Полева Елена Александровна
.jpg)
Должность: доцент
Учёная степень: кандидат филологических наук
Ученое звание: доцент
Преподаваемые в 2022 – 2023 году дисциплины, учебная работа
Русская литература и литературы народов Российской Федерации
Проблематика и поэтика отечественной детско-юношеской литературы
Педагогика высшего образования
Методология научного исследования
Научно-исследовательская деятельность
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская)
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
Производственная (преддипломная) практика
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты
Руководство курсовой работой
Руководство выпускной квалификационной работой
Образование
2002 год – квалификация учитель русского языка и литературы по специальности «филология» (филологический факультет ТГПУ),
2011 год – квалификация (степень) магистра по направлению подготовки «Религиоведение», магистерская программа «Историко-религиоведческое образование» (историко-филологический факультет ТГПУ).
Данные о повышении квалификации
Удостоверение о повышении квалификации № 702408054105 от 10.01.2018, «Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература)», 108 часов ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации № 702405761378 от 08.02.2018, «Противодействие коррупции», 40 часов ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации № 702405761437 от 16.02.2018, «Обучение оказанию первой помощи», 16 часов ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение повышения квалификации № 702408202249 от 02.11.2018 «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области исторических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++», 108 часов ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации № 702408053306 от 09.04.2019, «Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа», 108 часов ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации №1906/04 от 15.06.2019 «Детские книги в круге чтения взрослых», 72 часа, Московский городской педагогический университет;
Удостоверение о повышении квалификации № 700400004367 от 29.12.2020, «Разработка стратегии развития педагогического университета в условиях цифровой трансформации образования», 36 часов, ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации № 592410546102 от 20.11. 2020 г.
«Эффективные приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ в 5-11 классах», 16 часов, Пермь, ГАУДПО «Институт повышения квалификации РМЦПК»;
Удостоверение о повышении квалификации № 700400008099 от 01.06.2021 г. «Развитие профессиональных компетенций преподавателя педагогического вуза: цифровая трансформация образования», 24 часа, ФГБОУ ВО «ТГПУ»;
Удостоверение о повышении квалификации № 700400008964, 27 декабря 2021, «Противодействие коррупции», 16 часов, Томск, ТГПУ;
Удостоверение о повышении квалификации № 032429, от 2 декабря 2021 г. «Управление развитием педагогического образования. Развитие научно-исследовательской деятельности университета», Москва, МГУ;
Удостоверение о повышении квалификации № 772414708977 от 3.09.2022, «Навыки будущего для работников сферы высшего образования и науки (soft skills)» 16 ч. Москва, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».
Общий стаж работы – 23 года. Стаж работы по специальности – 18 лет.
Научная и образовательная деятельность
В 2008 году в диссертационном совете в ТГУ защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Мотив исчезновения в романах В. Набокова конца 1920 – 1930-х годов» (научный руководитель – к.филол. н., доцент Т.Л. Рыбальченко).
В ТГПУ работает с 2009 года; 2011 – 2021 гг. заведовала кафедрой.
Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры 2014 года.
Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2016 года.
Благодарность от Совета ректоров вузов Томской области за значительный вклад в развитие научно-образовательного потенциала Томской области и в связи с празднованием Дня российской науки. 2018 год.
Победитель (I место) в номинации «Лучший элемент электронного учебного курса» III ежегодного конкурса «Лучший электронный учебный курс» (Томск, ТГПУ, 2019).
Благодарность от Администрации Томской области, Департамента общего образования Томской области, Федеральной инновационной площадки Минпросвещения России – ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томский региональный центр выявления и поддержки одарённых детей) за высокий уровень реализации образовательной программы региональной смены-интенсива по направлению «Литературное творчество», 15-21 ноября 2019 г.
Благодарственное письмо и сертификат эксперта за качественную экспертизу медиапроектов, представленных на конкурс «Хороший текст» в рамках Сибирского медиафестиваля «Солнечный парус» (Департамент общего образования Томской области, Федеральная инновационная площадка Минпросвещения России – ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томский региональный центр выявления и поддержки одарённых детей). Распоряжение Департамента № 1040 от 18.12.2020.
Организация научных мероприятий (2018 – 2022)
II Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», посвященной 120-летию Томского государственного педагогического университета (Томск, 14-15 октября 2022 г.)
I Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения» (Томск, 17-18 сентября 2021 г.)
Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху» (Томск, 2–3 декабря 2021 г.)
Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири» (11-12 сентября 2020 гг.). Томск (ТГПУ), Иркутск (Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева).
VIII Всероссийская с международным участием научная конференция «Русская литература в современном культурном пространстве»: Детство в литературе и литература о детстве (7-8 сентября 2018 года).
Организация работы школьников в «Школе современного читателя», «Школа юного литературоведа». Ежегодно с 2018 года.
Организация и проведение ежегодной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов ТГПУ (секции «Литературоведение и литературное образование», «Литературоведение в школе»).
Член жюри ежегодных конференций школьников «Духовность. Культура. Литература», «Диалоги с Сократом», литературных конкурсов (2020), олимпиад по литературе (2020).
Грантовые проекты
-
Научно-исследовательский грант РФФИ (РГНФ) (основной конкурс) «Версии бытия/небытия в литературе русского зарубежья: пространственная поэтика» (2017 – 2019 гг.), исполнитель проекта.
-
Руководитель научно-исследовательского проекта, поддержанного РФФИ (РГНФ) и Администрацией Томской области: «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций» (2017 – 2018 гг.).
-
Руководитель научно-исследовательского гранта РГНФ и Администрации Томской области «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX – XXI века для детей и юношества» (2015 – 2016 гг.).
Области научных интересов: набоковедение, поэтика детской и подростковой литературы, современная русская литература, методика преподавания литературы и приобщения подростков к чтению.
Избранные публикации
Монографии
1. Полева Е.А. Сюжет национальной самоидентификации героя в романе В. Набокова «Подвиг» (Глава в коллективной монографии) // Проблемы национальной идентичности в русской литературе ХХ века: коллективная монография по материалам 2-й Интернет-конференции «Русскоязычная литература в контексте славянской культуры: проблемы национальной идентичности» (30 октября – 10 ноября 2009 г.) / Науч. ред. Т.Л. Рыбальченко. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. С. 145 – 163.
2. Полева Е.А. Мотив исчезновения в романе В. Набокова «Защита Лужина» (Глава в коллективной монографии) // Жанровые и повествовательные стратегии в литературе русской эмиграции: коллективная монография. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. С. 249 – 278.
3. Полева Е.А. Мотив смерти-исчезновения в романе В. Набокова «Подвиг» (Глава в коллективной монографии) // Słowianie na emigracji literatura - kultura – język. / Red. Bronisław Kodzis, Maria Giej. Opole – Racibórz, 2015. S. 373 – 383. (Славяне в эмиграции: литература – культура – язык: колл. монография / Ред. Б. Кодзис, М. Гей. Ополе, 2015. С. 373 – 383).
4. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950 – 2010 годы): колл. монография. Т. 1 / Е.А. Полева и др. Под ред. Е.А. Полевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. – 198 с.
5. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950 – 2010 годы): колл. монография. Т. 2 / Е.А. Полева и др. Под ред. Е.А. Полевой, Е.К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 168 с.
6. Полева Е.А. Письмо как способ освобождения от социально-психологического манипулирования в романе Лены Элтанг "Другие барабаны"» // Манипуляция в зеркале и практике художественной словесности: коллективная монография / под ред. В.А. Суханова. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 72 – 85.
7. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития. 1850 – 2010-е годы. Под ред. Е.А. Полевой, Е.К. Макаренко. Томск : Издательство ТГПУ, 2019. – 188 с.
8. Полева Е.А. Семантика нетерпения и терпения/покорности в романе Лены Элтанг «Другие Барабаны» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Авт. колл.: Баль В.Ю., Брюханова Ю.М., Говорухина Ю.А., Назаренко И.И., Пантюхина А.И., Плеханова И.И., Полева Е.А., Рыбальченко Т.Л., Рытова Т.А., Стрельникова А.Б., Суханов В.А. Томск, 2021. Выпуск 11. Терпение: художественная интерпретация и творческая практика в русской литературе XX века. Томск: Изд-во ТГПУ, 2021. С. 145 – 162.
Избранные статьи
1. Полева Е.А. Концепция истории в романе В. Набокова «Дар» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. – Вып. 7. Версии истории в русской литературе ХХ века. – Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – С. 57 – 74.
2. Полева Е.А. Семантика пространства и мотив исчезновения в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. – 2006. – № 80. – Теоретические и прикладные аспекты литературоведения. – Томск: ТГУ, 2006. – С. 87 – 92.
3. Полева Е.А. Этика поступка и этика письма в романе В. Набокова «Отчаяние» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. – Вып. 8. Деонтологические аспекты художественной словесности. – Томск: Изд-во Томского университета, 2006. – С. 27 – 39.
4. Полева Е.А. Тема исчезновения в «русских романах» В. Набокова: подходы к интерпретации // Вестник ТГУ. Общенаучный периодический журнал. – 2007. – № 305. – С. 15 – 19.
5. Полева Е. А. Национальная идентификация героя романа В. Набокова «Отчаяние» // Вестник ТГУ. Филология. Общенаучный периодический журнал / Е.А. Полева. – 2009. - № 4. – С. 75 – 86.
6. Полева Е. Концепция «потусторонности» в повести В. Набокова «Соглядатай» // Питання лiтературознавства: науковий збiрник / гол. Ред. О.В. Червiнська. – Чернiвцi : Чернiвецький нац. ун-т, 2011. – Вип. 83. - С. 173 – 187.
7. Полева Е. А. Смех и улыбка в характерологии персонажей романа В. Набокова «Король, дама, валет» // Вестник ТГПУ. 2011. № 7. С. 144 – 147.
8. Полева Е. А. Я и Другой в жизни и искусстве (роман В. В. Набокова «Отчаяние» и работа М. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности») // Набоковский сборник. 2011. № 1. С. 140 – 148.
9. Полева Е.А. Культурный контекст трактовки вины и наказания в романах «Приглашение на казнь» В. Набокова и «Процесс» Ф. Кафки // Взаимодействия в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст: сборник научных статей / ред. И.В. Ащеулова, Ф.С. Рагимова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2011. С. 128 – 140.
10. Полева Е.А. Семантика сна в повести В. Набокова «Соглядатай» // Вестник ТГПУ. 2012. № 9. С. 133 – 138.
11. Полева Е. А. Семья в городе и деревне в детской литературе конца 1960 – 1970-х годов (Э. Успенский, Т. Александрова) // Русская литература в современном культурном пространстве: Концепции семьи в парадигмах художественного сознания и авторских моделях: Материалы VI всероссийский с международным участием научной конференции (13 – 14 сентября 2012г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 29 – 36.
12. Полева Е.А. Педагогические взгляды детского писателя Г. Остера и особенности их выражения // Вестник Томского государственного педагогического университета. Педагогика. 2013. № 6. С. 86 – 92.
13. Полева Е.А. Функции мотива исчезновения в раскрытии авторской концепции творчества в романе В. Набокова «Дар» // Rossica Оlomucensia. 2014. Num.2. Vol. LIII. S. 23 – 37.
14.Полева Е.А., Мячина Е.И. Образ центральной героини в повести В. К. Железникова «Чучело» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. № 6. С. 208 – 214.
15. Полева Е.А. Художественное своеобразие прозаических миниатюр-сказок Татьяны Мейко // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 172 – 178.
16. Полева Е.А. Человек иллюзий и настоящий человек в обществе потребления: к проблематике повести О. А. Славниковой «Бессмертный» // Филологический класс. 2016. № 2 (44). С. 65 – 70.
17. Полева Е.А. Функции писательства в самоопределении героя романа В. Набокова «Приглашение на казнь» // Литература русской эмиграции: сборник научных трудов по итогам международной конференции XXII Оломоуцкие дни русистов (Чехия, Оломоуц) / Ред. З. Пехал. – Оломоуц, 2016. – С. 137 – 142.
18. Полева Е.А. Художественное своеобразие цикла миниатюр «Сказки сиреневого леса» Анны Никольской в контексте развития жанра лирико-философской сказки // Русская литература в современном культурном пространстве: сборник статей по материалам VII Всероссийской научной конференции (30-31 октября 2015 г.) / отв. ред. М.А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 156 – 164.
19. Полева Е.А. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). – С. 131 – 136.
20. Полева Е.А. Жанр автобиографического миниатюрного рассказа о детстве: проза Ангелики Сумбаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 87 – 92.
21.Полева Е.А. Семантика образа дома в романе Лены Элтанг «Другие барабаны» // Сибирский филологический журнал. 2018. № 3.
22. Полева Е.А., Ломакина М.И. Методика межпредметного изучения художественного своеобразия рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» в современной школе // Вестник ТГПУ. 2018. № 6.С. 120 – 127.
23. Полева Е.А. Приёмы языковой игры в прозаических миниатюрах современных региональных писателей для детей // Русская речевая культура и текст: Материалы X Международной научной конференции, посвящённой 25-летию кафедры русского языка (17-18 мая 2018 г.). Под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2018. С. 122 – 128.
24. Полева Е.А. Мотив правды в «школьной» прозе конца 1960 – начала 1980-х годов (анализ авторских трактовок и литературный контекст) // Литература в школе. 2019. № 7. С. 31 – 37.
25. Полева Е.А. Семантика писательства и чтения дневника в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2019. № 62. С. 248 – 261.
26. Полева Е.А. Текст как «другие возможности» в модернистском романе Лены Элтанг «Побег куманики» (анализ дневника центрального персонажа) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020. № 1 С. 18 – 26 (перечень ВАК, Web of science, Scopus)
27. Полева Е.А., Фёдорова Е.С. Потенциал образовательного квеста в изучении художественного пространства романа В. Набокова «Машенька» // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1. С. 9 – 20.
28. Полева Е.А., Мастепак Т.Г. Детство в социокультурном пространстве романа В. Набокова «Дар» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 3. С. 47 – 58.
29.Полева Е.А., Величко О.П. Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» (часть первая) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 3. С. 24 – 35.
30. Полева Е.А., Величко О.П. Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» (часть вторая) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 5. С. 174 – 180.
31. Полева Е.А. Самоидентификация героя в модернистском романе Лены Элтанг «Побег куманики» // Семиотические исследования. Semiotic studies. Самара. 2021. Т.1. № 1. С. 70 – 77.
32. Полева Е.А. Андрогинные мотивы в романе Лены Элтанг «Побег куманики» // Сибирский филологический журнал. 2021. № 2. С. 148 – 160.
Учебно-методические пособия
Полева Е.А. Детская литература. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 144 с.
Полева Е.А., Макаренко Е.К., Бурмистрова С.В. Религиозные мотивы в литературе: учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 112 с.
Учебные пособия для общеобразовательной школы
Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями / Е.К. Макаренко, Е.А. Полева, Е.А. Сафонова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. 264 с.
Отечественная пасхальная проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019. – 214 c.
Полева Е.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: рабочая тетрадь для 4 класса. Изд. 2-е, пераб. В 2-х частях. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012.