Томский государственный педагогический университет

Работа со студентами

Кафедра русской литературы сотрудничает со студентами и магистрантами всех курсов, привлекая инициативных учащихся к участию в разнообразных научно-, исследовательских, образовательных и творческих проектах в области литературоведения, методики преподавания литературы, приобщения детей к чтению, духовно-нравственного воспитания, просветительской деятельности.

Активной образовательной, творческой и исследовательской работой занимаются практически все магистранты и старшекурсники кафедры, многие из них подтвердили значительность результатов своей деятельности, получив дипломы, грамоты за участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, отзывы о внедрении методических разработок и др. К выступлению на конференциях преподаватели кафедры готовят не только студентов старших курсов, но и первокурсников.

Среди мероприятий, в которых неоднократно занимали победные места студенты кафедры, – олимпиады по литературе на базе вузов Москвы, Омска, «Открытый конкурс научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин» на базе РГПУ им А.И. Герцена.

Научно-исследовательская деятельность

Спецсеминары

Научно-исследовательская работа в спецсеминарах призвана развить навыки литературоведческого анализа текста, научить писать научные тексты (статьи, доклады на конференции, курсовые и дипломные работы). Система работы в спецсеминаре позволяет приобщить студентов к исследованию фундаментальный научных проблем, входящих в круг интересов кафедры. На третьем курсе в рамках спецсеминара предполагается выполнение литературоведческой курсовой, на четвёртом – по методике преподавания литературы.

Предшествуют спецсеминару по литературоведению в системе бакалаврской подготовки учащихся дисциплины 1 курса «Литературоведение. Текстология», «Художественные стратегии и практики XIX–XX вв.», «Русско-европейские литературные связи» и дисциплины 2 курса «Практика анализа художественного текста», «Подходы к анализу художественного текста в литературоведении и фольклористике». Цель этих дисциплин – сформировать литературоведческий инструментарий, развить навыки анализа исследовательской работы по литературе.

Студентам предоставлен широкий спектр научных направлений для выбора темы самостоятельного исследования.

В области литературоведения:

ФИО Тематика НИР
В.Е. Головчинер, д.ф.н., проф. «Неклассическая драма ХХ – начала ХХI века», «Русская литература 1920 – 1930-х годов: направления поисков»
А.Н. Кошечко, д.ф.н., проф. «Проблемы поэтики романов Ф.М. Достоевского», «Рецепция творчества Ф.Д. Достоевского в западноевропейской литературе ХХ века», «Поэтика русской литературы ХIХ века» (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.)»
Е.К. Макаренко, к.ф.н., доц.   «Образ самозванца в русской литературе», «Проблемы поэтики творчества Н.В. Гоголя»; «Духовно-нравственный потенциал литературы для детей»
А.В. Петров, к.ф.н., доц. «Формы и способы выражения авторской позиции в художественном тексте»,  «„Великие диалоги“: одноименные произведения в русской и зарубежной литературе», «Художественное и тематическое своеобразие современной детско-юношеской литературы»
Е.А. Полева, к.ф.н., доц. «Литература русской эмиграции разных волн» (В. Набоков, Л. Элтанг, др.); «Проблематика и поэтика детско-юношеской литературы», «Региональная детско-юношеская литература»
О.Н. Русанова, к.ф.н., доц. «Тенденции развития отечественной драматургии ХХ века»
Е.А. Сафонова, к.ф.н., доц. «Поэзия Серебряного века и русского зарубежья»
Ю.О. Чернявская, к.ф.н., доц. «Городской текст в русской литературе ХХ в.», «Проблемы изучения массовой литературы», «Литературное краеведение»

В области методики преподавания литературы:

ФИО Тематика НИР
В.Е. Головчинер, д.ф.н., проф. «Методика проведения просветительских / внеурочных мероприятий по литературе»
А.Н. Кошечко, д.ф.н., проф. «Ценностно-ориентированный подход к преподаванию литературы в школе», «Организация воспитательной работы посредством изучения литературы в школе»
Е.К. Макаренко, к.ф.н., доц. «Изучение особенностей рецепции классической русской литературы / духовно-нравственной проблематики в литературе школьниками», «Методика приобщения детей к чтению классической литературы», «Формы работы по изучению агиографической литературы в современной школе»
А.В. Петров, к.ф.н., доц. «Творческая деятельность учащихся на уроках литературы».
Е.А. Полева, к.ф.н., доц. Межпредметный подход к преподаванию литературы, методическое сопровождение учебно-исследовательской работы учащихся, методика обучения текстовой деятельности, методики приобщения подростков к чтению
О.Н. Русанова, к.ф.н., доц. «Метапредметые и предметные подходы к преподаванию литературы», «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании литературы»
Е.А. Сафонова, к.ф.н., доц. «Интерактивные технологии в преподавании литературы»
Ю.О. Чернявская, к.ф.н., доц. «Методика преподавания литературного краеведения в современной школе»


Подготовка к выступлению на конференциях и круглых столах

Традиционно студенты и магистранты кафедры участвуют в ежегодной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», организуемой на базе ТГПУ. Результаты научно-исследовательской работы студентов представлены на филологической секции «Литературоведение и литературное образование». По итогам конференции студенческие доклады, отмеченные дипломами I, II, III степени, публикуются в научном сборнике. Ежегодно наиболее инициативные студенты кафедры принимают участие в конференциях, организованных на базе других вузов г. Томска и других городов России; публикуют исследовательские материалы не только в сборниках трудов, но и научных журналах (в исключительных случаях – в журналах перечня ВАК). Участие в конференции дает возможность студентам апробировать результаты своей научной работы, приобрести навык коммуникации с аудиторией, умение реагировать на ее вопросы, что в будущем пригодится в профессиональной деятельности.

Привлечение студентов и магистрантов кафедры к участию в грантовых проектах

В 2011 году в реализации гранта по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по направлению «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности в области филологии» (руководитель – А.Н. Кошечко, отв. организатор – Е.А. Полева) приняли участие студентки кафедры – Екатерина Кузьменко (382 группа), Юлия Тимчук (371 группа) и магистрант – Ксения Изместьева. 

 В 2015 – 2016 году в реализации гранта РГНФ и Администрации Томской области: «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX – XXI века для детей и юношества» (руководитель проекта: зав. каф. Е.А. Полева, участвовали студент Ю. А. Рудницкий, магистрант А.Е. Абрамова).

В 2017 – 2018 году в реализации гранта РГНФ и Администрации Томской области: «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций» (руководитель проекта: зав. каф. Е.А. Полева, участвовали магистранты Т.Булатова, К. Тырышкина).

Академическая мобильность студентов и магистрантов

Регулярно студенты кафедры выигрывают конкурсы грантов академической мобильности: в Польшу (г. Вроцлав, Вроцлавский ун-т), в Чехию (г. Оломоуц, ун. им. Палацкого).

Система профессиональной подготовки учителей литературы

  1. Преподаватели кафедры читают дисциплины по теории и истории литературы, призванные сформировать знаниевую компетентность учащихся и обеспечить готовность самостоятельно разрабатывать новое содержание литературного образования.
  2. На бакалавриате и в магистратуре читаются дисциплины по методике преподавания литературы, организации проектной, текстовой деятельности, духовно-нравственного воспитания, по выразительному чтению, методике приобщения детей к чтению, обучению анализу художественных текстов, метапредметным подходам к гуманитарному образованию, методике краеведческой работы.
  3. На отработку и закрепление профессиональных навыков направлена система практик.
  4. В рамках работы созданного на базе «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения»происходит апробация авторских методических продуктов студентов, магистрантов, разработанных в процессе написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
  5. Кафедра активно сотрудничает со школами, включена в систему сетевого взаимодействия, что также даёт студентам дополнительные возможности включения в профессиональную деятельность во время учёбы. Студенты выступают экспертами на школьных конференциях, конкурсах, играх, являются соорганизаторами школьных мероприятий.

«Дисциплины по выбору, закреплённые за кафедрой русской литературы
(профили бакалавриата Русский язык и литература»)

На 1 курсе студентам предлагаются дисциплины, призванные сформировать представление о логике движения литературного процесса от XIX века к XXI:
в аспекте межкультурного взаимодействия: «Русско-европейские литературные связи»;
сквозь призму общекультурных и индивидуально-авторских моделей, художественных поисков: «Художественные стратегии и практики XIX — XX вв.».

Обе дисциплины помогут осмыслить специфику основных предметных дисциплин, изучаемых студентами на протяжении всего периода обучения (история русской и зарубежной литературы). Обе дисциплины имеют целью развить у студентов навыки литературоведческого анализа художественного текста, подготовить к исследовательской деятельности по литературе в рамках обязательной литературоведческой курсовой работы (на 3 курсе).

На 2 курсе осваиваются дисциплины по анализу художественного текста:
«Практика анализа художественного текста»?
«Подходы к анализу текста в литературоведении и фольклористике».

Дисциплины выполняют функцию просеминария, позволяют студентам углубить знания по литературоведению, развить навыки литературоведческого анализа художественного текста, подготовиться к исследовательской деятельности по литературе, познакомиться с подходами к анализу текста, применяемыми преподавателями кафедры в рамках разных научных направлений.

Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

На 3 курсе преподаватели кафедры русской литературы ведут
«Спецсеминар по русской литературе» и
«Спецсеминар по отечественной и зарубежной литературе».

Основная задача спецсеминара – подготовить к выполнению научно-исследовательской (курсовой) работы по литературе. Преподаватель, ведущий спецсеминар, предлагает свою логику, подходы к организации научной деятельности. Руководителями курсовых работ являются профессора и доценты кафедры.

Темы курсовых работ формулируются индивидуально на консультациях с научным руководителем. Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

На 4 курсе для тех, кто выбрал написание курсовой работы по методике преподавания литературы (с последующим написанием дипломной работы по этому профилю) предлагается дисциплина
«Актуальные проблемы преподавания литературы».

Её задачи: осветить основные проблемы формирования содержания и методики преподавания литературы в современной школе, обеспечить возможность апробации результатов своего исследования в преподавательской деятельности / на научной конференции, а также подготовить студентов к написанию курсовой работы по методике преподавания литературы.

Темы курсовых работ формулируются индивидуально на консультациях с научным руководителем. Подробнее о научных интересах преподавателей можно узнать на индивидуальных страницах сотрудников кафедры.

Завершает систему подготовки к созданию научно-исследовательской работы в рамках бакалавской программы обучения дисциплин
«Методология литературоведческих исследований» (5 курс). Она обязательна для студентов, выбравших для дипломной (выпускной квалификационной) работы тему по литературе и методике её преподавания.

Кроме этого, студентам предлагаются дисциплины, призванные углубить знания о литературе, развить / сформировать навыки преподавательской деятельности, методики преподавания литературы и интегрированных курсов.

3 курс:

«Технологии текстопорождения» - дисциплина ориентирована на развитие коммуникативных компетенций студентов, на формирование навыков организации текстовой деятельности (эссе, сочинение и пр.) в урочной и внеурочной деятельности. «Выразительное чтение» предполагает освоение методик и приёмов выразительного и смыслового чтения произведений разных родов литературы (эпос, лирика, драма) и нехудожественных текстов. Дисциплина призвана развить навыки владения речью, необходимые в профессиональной деятельности учителя.

5 курс

«Литературное краеведение» предполагает изучение региональной литературы (Томска, Сибири в целом), готовит к реализации элективных курсов по литературному краеведению в школе; включает такие формы работы, как встречи с томскими писателями и поэтами. «История литературоведения» призвана углубить знания по теории литературы; будет полезна тем, кто ориентирован на научно-исследовательскую работу по литературе.

«Современная детско-юношеская литература» формирует представление о круге чтения современных подростков, поэтике современной детской и подростковой литературы, углубляет знания, полученные в рамках курса «Детская литература». Дисциплина «Основы проектной деятельности в обучении литературе» углубляет представление о методике преподавания литературы, расширяет представление о проектной деятельности в современной школе.

Курс «Отечественная литература рубежа XX — XXI вв.» логически завершает предметную подготовку учителя-словесника, необходим для формирования представлений о современной русской литературе. Альтернативный курс «Современный литературный процесс в России» ориентирован на постижение закономерностей литературного процесса рубежа веков.

«Мировая художественная культура» включает изучение разных видов искусств (музыка, живопись, театр, кино), истории и современного состояния культуры. Предполагается посещение театров, музеев, концертов, формирование навыков театрального и кинокритика. Освоение дисциплины позволит овладеть знаниями и навыками, необходимыми для реализации интегрированных уроков и курсов в школе, в том числе, в системе дополнительного образования.

Факультатив «Разработка элективных курсов по литературе» ориентирован на развитие навыков формирования содержания и методики реализации элективных курсов по литературе.

Дисциплины, закреплённые за кафедрой русской литературы
(программа магистратуры «Филологическое образование»)

Духовно-нравственное воспитание и ценностно-ориентированный подход в преподавании гуманитарных дисциплин
Методика обучения текстовой деятельности
Метапредметные подходы к изучению и преподаванию филологических дисциплин
Современная русская литература
Обучение анализу художественных текстов разной родовой природы
Формирование культуры чтения у детей и подростков
Формы выражения авторского сознания в художественном произведении
Отечественная литература в поликультурном пространстве
Принципы анализа универсальных образов и мотивов литературы
Современная массовая литература и культура
Поэтика художественного пространства
Региональный компонент в образовании: литература и искусство

Примеры тем выпускных квалификационных
(бакалаврских и магистерских) работ, защищённых на кафедре

  1. Сравнительный анализ мотивной структуры пьес А. Грибоедова «Горе от ума» и Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен»: стратегии подготовки к написанию сочинения по литературе (науч. рук. – О.Н. Русанова)
  2. Актуальные аспекты изучения романа Ф.М. Достоевского «Подросток» на уроках и во внеурочной деятельности по литературе (науч. рук. – А.Н. Кошечко)
  3. Методические приемы литературоведческого анализа идейного уровня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (науч. рук. – А.Н. Кошечко)
  4. Педагогические идеи Ф.М. Достоевского (на материале «Дневника писателя»)(науч. рук. – А.Н. Кошечко)
  5. Разработка интегрированных уроков по литературному краеведению (на материале романа В. Липатова «И это все о нем») (науч. рук. – Ю.О. Чернявская)
  6. Феномен двухадресности в современной детской литературе (на материале «Рассказов о зверях и людях» Л. Улицкой) (науч. рук. – Ю.О. Чернявская)
  7. Игровые технологии во внеурочной деятельности по литературе («Своя игра» по пьесе Е. Шварца «Клад» в основной общей школе) (науч. рук. – О.Н. Русанова)
  8. Организация текстовой деятельности школьников при изучении «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова (науч. рук. – Е.А. Полева)
  9. Методика анализа художественного пространства во внеурочной деятельности по литературе (на материале романа В. Набокова «Отчаяние») (науч. рук. – Е.А. Полева)
  10. Образы святых русских князей в современной житийной литературе для детей (науч. рук. – Е.К. Макаренко)
  11. Сибирская периодика духовно-нравственной направленности XIX–XXI вв. для детей и юношества (науч. рук. – А.Н. Кошечко)
  12. Авторская модель травелога в произведении М. Фрая (разработка лекции в рамках просветительского проекта) (науч. рук. – О.Н. Русанова)
  13. Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении повести В. Железникова «Чучело» в школе (науч. рук. – Е.А. Полева)
  14. Образовательный потенциал изучения современной региональной литературы для детей в 5 классе (на материале сказок Т. Е. Мейко) (науч. рук. – Е.А. Полева)
  15. Обозрение как принцип организации «Одиссеи» В. Масса и Н. Эрдмана: просветительский потенциал темы (науч. рук. – В.Е. Головчинер)

Просветительская, воспитательная работа

Организация отрытых лекций, семинаров учёных из городов России и стран зарубежья

Ежегодно организуются открытые лекции и доклады учёных мирового уровня из городов России и других стран: проф. И.А. Есаулов (май 2012 года, отв. за проведение к.ф.н., доц. С.В. Бурмистрова), А.Л. Лифшиц (сентябрь 2012 года, отв. за проведение к.ф.н., доц. Ю.О. Чернявская), проф. З. Пехал (Чехия; сентябрь 2014 года, отв. за проведение д.ф.н., проф. В.Е. Головчинер, к.ф.н., доц. Е.А. Полева); доц. С.Л. Шараков (октябрь 2015, отв. А.Н. Кошечко), проф. А. Н. Ужанков (май 2015, отв. А.Н. Кошечко),  проф. В. В. Лепахин (Венгрия; май 2015, отв. А.Н. Кошечко), проф. А.А. Остапенко, проф. В.И. Слободчиков (ноябрь 2018, орг. А.Н. Кошечко).

Творческие встречи

Регулярно на базе кафедры проводятся встречи с томскими поэтами и писателями (например, Татьяной Мейко, Еленой Клименко), студенты приглашаются на творческие встречи художников слова из других регионов России (З. Прилепин, Г. Кружков и др.).

Творческие вечера

Ежегодно проходят традиционные тематические литературные встречи, связанные с  содержанием читаемых курсов по истории литературы, подготовленные студентами: «Пушкинский вечер», «Вечер поэзии Серебряного века», «Поэзия русского зарубежья», «Утренник» (чтение стихов детских поэтов) и т.д.

Посещение театров, музеев, культурных мероприятий

Установка кафедры – сформировать у студентов целостное представление о литературе как явлении культуры. В связи с этим литературные феномены изучаются в широком историко-культурном контексте. Преподаватели кафедры широко используют массмедийные средства, контакты с музеями и театрами г. Томска для просвещения студентов, формирования у них знаний о специфике осмысления образов и сюжетов литературы в живописи, театре, кино, музыке и навыков анализа и интерпретации произведений разных видов искусства. На 5 курсе студентам предлагается освоение модуля «Мировая художественная культура».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER