Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Образовательные и семейные практики реализации концепции благополучного детства обсудили в ТГПУ в рамках форума «Август.PRO»

Образовательные и семейные практики реализации концепции благополучного детства обсудили в ТГПУ в рамках форума «Август.PRO»

Одноименный круглый стол в рамках Образовательного форума «Август.PRO: Год педагога и наставника» открыла модератор – директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая.

Участники рассмотрели вопросы психолого-педагогической безопасности и буллинга, безопасности в цифровом пространстве, формы работы с разными видами активности детей (игровой, учебной, читательской и др.).

Дроздецкая«Детство – это важный этап становления человека, и нам необходимо создавать безопасные условия для реализации прав и законных интересов детей, подготовить их к полноценной жизни в обществе и защитить от факторов риска. Эти факторы негативно влияют на физическое, психологическое или нравственное развитие ребенка. Однако риски нужны, чтобы человек мог развиваться нормально, с течением времени они нарастают и видоизменяются. На их трансформацию влияет цифровизация общества, смена ценностей, сдвиг приоритетов и многое другое», – говорит И.А. Дроздецкая.

Первой с докладом выступила доцент ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева, она обсудила с коллегами варианты оценивания благополучия ребенка. Психолог порекомендовала начинать с субъективной оценки и наблюдения за ребенком. Опираясь на субъективные ощущения, можно выявить градацию самочувствия, что поможет определить степень благополучия. У детей эти признаки выражаются во включении в игру и коммуникацию, в спокойном ощущении себя рядом с родителем и другими взрослыми. Спикер отметила, что существуют разные варианты развития, возраста и социальных норм, поэтому для каждой категории ребенка и семьи будут свои индикаторы благополучия и безопасности. Елена Дмитриевна рассказала о контролируемых рисках и их апробировании родителями и педагогами.

Продолжая тему индикаторов благополучия, выступили доцент ИРПО Андрей Петрович Глухов, доцент ТЭФ Елена Станиславовна Синогина и обучающаяся ТЭФ Софья Анатольевна Ломовская с докладом «Киберсоциализация детей и подростков». Исследовательский коллектив сотрудников Парка инновационных образовательных практик ТГПУ поделился информацией о разработке МООК по кибербезопасности. Онлайн-курс рассчитан на педагогов и родителей, которые найдут в программе рекомендации по организации безопасной обучающей среды и получат инструменты для эффективного курирования безопасности своих детей в семейном окружении. Особенность курса – использование анимированных цифровых аватаров, которые и будут вести видеолекции.

Зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова рассказала о безопасном образовании для детей с особыми потребностями. Она ответила на вопросы о том, кто и как должен сопровождать детей с ОВЗ, перечислила условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет вступить в инклюзивное образование, а также обязательные меры безопасности и маркеры доступного и безопасного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. 

Проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева в докладе «Влияние детской литературы на благополучие детства» отметила, что почти все произведения детской литературы является кейсами для родителей и педагогов. Спикер рассказала о современной литературе отечественных и зарубежных авторов, в произведениях которых поднимаются темы социальных проблем: развода родителей, буллинга, переезда в другой город, перехода в другую школу или коллектив и др. Представленная тема включала в себя разбор двух категорий родителей: гиперопекающих и вседозволяющих. Были отмечены причины такого поведения родителей, возможные его последствия и инструменты изменения методов влияния на ребенка.

Тему литературы продолжила доцент ИДиА Галия Хамитовна Вахитова, которая дала информацию о формировании интереса ребенка к чтению. Выступление включило в себя ознакомление с базовыми методами привития интереса ребенка к чтению. В этом процессе важно учитывать интересы ребенка, его возраст, наклонности, баланс труда и отдыха, его потребности в общении. Также обсуждались варианты причин, по которым ребенок может отказываться читать, и возможности их регулировки.

Следующим спикером стала представительница не только педагогического, но и родительского сообщества Лариса Анатольевна Аввакумова, заместитель директора академического лицея г. Томска, заместитель председателя Томской региональной общественной организации клуба многодетных семей «Лада». Она раскрыла тему обеспечения и реализации новых форматов безопасности детей и семей, рассказала, почему в современном мире так много внимания уделяется многодетным семьям, раскрыла функции таких семей в обществе, их глобальные цели, меры их поддержки и помощи им.

Программа ТГПУ на форуме «Август.PRO»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER