Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Круглый стол по этнопедагогике и урок чулымского: в ТГПУ завершилась Неделя родного языка

Два мероприятия – круглый стол «Этнопедагогическая компетентность педагогов: необходимость или избыточность?» и урок чулымского языка – завершили Неделю родного языка в Томском педагогическом университете.

Круглый стол был организован в рамках Всероссийского фестиваля «Я живу в России!», реализованного ТОИПКРО и МАДОУ Детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» (г. Асино), партнерами выступили ДО МАОУ СОШ №40 (г. Томск) и Институт иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ.

Целью фестиваля является создание условий по формированию патриотических чувств и гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. В ходе презентации своих исследований докладчики рассказали о проектах, которые помогают знакомить детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием России, формируют преемственность духовно-нравственных идеалов поколений и содействуют сохранению и развитию историко-культурного наследия России.

В числе модераторов дискуссии выступила зам. директора ИИЯМС по научной работе и развитию Валерия Михайловна Лемская. Педагоги России обсудили вопросы сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири, а также перспективы применения различных современных методик в процессе воспитания подрастающего поколения.

Эксперт ТГПУ представила стартовый доклад, озвучив, что этнопедагогическая компетенция подразумевает владение знаниями в области народной педагогики и этнопедагогики (о народной педагогике, об этнопедагогике как науке, о педагогической деятельности будущего учителя), а также предполагает наличие совокупности этнопедагогических умений.

В фокусе многолетних этнолингвистических исследований ИИЯМС – языки и культуры разных народов. Сотрудники Института записывают языки, анализируют их, оформляют полученные результаты в архив, а после используют их в дальнейших исследованиях и практиках. Кроме того, ИИЯМС проводит занятия по изучению исчезающих бесписьменных языков, в том числе в формате открытых уроков.

«Мы затрагиваем этническую педагогику в наших образовательных инициативах, однако это реализуется не в рамках системы образования, – комментирует Валерия Михайловна. – Можно сделать вывод, что есть большой интерес к изучению этой тематики, также прослеживаются инициативы, связанные с проектами этнической направленности, на местах, но нет общих механизмов реализации возможностей этнической педагогики».

Завершая доклад, эксперт ТГПУ представила ряд предложений для решения этой проблемы: ввести онлайн-курсы языков коренного населения Сибири и разработать общий подход в данном обучении.

С докладом «Технология музейной педагогики как одно из средств развития интереса у детей к культурным традициям народов Сибири» выступили старший воспитатель школы №40 Людмила Николаевна Абрамова и старший воспитатель детского сада №3 «Радуга» г. Асино Ирина Валерьяновна Шемерянкина.

Основной целью музейной педагогики, которую сегодня рассматривают как инновационную педагогическую технологию, является приобщение подрастающего поколения к музейной деятельности и творческое развитие личности.

«Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации. Благодаря экскурсиям и мастер-классам, которые мы уже реализовали для детей, воспитанники еще больше узнали об истории и культуре Томска и других городов России», – сказала Ирина Валерьяновна.

О «Знакомстве детей с культурой и традициями хантов» рассказали сотрудники детского сада №21 г. Томск Елена Сергеевна Чайковская и Оксана Витальевна Строкач. Коллектив детского сада ведет работу по ознакомлению детей с культурой малочисленных народов региона через практико-творческую деятельность. В сотрудничестве с мастером по изготовлению тряпичных кукол Светланой Геннадьевной Родиковой для детей были проведены различные мастер-классы, образовательные встречи, организована тематическая экскурсия в музей. Благодаря такому подходу был обнаружен возросший интерес детей к этой теме, который выразился в проектах «Игры и игрушки коренных народов Сибири» и «Коренные народы Сибири в детском творчестве».

Кроме перечисленных докладов, были озвучены результаты исследований «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с промыслами родного края», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» и других. За круглым столом участники заложили фундамент для дальнейшего обсуждения современных проблем этнопедагогики, получили качественную обратную связь от коллег, обменялись опытом.

Завершил Неделю родного языка ТГПУ урок чулымского языка, который в онлайн-формате провела Валерия Михайловна Лемская для всех желающих. Слушатели узнали, что на данный момент численность коренных чулымцев, проживающих на юге Красноярского края и в Томской области, составляет 382 человека, однако на своем родном языке говорят всего 32 из них. Этот тюркский народ считается самым малочисленным на территории России. Именно по этой причине важно сохранять и оберегать его язык и культуру, передавая знания. Все носители чулымского языка являются русско-чулымскими билингвами и, как правило, другими языками не владеют. 

«Чулымский – коренной язык Сибири, с исследования которого началось научное изучение языков и культур народов Сибири под руководством профессора А.П. Дульзона, – говорит Валерия Михайловна. – Мы живем в окружении этих малочисленных народов, причем живем на их исконной территории. Соприкасаясь с другими культурами – крупными или малочисленными – человек глубже познает себя, развивает свои межкультурные и социальные компетенции. Этнопедагогическая компетентность – неотъемлемое профессиональное и личное качество будущих педагогов, которое в дальнейшем они смогут передавать своим ученикам».

На занятии педагог разобрала грамматику чулымского языка, отметив, что он не содержит сложносочиненных предложений: все конструкции простые и имеют одну грамматическую основу. Чтобы слушатели смогли понять, каков язык по звучанию и написанию, В.М. Лемская представила несколько народных текстов про лесных животных из Сборника аннотированных фольклорных и бытовых текстов Обско-енисейского языкового ареала, который был создан кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС в 2017 году, и сама пообщалась с присутствующими на чулымском языке.

В ходе мероприятий Недели родного языка в ТГПУ были также организованы уроки по селькупскому, телеутскому, кетскому и другим языкам, записи которых вы можете найти на канале кафедры языков народов Сибири ИИЯМС.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER