Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • ТГПУ и ТГУ в рамках деятельности Большого университета Томска реализовали VII Гессеновские чтения

ТГПУ и ТГУ в рамках деятельности Большого университета Томска реализовали VII Гессеновские чтения

В Год педагога и наставника на всероссийской с международным участием научно-практической конференции, прошедшей в рамках научно-образовательного форума ТГПУ «Педагогика XXI века: вызовы и решения», обсудили философско-педагогическое наследие С.И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания и культуры. 

Гессеновские чтения, посвященные трудам педагога, философа и правоведа Сергея Иосифовича Гессена, стали традиционным мероприятием, которое проводится ТГПУ и ТГУ уже в седьмой раз. 

Эксперты и специалисты из разных городов России и зарубежья, чьи взгляды на педагогическую деятельность совпадают со взглядами знаменитого философа, собрались в онлайн и офлайн-формате на базе ТГПУ для обсуждения своих научных исследований по наследию ученого. 

Конференцию открыло пленарное заседание, старт которому приветственным словом дала директор ИРПО ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова:

Семёнова круг 2

«Не зная истории, не дорожа своими традициями, нельзя двигаться дальше, в новую реальность, а наш форум «Педагогика XXI века» подчеркивает ценность и значимость этой связи времен и тех трансформаций, которые сейчас происходят в образовании».




Принять участие в мероприятии прибыл зав. кафедрой российской истории исторического факультета ТГУ, профессор Сергей Александрович Некрылов, который рассказал слушателям биографию Сергея Иосифовича и поделился своей историей знакомства с его работами. 

Некрылов Круг
«Какое-то время Сергей Иосифович работал на наших землях, а спустя годы его племянник, Владимир Юльевич, трудился на историко-филологическом факультете ТГУ. Эта семья была очень талантлива и многое сделала на благо нашей страны. Отрадно, что по сей день мы не забываем о заслугах этого ученого, чей вклад в развитие педагогики огромен, и почитаем память о нем такими интересными чтениями».


С докладом «Время Гессена пришло!» выступил профессор ТПУ Николай Петрович Кириллов, который посвятил изучению работ философа значительную часть своей жизни. Спикер акцентировал на том, что концепции Гессена не суждено было реализоваться ни в царской, ни в советской системе образования, так как в те времена государству нужны были специалисты исполнительского типа в массовом масштабе. В современном же мире методология науки имеет большую значимость в образовательном процессе, и труды Гессена играют значимую роль. 

Историю становления С.И. Гессена как педагога, философа, создателя монографии «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» в период с 1896-1923 гг. слушатели узнали от руководителя Музея истории ТОИПКРО им. С.И. Гессена Любови Максимовны Найбороденко.

На тему « К.Д. Ушинский и С.И. Гессен – параллельные или пересекающиеся прямые?» рассуждала доктор педагогических наук, профессор ТГПУ Светлана Ивановна Поздеева

Поздеева круг
«Я решила провести сравнительный анализ дидактик двух педагогов, чья деятельность внесла значительный вклад в образование и является актуальной по сей день. Хочу отметить, что и Ушинский, и Гессен, хоть разница между ними пролегает в 70 лет, в своих работах указывают на то, что главной фигурой воспитательно-образовательного процесса является учитель, и никакой учебник не может заменить живой работы метода».


Светлана Ивановна сравнила методы работы Константина Дмитриевича Ушинского и Сергея Иосифовича Гессена, обратив внимание на то, что первый педагог работал частично-поисковым методом, а второй – научным с проблемным обучением. Однако при детальном рассмотрении их идей можно найти общее: достойное содержание образования, необходимость педагогических нововведений и методических проб, общение учителя с учеником и обсуждение изучаемого материала, а также активность и самостоятельность ученика.

Рассмотрели методологию Гессена в игровой образовательной деятельности на опыте проведения городского турнира по развивающей игре «Хроносталкер. Имена и времена» профессор ТОИПКРО Сергей Иосифович Ануфриев и доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Сергеевна Ануфриева.

О развитии самоуважения и творческих способностей школьников в условиях цифровизации образования рассказала профессор кафедры истории и философии науки ТГПУ Надежда Абрамовна Люрья. О духовно-нравственном воспитании обучающихся средствами хорового пения слушатели узнали от учителя МАОУ лицей №51 г. Томск Натальи Анатольевны Богдановой. 

Доклад о междисциплинарности как одном из свойств обогащающей образовательной среды представил аспирант ТГПУ, учитель математики МАОУ СОШ №50 Денис Олегович Андаев, научным руководителем которого выступает профессор ФМФ ТГПУ Эмануила Григорьевна Гельфман

На тему цивилизационного поворота в философии образования выступила ректор  Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования  (г. Кемерово) Эльвира Ивановна Забнева. 

Также в рамках Гессеновских чтений состоялся круглый стол «Идеал свободного образования Гессена и современная педагогическая практика», в котором приняли участие педагоги школы «Эврика-развитие», детского сада №4 Монтессори, студенты ФДиНО ИДиА ТГПУ, научные сотрудники и студенты Владимирского государственного университета и Московского городского педагогического университета. Участники обсудили объяснение Гессеном феномена культуры, ее ценностей и вытекающих из них целей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER