авторской басни, делается попытка классификации басен на основе тематического диапазона, а также образов персонажей.

Следует отметить смелость молодых исследователей, выбравших для анализа малоизученные произведения современных авторов, оригинальность поставленных задач, достаточно высокий филологический уровень представленных работ. Каждая работа вызывала живой отклик у аудитории, дискуссия и подведение итогов работы подсекции было ярким, насыщенным, плодотворным.

На подсекции «Детско-юношеская литература: вопросы подросткового чтения и формирования авторской компетентности» секции «Литературоведение и литературное образование» были заслушаны доклады студентов и магистрантов, в которых представлены результаты исследования жанрового своеобразия, мотивно-образной структуры и приемов психологизма в прозе советских и современных детских писателей, методические подходы к изучению художественного текста, привлечения подростков к чтению.

Присутствующие отметили актуальность, научную новизну тем докладов У.А. Семашко "Приемы психологизма в рассказе Ю. Яковлева "Игра в красавицу", Т.А. Байдагуловой "Рассказ "Маленькой ёлочке холодно зимой" А.А. Солоницина в контексте традиции святочной прозы", П.П. Воскобоева "Образы игрушек в повести Д. Емеца "Дракончик Пыхалка", Е.С. Зырянова "Каноничность/вариативность в изображении образа преп. Сергия Радонежского в пьесе современного детского писателя Р.В. Кошурниковой "Дивен Бог во святых Своих. Сцены из жития преподобного Сергия Радонежского", А.Д. Большаковой "Анатомия манги и её особенности" и др. Слушателей секции впечатлила широкая палитра тем – от произведений, вписанных в русскую литературную традицию, до совершенно новых для отечественной культуры.

Выступления по методике преподавания литературы и приобщения подростков к чтению обладают и новизной, и несомненной практической значимостью. Слушатели отметили доклады А.Ю. Буровой "Эйдос-конспект по рассказам Ю. Яковлева: анализ методического опыта", Э.С. Мамедова "Приемы театрализации в школьной практике (на материале малой прозы С. Силина)" и др.

В рамках работы секции прошёл конкурс научно-методических докладов. Победителями признаны Т.А. Байдагулова (доклад "Рассказ "маленькой елочке холодно зимой" А.А. Солоницина в контексте традиции святочной прозы") и А. Ю. Бурова ("Эйдос-конспект по ассказам Ю. Яковлева: анализ методического опыта").

Участники благодарят председателя подсекции к.филол.н., доцента кафедры русской литературы Е.К. Макаренко за дружественную, воодушевляющую атмосферу. Искренне спасибо преподавателям кафедры русской литературы и активным участникам подсекции, благодаря вопросам, суждениям которых сложилась интересная, живая и полезная для дальнейшего научного развития дискуссия.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER