Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

История

История

C чего начиналось...

blПервые работы по исследованию торфа на кафедре ботанике ТГПУ были посвящены использованию торфа в сельском хозяйстве и начаты в 1961 году под руководством Георгия Николаевича Блинкова. В этот период на кафедре занимались как фундаментальными исследованиями (характеристика торфяных болот, свойства торфов и торфяных залежей), так и прикладными (технология приготовления торфяных компостов, торфо-минеральных удобрений).

По этим материалам было опубликовано более 100 научных статей, защищено 4 кандидатских диссертаций, а в 1975 году вышла книга Г.Н. Блинкова «Торфяники и их использование в сельском хозяйстве», где были обобщены многолетние работы кафедрыНа основе исследований кафедры ботаники были разработаны практические рекомендации по комплексному использованию торфяников Томской области в сельском хозяйстве, что положило начало их освоению, начиная с 1964 г. За указанные работы проф. Г.Н. Блинкову был вручен Диплом 1 степени лауреата областной премии. Блинков Георгий Николаевич.

Перед исследователями этого периода стояли две основные задачи – изучение химических и биологических свойств торфов Томской области и направлений использования торфа в сельском хозяйстве.

По результатам исследований были защищены кандидатские диссертации: А.Ф. Боровкова («Торф, его агрохимические свойства и использование на удобрение», 1967), В.Е. Аристархова («О торфяных удобрениях и их использовании в комплексе с другими удобрениями», 1969), М.М. Рачковская («Об использовании торфа в качестве субстрата в теплицах и парниках», 1969), В.А. Дырин («О биологической активности низинных торфяников Томской области», 1978).

В дальнейшем особое внимание уже уделялось стационарным исследованиям, результаты которых позволили разработать параметры мелиорации торфяных месторождений, приемы их сельскохозяйственного освоения и технологии использования, усовершенствовать нормативы для проектирования, строительства мелиоративных систем на выработанных торфяниках и рационального их использования на территории Западной Сибири. 

Основные даты

1961-1977 гг. Во главе с профессором Г.Н. Блинковым на кафедре ботаники ТГПУ были начаты исследования биохимических свойств торфов и проведены опыты по эффективности торфяных удобрений.

1997 г. Организована Проблемная лаборатория агроэкологии во главе с профессором, членом-корреспондентом Россельхозакадемии Л.И. Инишевой

1997 г. Получен первый грант РФФИ: «Исследование процессов трансформации органического вещества торфов» (№ 97-05-64022)

1998 г. Открыта аспирантура по специальности 03.00.27 (почвоведение).

2003 г. Получена целевая финансовая поддержка Министерства образования РФ для развития приборной базы научных исследований на приобретение лабораторного и экспедиционного оборудования (№ 33-55-35 ин/01-12).

2006 г. Лаборатория аккредитована в «Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров)» и внесена в ГОСРЕЕСТР (№ РОСС RU.0001.516054).

2006 г. Организована специализация «Торфяные ресурсы и торфопользование».

2008 г. Получен грант Президента «Ведущие научные школы России»

2009 г. Лаборатория приняла участие в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

2010 г. Лаборатория аккредитована на новый срок (до 2014 года), расширена область аккредитации

2010 г. Впервые в Сибири организован  Музей торфа и внесен в перечень уникальных объектов высшей школы

Основные результаты работы

Защищено 9 кандидатских диссертаций.

Опубликовано 15 монографий.

Разработана «Концепция охраны и рационального использования торфяных болот России».

Лаборатория аккредитована в «Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) и внесена в ГОСРЕЕСТР (№ РОСС RU.0001.516054).

С 2002 года проводится международная научная школа молодых ученых «Болота и Биосфера».

Представлен проект ФГОСов (бакалавры, магистры) по направлению "Торфоведение".

Организованы три болотных стационара: в южно-таежной подзоне Западной Сибири и Горном Алтае.

Сформирована библиотека по торфяному направлению, в состав которой вошли книги, подаренные проф. ТПУ Станиславом Ивановичем Смольяниновым и проф. ТГУ Тамарой Порфирьевной Славниной.

Исследования поддержаны грантами:

  • 2 – «Университеты России»;
  • 2 - Федеральное агентство по образованию;
  • 1 - ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России»
  • 22 - РФФИ;
  • 1 – Президента «Ведущие научные школы Российской Федерации» (НШ 3938-2008.5).
  • 1 - ФЦП Минобразования РФ для развития приборной базы научных исследований и экспедиционного оборудования (№ 33-55-35 ин/01-12).
  • 1 -  Государственный контракт с ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (№ 02.740.11.0325).

Стационары Томского государственного педагогического университета

Схема расположения болотных стационаров ТГПУ на территории Западной Сибири

Для исследование структурно-функциональной организации болотных экосистем с целью прогнозирования последствий их освоения на глобальные изменения в биосфере сотрудниками ТГПУ заложены три болотных стационара и десять пунктов наблюдений.

stacionary

Стационар "Васюганье" расположен в 145 км от г. Томска на отрогах Васюганского болота, территория по ландшафтному районированию относится к южно-таежной озерно-аллювиальной равнине Бакчар-Иксинского междуречья Чаинского физико-географического района Васюганской природной провинции. На данной территории для проведения режимных наблюдений был выбран ландшафтный профиль (трансект-катена). На ландшафтном профиле заложены четыре пункта, на которых ведутся наблюдения за гидротермическим, гидрологическим, окислительно-восстановительным и газовым режимами. В настоящее время исследования на стационаре приостановлены.

Стационар Таган расположен на одноименном торфяном месторождении, в 11 км от г. Томска. Научные исследования на данном стационаре были начаты в 1961 г. под руководством  проф. Г.Н. Блинкова. и продолжены с 2008 г. Изучение режимов болот велось в 3-х пунктах наблюдений. С 2015 г. стационар законсервирован.

На территории Горного Алтая стационар расположен в Турочакском районе. Наблюдения велись на олиготрофном и мезотрофном болотах Кутюшкое и Турочакское до 2016 г.  

В настоящее время исследования проводятся на Обь-Томском междуречье на пойменном болоте Карбышево, Клюквенное и Газопроводное.

Подробнее с исследованиями, ведущимися на территории стационаров можно ознакомиться в коллективной монографии Болотные стационары Томского государственного педагогического университета.

О школе

Участники Школ за период 2002 – 2018 годы (10 школ «Болота и биосфера). Групповые снимки

o01Первая школа. Полевая экскурсия

o02
Вторая школа

o03
Третья школа. В музее ТГПУ

o04Четвертая школа

o05
Пятая школа

o06Шестая школа. Полевая экскурсия

o07Восьмая школа

o08
Девятая школа

Наши лекторы:

o09Гамзиков Г.П., академик РАН, Новосибирск

o10Проф. Шайдак Л.(Польша) и БерезинаН.А

o11Маслов Б.С., академик РАН, Москва

o12Профессор Зайдельман Ф.Р. (Москва)

o13Тронова Т.М.(Томск), профессора Ефремова Т.Т. и Ефремов С.П. (Красноярск)

o14Дырин В.А (Томск), Уланов А.Н. (Кировская область)

o15Глаголев М.В. (Москва), Комиссаров И.Д. (Тюмень)

o16Профессор Лисс О.Л. (Москва)

Всероссийская с международным участием 10-я Школа молодых ученых «Болота и Биосфера»

С 17 по 22 сентября в Твери проходили одновременно 2 мероприятия на базе Тверского технического университета. Это международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы устойчивого развития торфяного дела в России» и Всероссийская с международным участием 10-я Школа молодых ученых «Болота и Биосфера».  Совместное проведение позволило при желании побывать на любом докладе обеих конференций и совместно посетить предприятия торфяной промышленности. Это был интересный диалог между молодежью и старшими наставниками. Так, выступление Йоостена Ханса было посвящено перспективе изучения и использования болот. Михайлов А.В. остановился на развитии глобального рынка торфа. Минаева Т.Ю. рассказала об опыте внедрения  механизмов  экологической ответственности в бизнесе и перспективе для торфяной промышленности. Грэбенер Ули выступил с сообщением о затратах и выгодах восстановления осушенных торфяных болот. Большой интерес вызвал доклад Панова В.В. о проведенных опытах по рекультивации выработанных торфяников.  Было всего заслушано более 25 докладов.

ПрограммаМатериалыСборник X Школы «Болота и биосфера»

Научные направления 10-й Школы включали следующие темы: Функционирование болотных экосистем и их биогеохимические циклы;  Химические, физические и биологические характеристики торфа; Мелиорация торфяных болот;  Экология и рациональное природопользование болот.

На Школе были представлены: фотовыставка болотных ландшафтов Западной Сибири и Горного Алтая, выставка-продажа книг по тематике Школы, фильмы о болотах и научных полевых симпозиумов, болотных стационарах, тематические альбомы «Болота Западной Сибири» «Болота Горного Алтая» и др.

Школу открыла руководитель Школы – Инишева Лидия Ивановна. В представленных слайдах она напомнила о принципах проведения Школы и представила краткую информацию о предыдущих Школах.

На лекторском симпозиуме выступили Копенкина Л. В. рассказала нам о жизни и творчестве С.С. Драгунова, дате рождения которого  была посвящена Школа. Прекрасные доклады для молодого поколения представили Чаков В., Женихов Ю. Н., Моторин А. С., Грехова И. Н.  и многие другие. Большая им благодарность за содержательные доклады.

Во время Школы проходили заседания круглых столов по темам:

  • Как правильно писать статью в журнал
  • Болотный стационар МГУ (1980-1990 годы).

Прекрасно выступили наши молодые ученые, которые приняли участие в конкурсе на лучший доклад. В результате первую премию за хорошо доложенный и хорошего содержания основательный доклад получила Тимофеева Мария Валерьевна (доклад в соавторстве, МГУ), вторую премию -  Жуков Никита Михайлович (в соавторстве, ТвГТУ) и третью – Грудинин Николай Николаевич (в соавторстве, СПб Горный Университет).

Были проведены экскурсия на промышленное предприятие по изготовлению технологического оборудования для разработки торфяных
месторождений http://greenmash.ru/equipment-for-peat-extraction/ и обзорная экскурсия по г. Твери с посещением
Императорского путевого дворца https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tver/castles/28082

Всем участникам школы были вручены сертификаты. Закрытие Школы сопровождалось заключительным звоном колокола и исполеннием гимна Школы. Как быстро все закончилось. Но мы всем говорим – до новых встреч!!!

Пора на болото...
Мы в экспедицию дальнюю, дальнюю идем.
Идем на болото, и все загадки их мы соберем.
Пускай судьба забросит нас далеко - пускай.
О торфяных болотах ты не забывай.
О Школе болотной как можно чаще ты вспоминай!

Всероссийская с международным участием 9-я Школа молодых ученых «Болота и биосфера»

14 – 18 сентября 2015 года состоялась 9-я Всероссийская школа молодых ученых "Болота и биосфера" при финансовой поддержке РФФИ (№ 15-35-10296). Школа была организована Томским государственным педагогическим университетом и была посвящена выдающемуся ученому по физико-химии торфа: В.Е. Раковскому. Проходила Школа на базе ФГБНУ ВНИИОУ и торфа (п. Вяткино Владимирской области).

Научные направления девятой школы были определены следующие:

  • Современное заболачивание ландшафтов и функционирование болотных экосистем;
  • Физико-химические свойства болотных образований  и нанотехнологии переработки болотных ресурсов;
  • Антропогенное влияние на болотные экосистемы и их рекультивация;
  • Перспективы развития торфяной промышленности в России.

На Школе было просмотрено 6 фильмов, посвященных  болотам: «Растения болот», «Лаборатория агроэкологии Томского государственного педагогического университета», «Добыча торфа», «Животный мир болот», «Болота Горного Алтая» и др.

Состоялось 2 круглых стола, посвященных методикам полевых исследований на болотах и  перспективе освоения торфяных ресурсов России.  Участники Школы посетили  музей Института органических удобрений и торфа, а также - по online - музей торфа Томского государственного педагогического университета, в котором  состоялась презентация экспозиции, посвященная В.Е Раковскому.

На Школе были заслушаны лекции Ф.Р. Зайдельмана (МГУ, Москва), Г.Е. Мерзлой (ВНИИА, Москва), С.М. Лукина (ВНИИОУ, Владимир), Л.И. Инишевой (ТГПУ, Томск), О.С. Мисникова (Тверской технический университет, Тверь), В.В. Панова (Тверской технический университет, Тверь), И.В. Греховой (Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень) и др. Были проведены экскурсии на торфяные болота Мещеры, в цех по производству торфоплит сухого прессования, на торфопредприятие «Энбина» в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области и в г. Суздаль.

 Вымпел Школы

p1120746В зале заседания

p1120765Подъём флага

p1120775Участники Школы

p1120782На торфопредприятии

p1120831Снимок на память

p1130249Развлекалки в заповеднике Мещера

p1130267На территории Мещеры

26 июня 2018

8-я Всероссийская Школа молодых ученых «Болота и биосфера»

В Томске 10 – 15 сентября 2012 года состоялась Восьмая Всероссийская школа молодых ученых «Болота и биосфера» при финансовой поддержке РФФИ (12-05-06054). Школа была посвящена двум выдающимся ученым: Константину Евгеньевичу Иванову (100 лет со дня рождения) и Николаю Ивановичу Пьявченко (110 лет со дня рождения).

Научные направления восьмой школы были определены следующие:

  • Болота и его ресурсы
  • Режимы болот
  • Баланс углерода в болотах
  • Использование торфа и других болотных образований в медицине

Участников школы, которых прибыло более 80 человек, поздравил ректор Томского государственного педагогического университета профессор В.В. Обухов. Было зачитано приветствие сына Константина Евгеньевича Иванова  участникам Школы, в котором выражалась благодарность всем участникам Школы за память об отце и его работах.

На лекторском симпозиуме было заслушано 14 докладов. Так прочитали лекции Т.Т. Ефремова (Красноярск), Б.С.Маслов (Москва),  М. Я. Войтехов (Талдом Московской области), Т.Н. Цыбукова (Томск и др.), К.И. Кобак (Санкт-Петербург), Н.Г, Коронатова (Новосибирск) и др. Выступления участников Школы были посвящены разнообразной тематике, отметим некоторые. Так, Сургутский государственный университет представляла группа авторов под руководством проф. Н.П. Горленко. На основе исследования физико-химических свойств торфа Восточно-Сургутского месторождения предложен один из возможных способов рациональной и безотходной технологии переработки природного сырья. Омские исследователи (Плаксин Г.В. и др., Институт проблем переработки углеводородов СО РАН) представили доклад о результатах изучения химического состава сапропелей месторождений Омской области, их переработке и использованию продуктов переработки в различных отраслях экономики. Несколько основополагающих лекций было посвящено использованию торфа в фармакологических и медицинских целях. Зыковой М.В. (Томск, СибГМУ) был показан широчайший спектр биологических свойств торфов, влияющих на различные системы организма и оказывающих определенные фармакологические эффекты.

Участники Школы посетили 4 музея (в том числе в музее торфа состоялась презентация экспозиций, посвященных К.Е Иванову и Н.И. Пьявченко). Были проведены 2 экскурсии по городу Томску и его уникальным скульптурным памятникам.

dsc02197Участники Школы в музее леса

dsc02459Экскурсия на болото

dsc05136Обсуждение происхождения болота

dsc05263Посидим у костра

dsc05284Подъём флага Школы

img 5186Экскурсия по городу Томску

img 5189У Памятника Счастью "Щас спою..."

img 5224На заседании 8-ой Школы

img 5282Выступает академик Г.П. Гамзиков

22 июня 2018

Седьмая Всероссийская с международным участием Школа молодых ученых «Болота и биосфера»

Школа состоялась в Томске 13 – 15 сентября 2010 года при финансовой поддержке РФФИ (10-05-06059). Научные направления Школы были обозначены следующим образом:

  • Функционирование болотных экосистем
  • Биогеохимический круговорот веществ и углерода в болотных экосистемах
  • Физико-химические и биологические свойства болотных образований
  • Направления использования болотных ресурсов

На Школе присутствовало около 100 человек. В день открытия Школы в фойе ТГПУ были развернуты фотовыставки  «Болота Западной Сибири», «Болота Горного Алтая» и «Наши лектора», выставка трудов сотрудников лаборатории Агроэкологии и научно-образовательного Центра экологии и рационального природопользования ТГПУ.

Участников Школы поздравил с началом работы академик РАН Борис Степанович Маслов, который написал о важности проведения такой Школы, так как о болотах и торфах практически никто среди населения ничего не знает.  Теплое поздравление участники Школы получили и от санкт-петербургского гидролога-болотоведа Сергея Михайловича Новикова.

Седьмая научная школа была посвящена памяти С.Н. Тюремнова, поэтому Наталья Александровна Березина (МГУ) подготовила увлекательное  сообщение о своем Учителе. Она рассказала участникам Школы о неординарной личности Сергея Николаевича как  Ученого и  Учителя, который долгое время работал на болотах Сибири. Это под его руководством проходило обследование Васюганского болота в шестидесятых – семидесятых годах. В лекторском симпозиуме также выступили: L.W. Szajdak(Институт сельскохозяйственных и лесных исследований, Польская АН, Познань), Г. Е. Мерзлая (ГПУ ВНИИ агрохимии им. Прянишникова г. Москва), профессор А. Lachacz(DepartmentofSoilScienceandSoilProtection,  UniversityofWarmiaandMazuryinOlsztyn, Poland), О. А. Рожанской (СибНИИ кормов Россельхозакадемии, Новосибирск), Ю. А. Мазей (Пензенский государственный педагогический университет) и др. Было прослушано 18 докладов молодых ученых по разным аспектам торфяной науки.   За лучшие доклады молодым ученым были вручены денежные премии, а все участники получили сертификаты. После заседаний была проведена 5-дневная экскурсия на болота Горного Алтая.

dsc01671Экскурсия на болота Горного Алтая

img 1071Знакомимся с участниками Школы

img 1089О своей работе рассказывает Лех Шайдак (Польша)

img 1113Предстваляем – молодая болотная кикимора

img 1118Болотные кикиморы – на приёме гостей по случаю 5-летнего юбилея Музея Торфа

p1050247Участники Школы в музее Торфа

p1050322Лекцию читает профессор Е.Е. Мерзлая

p1050342Участники Школы – в Томском государственном педагогическом университете

18 июня 2018

6-я Научная Школа «Болота и биосфера»

В Томске 10 – 14 сентября 2007 года состоялась шестая Всероссийская школа молодых ученых «Болота и биосфера» под эгидой Докучаевского общества почвоведов и финансовой поддержке РФФИ (07-05-06043).

На шестой школе наравне с теоретическими проблемами болот ставились вопросы о развитии торфяной промышленности, чтобы по новому оценить ее роль и место в устойчивом развитии регионов. Пока же огромные ресурсы торфа в России (166,9 млрд. т), которые составляют 31,4% от мировых и обеспечивают России первое место в мире по их запасам,  в настоящее время практически не используются.

Научные направления шестой школы были определены следующие:

  • Биогеохимический круговорот веществ в болотных экосистемах
  • Мелиорация торфяных болот
  • Комплексная оценка болотных ресурсов, направления использования

В Школе приняли участие 80 научных сотрудников и практиков торфяного производства. Участников школы поздравили проректор по научной работе ТГПУ профессор В.М. Зеличенко, директор ОГУ «Облкомприрода» С.Н. Воробьев, финансовый директор ЗАО «Томская торфодобывающая компания» В.Е. Царев. Было зачитано приветствие академика Г.В.Добровольского участникам Школы.

По одному из направлений школы – биогеохимический круговорот веществ в  экосистемах, в том числе болотных - было сделано несколько важнейших методологических и теоретических лекций и сообщений. Так академик  РАСХН Г.П. Гамзиков (Новосибирск, НГАУ) рассказал молодым ученым о природных агрохимических ресурсах, к которым относятся торф и сапропель. Профессор В.В. Чупрова (Красноярск, КрасГАУ) остановилась на вопросах классификации, анализа и оценки органического вещества. В лекции доцента Н.В. Юдиной (Томск, ИХН СО РАН) говорилось о структурных особенностях гуминовых кислот торфов разной степени гумификации показано, как на основе спектральных методов устанавливаются структурные особенности гуминоподобных веществ в болотных растениях на стадии отмирания.

Весьма интересный вопрос осветил в своей лекции профессор из Польши Л. Шайдак (Познань, научный центр по сельскохозяйственным и лесным угодьям) – функции торфяно-болотных почв в очистке подземных вод.

В материалах школы опубликованы также лекции академиков НАН Беларуси: И.И. Лиштвана (Проблемы комплексного использования торфа и сапропеля) и Н.Н. Бамбалова (Анализ биогеохимических факторов разложения органического вещества), профессоров МГУ А.И. Позднякова (Биосферно-ландшафтная роль торфяного массива при антропогенной нагрузке: теория и практика, проблемы и решения). Т.Г. Добровольской  и др. (Бактериальные комплексы тундровых почв Ямала), А.В. Головченко (Структурно- функциональная организация микробных сообществ торфяных почв) и других.

Традиционно была проведена однодневная экскурсия на Васюганское болото, на которой участники Школы познакомились с методами исследования и при свете костра, подъеме флага Школы были посвящены в торфоведы.  Экскурсия закончилась исполнением гимна Школы, в котором были слова: пока еще мы очень мало сделали; на Школе встретимся еще и будем спорить горячо, о тех проблемах, что не подняты еще.

6 Участники 6-ой Школы на стационаре "Васюганье"

hpim5318Идёт заседание участников Школы

hpim5429Экскурсия на болото

p9130087Докладывает молодой участник Школы

p9130140Участница Школы получила сертификат

pict4349На полевой экскурсии

18 апреля 2018

5-я Научная школа «Болота и биосфера» с 11 по 14 сентября 2006 года. Научная школа была проведена при поддержке РФФИ (№№06-05-74051,04-05-65197)

Научные направления  пятой Школы:

  • Биогеохимические процессы в болотных и озерных экосистемах.
  • Современные представления  о физико-химических и биологических свойствах болотных образований. Гуминовые вещества и их характеристика.
  • Перспективные направления в изучении болотных экосистем и их ресурсов.
  • Инновационные аспекты использования болотных ресурсов 

На школе работали 2 круглых стола по темам: геодинамика торфяных болот (председатель – проф. В.В. Панов, Тверь) и химическая природа гуминовых кислот; использование гуминовых препаратов из торфа и сапропеля в производстве (председатель – проф. И.Д. Комиссаров, Тюмень).

Традиционно программа работы школы состояла из лекторского симпозиума, полевой экскурсии на Васюганское болото и симпозиума молодых ученых. Лекторский симпозиум начался с лекции И.Д. Комиссарова (Тюмень, ТГСХА) «Химическая природа гуминовых кислот», в которой были представлены существующие точки зрения  на строение гуминовых кислот.  Большой интерес вызвала лекция  Н.П. Авакумовой  (СГМУ, Самара) «Гуминовые пелоидопрепараты: перспективы использования в медицинской практике». Весьма интересный вопрос о геоэкологии торфяно-болотных систем осветил в своей лекции проф. Тверского государственного технического университета В.В. Панов. Была прочитана лекция А.С. Моторина (ТГСХА, Тюмень) о режиме осушения торфяных почв в Западной Сибири под кормовые культуры. И многие другие. Интересными были сообщения и молодых ученых – Н.А Шнырева, М.А. Сергеевой и др.

Анализ лекций, сообщений, сделанных на школе, показал, что некоторые разработки характеризуются научной новизной, пионерным характером и сопоставлены с исследованиями на мировом уровне.

Лекции и сообщения были опубликованы в сборнике «Болота и биосфера» Материалы пятой научной школы (Томск.: ЦНТИ, 2006. 301 с.). За лучшие доклады молодым ученым были вручены денежные премии, а все участники получили сертификаты. Традиционно работа школы закончилась исполнением гимна школы.

im01И.Д.Комиссаров беседует с молодым коллегой

im02На болоте пришлось разуться

im03Обсуждение за круглым столом

im04Приехали на Васюганское болото...

im05участники Школы

im06Флаг Школы поднят

4-я Научная школа «Болота и биосфера» с 12 по 15 сентября 2005года

В Томске 12 – 15 сентября 2005 года состоялась четвертая всероссийская школа молодых ученых «Болота и биосфера» под эгидой Докучаевского общества почвоведов и финансовой поддержке РФФИ (05-05-74067) Цель научной школы – познакомить студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников НИИ с концепцией роли болот в биосфере; аргументированно доказать необходимость всестороннего изучения влияния болотных экосистем на климатические, гидрологические, гидрохимические параметры территории и, в целом, на биосферу, как залог гармоничного сосуществования человека и природы; научить рационально пользоваться богатствами болот.

Школа работала 5 дней, присутствовало более. 70 человек, в том числе из Москвы, Минска, Неушатель (Швейцария), Твери, Красноярска, Новосибирска и особенно много молодежи из Томска. Впервые на школе присутствовали представители с производств.

Четвертая школа была посвящена проблеме: рациональное природопользование на торфяных болотах (современное состояние, восстановление, рекультивация и мелиорация болот, перспектива использования). Физико-химические свойства и новейшие технологии переработки болотных ресурсов. 

Гостей школы поздравил губернатор Томской области В.М. Кресс. В заключении он сказал: «Болота России требуют дальнейшего, всестороннего изучения на основе качественно новых научных подходов и я надеюсь, что в наше непростое время эстафету в их изучении достойно примете вы, молодое поколение».

О целесообразности осушения с лекцией выступил академик РАСХН Б.С. Маслов (Москва, «Госэкомелиовод»). Весьма интересный вопрос осветил в своей лекции проф. Ф.Р. Зайдельман (Москва, МГУ). Так одним из способов защиты торфяных почв от гидротермической деградации им было предложено пескование, после которого ослабевает опасность пожаров. Также выступили с докладами В.А. Базанов, Томск, НИИББ при ТГУ), С.П. Ефремов и Т.Т. Ефремова (Красноярск, институт леса СО РАН), Т.А. Бляхарчук (Томск, ТГУ), А.В. Гренадерова (Красноярск, КГУ), Т.М. Тронова, (НИИ курортологии и физиотерапии); студентка А.А. Ильина (Томск, ТПУ) и многие другие..

im01участники 4-ой школы

im02вручение сертификатов участникам Школы

im03исполняется гимн Школы

im04лекторы на ознакомительной экскурсии

im05на полевой экскурсии

im06профессор МГУ и молодые коллеги

im07рабочий момент на Школе

3-я Научная школа «Болота и биосфера»  с 13 по 16 сентября 2004 года

(при поддержке ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», № проекта Т-0040)

 В Томске, в год его 400-летия, состоялась третья научная школа «Болота и биосфера», на которой собралось более 50 молодых ученых приехавших из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Красноярска и других городов. Тема, которой посвящена третья школа, касалась вопросов углеродного баланса болот.

            Как обычно, в первый день работы Школы перед молодыми специалистами выступили ведущие ученые страны. О роли болот в углеродном цикле рассказала К.И. Кобак (д.г.н., ГГИ, Санкт-Петербург). С интересной лекцией выступила А.А. Титлянова (д.б.н., ИПА, г. Новосибирск), в которой она рассказала о методических тонкостях изучения биомассы болот, о титаническом труде ученых занимающихся изучением углеродного баланса болот и деструкционными процессами в болотных экосистемах. В науке о природе одно из самых трудных направлений – это моделирование природных процессов. Н.М. Бажин (д.х.н., Институт химической кинетики и горения СОРАН, г. Новосибирск) представил теорию транспорта парниковых газов в болотах. О закономерностях современных природно-климатических изменений на примере Сибири было доложено в лекции И.И. Ипполитова, (д.ф.-м.н., Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН,  Томск). Биологической продуктивности, запасам и потокам углерода в агроценозах Красноярского края была посвящена лекция В.В. Чупровой, (д.б.н., ГАУ, Красноярск) и многие другие.

На следующий день участники Школы посетили научно-исследовательский полигон ТГПУ и познакомились с методами исследований на болотах. Их посвятили в торфоведы, вручив им знаки отличия,  а при подъеме флага Школы был исполнен гимн торфоведов.

Третий трудовой день Школы был наиболее сложным для молодых участников – доклады теперь делали они, а старшие коллеги их оценивали. Премия первой степени была вручена Панкратову Тимофею и Беловой Светлане (Институт микробиологии РАН, Москва) за доклад «Анализ микробных сообществ сфагновых болот путем in situ с pPHK – специфичными флуоресцентно-мечеными олигонуклеотидными зондами; 2-ю премию получила Ванцкявичуте Елена за доклад «Спектрально-люминесцентно фотохимические свойства гуминовых кислот» (Госуниверситет, Томск) и 3-ю премию– Сергеева Маргарита (Педуниверситет, Томск) за доклад «Динамика .метанотрофов в торфяной залежи олиготрофного болота».

01Участники Школы в музее ТГПУ

02Лекцию читает А.А.Титлянова

03Участники 3 Школы «Болота и биосфера»

04Поездка на стационар

05Участники Школы исполняют гимн торфоведов

06Идет заседание: отчет держат молодые участники Школы

07На экскурсии по городу

2-я Школа

Вторая школа «Болота и биосфера» состоялась 8-12 сентября  2003 года под эгидой ФЦП «Интеграция научного и высшего образования России на 2002-2006 годы». Тематика Школы включала вопросы гидрологической роли болот, водообмена в болотных экосистемах, почвенный и грунтовый сток, гидрохимия болот.

Перед слушателями выступили М.В.Петкевич (Томский государственный университет), О.Л. Лисс (МГУ, Москва), Л.К. Малик (Институт географии, Москва), М.В.Глаголев (МГУ,Москва) и многие другие. Все участники школы после проведения Школы отправились на экскурсию на болотные экосистемы за 200 км от г. Томска, где с 1994 года ведутся наблюдения за режимами болот разного генезиса.

C20O 25AB5 A 8AA 1Участники Школы

16 марта 2018г.

1-я Школа (23-26 сентября 2002г.)

На лекторском симпозиуме с интересными лекциями выступали наши уважаемые лектора: Владимир Константинович Бахнов (д.б.н., ст.н.с. ИПА СО РАН г.Новосибирск) "Роль древнейших болот планеты в становлении современной биосферы",

Михаил Всеволодович Кабанов (д. ф.-м. н., проф., член-корр. РАН ИОМ СО РАН г. Томск) "Современные климатологические изменения и болото",

Виктор Степанович Архипов (к.х.н., доц.каф. химии твердого топливаТПУ г.Томск) "Биогеохимические аспекты развития болотных почв и болот" и другие.

На симпозиуме молодых ученых были заслушены доклады представителей Томского государственного педагогического университета – Е.В. Беловой (Порохиной), А.Э. Езупенок (Веретенниковой), Ю.В.Санниковой и наших гостей – Е.М. Волковой, О.В. Тырыловой, М.В. Ивченко, А.А. Кнорре и др.

На этой школе был впервые при её закрытии исполнен гимн Школы:

Вот зимним вечером, вечером, вечером

Когда ученым, скажем прямо, делать нечего
Мы все садимся за столом,
И вспоминаем мы о том
Как нам на Школе на болотной было весело.
Припев:
Пора на болота...
Мы в экспедицию дальнюю, дальнюю идем.
Идем на болота, и все загадки их мы соберем,
Пукай судьба забросит нас далека - пускай. О торфяных болотах ты не забывай.
О Школе болотной как можно чаще ты вспоминай!
Нам нынче весело, весело, весело.
Ну что ж вы милые рюкзак на гвоздь повесили?
Рюкзак возьмите не спеша,
И пусть поет ваша душа,
Жизнь торфоведа на болоте хороша.
Припев:
Мы торфоведы молодые, но мы смелые.
И хоть пока еще мы очень мало сделали, На школе встретимся еще,
И будем спорить горячо
О тех проблемах, что не подняты еще.
Припев:
Negative0 23 201Участники Школы
7 марта 2018г.  

Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас!

FlagС 2002 года Томский государственный педагогический университет совместно с Томским государственным университетом, Томским политехническим университетом, Институтом мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, Институтом химиии нефти СО РАН, Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН и Национальным торфяным комитетом РФ проводит Научную Школу "Болота и биосфера".

Общие задачи Школы:
расширение и углубление знаний о предмете исследований - торфяное болото, необходимых для решения задач рационального природопользования
распространение новых знаний по важнейшим проблемам наук о торфе: теория и механизм функционирования болот как компонента биосферы, теория, методология и технология мониторинга торфо-болотных экосистем как информационной основы их рационального природопользования; методология изучения свойств торфов, как уникального природного образования и создание высоких технологий добычи, переработки и использования
обсуждение актуальных и острых проблем изучения и использования торфяных ресурсов Сибири

Основные принципы организации и проведения Школы:
• каждая Школа посвящается обсуждению одной актуальной проблеме, которая определяется участниками предыдущей школы.
• аналитические доклады читают приглашенные Лекторы; в качестве Лекторов приглашаются наиболее компетентные в избранной проблеме и авторитетные специалисты.
• В качестве участников Школы приглашаются студенты, аспиранты, молодые ученые НИИ и ВУЗов, которые делают о своих исследованиях сообщения.
• материалы Школы публикуются.
• создан сайт Школы, на котором выносятся общие задачи, основные принципы организации и проведения Школы; База Данных участников и текущая информация

На сегодняшний день состоялось 9 научных школ "Болота и биосфера". 

Тематика состоявшихся Научных Школ

Девятая Школа 2015 г.

• Современное заболачивание ландшафтов и функционирование болотных экосистем
• Физико-химические свойства болотных образований и нанотехнологии переработки болотных ресурсов
• Антропогенное влияние на болотные экосистемы и их рекультивация 
• Преспективы развития торфяной промышленности в России 

ПрограммаСборник материалов Публикации в СМИ о Школе

Восьмая Школа 2012 г.

• Болота и их ресурсы.
• Режимы болот.
• Баланс углерода в болотах.
• Использование торфа и других болотных образований в медицине.
• Фундаметальные и инновационные направления в торфоведении
Экскурсии на болота  Обь-Томского междуречья и болотные стационары Горного Алтая

Программа Сборник материалов Публикации в СМИ о Школе

Седьмая Школа 2010 г. 
• Функционирование болотных экосистем.
• Биогеохимический круговорот веществ и углерода в болотных экосистемах.
• Физико-химические и биологические свойства болотных образований.
• Направления использования болотных ресурсов.

Традиционная экскурсия на Васюганское болото и дополнительная экскурсия на болотные стационары Горного Алтая

Программа Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Шестая Школа 2007 г.
• Современное заболачивание ландшафтов
• Роль болот в биосфере
• Биогеохимический круговорот веществ в болотных экосистемах
• Мелиорация торфяных болот
• Комплексная оценка болотных ресурсов, направления использований 

o Экскурсии на Васюганское болото

Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Пятая Школа 2006 г.
• Биогеохимические процессы в болотных и озерных экосистемах.
• Современные представления о физико-химических и биологических свойствах болотных образований. Гуминовые вещества и их характеристика.
• Перспективные направления в изучении болотных экосистем и их ресурсов.
• Инновационные аспекты использования болотных ресурсов.

Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Четвертая Школа 2005 г.
• Рациональное природопользование торфяных ресурсов, их характеристика и направления использования.
• Новейшие технологии переработки торфа и продукция на его основе.
Экскурсия: на отроги Васюганского болота.

Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Третья Школа 2004 г.
• Роль болот в круговороте углерода. Эмиссия углекислого газа. Эмиссия метана.
• Растительный мир болот.
• Биологическая продуктивность естественных и антропогенных болотных экосистем.
Экскурсия: освоение методик определения эмиссии СО2 и СН4 на примере различных типов ландшафтов.

ПрограммаСборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Вторая Школа 2003 г.
• Водоохранная роль болот. Водообмен в болотных экосистемах.
• Геохимия болот.
Экскурсия: освоение методик проведения полевых исследований на примере ландшафтного профиля полигон "Васюганье"

Программа Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Первая Школа 2002 г.
• Причины образования болот и их особенности. История развития.
• Функции болот в биосфере.
• Рациональное использование.
Экскурсия: знакомство с различными типами биогеоценозов.

Программа Сборник материалов Публикации в СМИ и Школе

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER