Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Участники проекта ЕФС из трех регионов представили свои финальные проекты на стратсессии ТГПУ

Участники проекта ЕФС из трех регионов представили свои финальные проекты на стратсессии ТГПУ

10 октября в онлайн-формате прошла стратегическая сессия, в рамках которой были обсуждены финальные проектные инициативы по эффективной трансформации региональной системы образования от представителей органов местного самоуправления в сфере образования Иркутской области, Красноярского края и Донецкой народной республики.

Иркутская команда участников презентовала проектную инициативу «Развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Иркутской области». Основная проблема, которую видят разработчики проекта, – отсутствие взаимосвязи между содержанием, образовательными технологиями в региональном образовании и актуальными запросами регионального рынка труда.  На сегодняшний день в области существует опыт взаимодействия: сетевое взаимодействие с организациями реального сектора экономики при реализации общеобразовательных и дополнительных программ, отраслевые классы по проектам «Школа Росатома» и «Менделеевские классы», «Производственный партнер» в системе среднего профессионального образования и реализация проекта «Профессионалитет», но этого недостаточно.  

В связи с этим основной целью проекта  стала  интеграция образования и реального сектора экономики региона. Для этого необходимо разработать и внедрить к 2025 году комплексную программу научно-методического сопровождения педагогов. Данная программа должна включать практико-ориентированное обучение и организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, отвечающей запросам реального сектора региональной экономики, а также привлечение представителей регионального рынка труда для обновления содержания и технологий образования в контексте задач социально-экономического развития региона. 

Рисками проекта могут выступить низкая мотивация педагогических и управленческих работников на участие в изменении, затруднения индустриальных партнеров в разработке содержания и организации образовательной деятельности.

Дальнейшим развитием проекта команде Иркутска видится расширение образовательных программ, учитывающих специфику регионального рынка труда, с более активным привлечением индустриальных партнеров.

Проект получил высокую оценку экспертов ТГПУ, которые отметили перспективность его в плане социально-экономического развития Иркутской области. 

«Особенностью проекта можно считать интеграцию образования и промышленного сектора региональной  экономики для обеспечения социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период, – считает эксперт, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образовательных систем Университета Российской академии образования г. Томска Елена Юрьевна Азбукина. – Разработка программы, направленной на развитие профессиональных компетенций педагогов практико-ориентированного обучения, отвечающей запросам реального сектора региональной экономики позволит выстраивать долгосрочные  взаимовыгодные партнерские отношения, способствующие как повышению качества профессионального образования, так и развитию интереса обучающихся к перспективным направлениям развития промышленного сектора экономики Иркутской области».

Команда Красноярского края представила проект «Региональные инновационные площадки, краевые инновационные комплексы как практики опережающего развития системы образования Красноярского края». Цель проекта – управление инновационной деятельностью, результатом которого должно стать  распространение инновационных образовательных проектов и практик опережающего развития, направленных на повышение качества образования. В регионе есть специалисты разных уровней, имеющие опыт реализации и управления инновациями с результатами проведенных исследований в данной области, и региональные площадки для коммуникаций и обсуждений, средства государственного задания субъектов РСНМС. Ожидаемый эффект от проекта для краевой системы образования проектировщики видят в обновлении регионального образования и повышении инициативы педагогического корпуса края к участию в мероприятиях профессионального развития в аспекте инновационных образовательных и педагогических практик. 

«Концептуальные идеи данного проекта базируются на глубоком анализе образовательной инновационной практики региона,  учитывают не только национально-региональные особенности территории, но и образовательные традиции данного субъекта Федерации, – отметила эксперт, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ Елена Евгеньевна Сартакова. – В данном проекте  впервые разработана и научно обоснована региональная комплексная сетевая система инновационного развития образовательных организаций, спроектирована технология управления инновационными проектами на региональном уровне, а также разработана совокупность иерархически сформированных механизмов научно-методического сопровождения профессионального развития учителей».

Участники стратсессии от Донецкой народной республики презентовали два проекта: «Единый научно-методический центр сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на базе ФГБОУ ВО «Донецкий государственный педагогический университет» и «Методический интерактивный комплекс содействия самосовершенствованию МИКСС» (ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования»). В первом проекте основной целью стало создание единого научно-методического центра, который будет координированно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров ДНР. Во втором проекте было предложено создать систему мотивации педагогических кадров. 

В программе двух проектов обозначены похожие результаты: синхронизация и интеграция деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства, создание базы данных кадрового резерва в сфере образования и повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к профессиональному самосовершенствованию. Рисками проекта могут стать недостаточный уровень сформированности исследовательской и проектной компетенции у педагогов, высокая загруженность. Эксперты ТГПУ отметили актуальность представленных идей и решений, но  также рекомендовали объединить два проекта в один. 

«Как отметили участники обсуждения, эксперты, модераторы, слушатели из других регионов, проект ДНР имеет большое количество успешных идей. Команде было рекомендовано провести реструктуризацию содержания и объединения двух компонентов в один комплексный проект, а также уточнение критериев и показателей выполнения проекта», – говорит эксперт, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ Елена Николаевна Михайлова

Следующее слушание проектов от команд Томской и Херсонской областей состоится 18 октября. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER