Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

slide head

 Рекомендации родителям по художественному эстетическому воспитанию детей

2 5422657431110961041Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомиться с основами художественно-эстетического развития ребенка, которое развивает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.

В представленной информации вы получите ответы на вопросы:

  • С чего начать знакомство ребенка с живописью?
  • Как говорить с ребенком о живописи?
  • Какие есть возрастные особенности восприятия живописи?
  • Что можно почитать родителям на эту тему?

 Как говорить с ребенком о живописи?

Изучение искусства, в том числе живописи, играет важную роль в развитии ребенка. Знакомство с произведениями живописи детей – это важный и стимулирующий процесс, который способствует развитию творческого мышления и воображения. Живопись является одним из самых доступных и интересных искусств для детей, поскольку она позволяет им выразить свои мысли, чувства и фантазии. При ознакомлении детей с живописью, у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, художественному творчеству.

Что такое живопись как вид искусства?

Живопись – это вид изобразительного искусства, техника переноса изображения с помощью разного типа красок на твердую поверхность (например, лист бумаги, холст). Главное выразительное средство живописи – цвет. Само слово «живопись» значит «живо писать», т.е. писать жизнь. Художник обычно создает цвет на палитре, а затем переносит краску на холст, создавая колорит (цветовой порядок). Цвет создает настроение картины: колорит может быть темным и светлым, теплым и холодным, спокойным и напряженным.

С чего начать знакомство ребенка с живописью?

Знакомство детей с живописью происходит постоянно. Все, что окружает ребенка с раннего возраста — формирует его картину мира и закладывает фундамент на всю жизнь. Изображения мы можем видеть везде: на одежде и ковре, на обоях и окнах. Любознательность и активность малышей не знает границ. Пожалуй, самое занимательное занятие для ребенка - это рассматривание картинок. С самого раннего возраста можно показывать детям происходящее за окном, показывать репродукции, рисунки, обложки книг, рассказывая, что изображено. Будет полезным повесить дома репродукции картин, плакаты, календари с яркими изображениями.

В диалоге с малышом следует обсуждать с ребенком цвета, сюжеты, героев, фантазируйте, развивая историю картины. Можно рассказать ребенку о роли художника, который наделен способностью не только видеть красоту окружающего мира, но и раскрывает свои чувства. Великие картины заставляют сердца плакать или, наоборот, смеяться, пробуждают в людях все самое светлое и благородное. По возможности, сходите на выставки, в музеи. Также следует отводить время беседам об искусстве с ребенком несколько часов в неделю. Пусть для него станет привычным общение с вами на тему искусства. И чем раньше вы начнете знакомство, тем проще и свободней будет проходить изучение искусства в старшем возрасте.

Как говорить с ребенком о живописи?

Рассматривая иллюстрации в детских книгах, репродукции, спрашивайте, что он видит, на что первое обратил внимание. Привлечь ребенка можно, рассказывая о значимости картины на доступном ему языке. Обсуждайте с ребенком тему картины, художественные образы, авторский замысел, рассматривайте детали. Вы можете использовать игровой подход. Представьте себя в ней, разыграйте сценку, придумывайте имена другим героям. Во время знакомства с произведениями живописи ребенок погрузиться в мир фантазии и воображения.

Ваша задача привить ребенку интерес к искусству, вызвать эмоциональное переживание от увиденного на картине. Можете рассуждать с ребенком, почему художник применил именно такие цвета, а также задавать конкретные и подробные вопросы, направленные на выявление впечатления от картины.

Например:
– Что изображено на картине?
– Какое время года на картине?
– Что самое главное в картине?
– Кого изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Какое настроение передал художник?

Детям полезно знать, как возникла и развивалась живопись, какие материалы использовались в разные временные периоды и когда появились современные краски.

Какие есть возрастные особенности восприятия живописи?

Тематику картин желательно подбирать с учетом возраста, интересов ребенка. В дошкольном возрасте знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций в детских книгах, народных игрушек и промыслов. Ребенок знакомится с жанрами живописи: натюрморт (цветы, овощи, предметы быта), пейзаж (разные времена года, городской, морской), портрет (детский, женский, мужской, автопортрет), жанровая живопись (бытовые сцены и ситуации из повседневной жизни). Наиболее понятна детям дошкольного возраста живопись Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Для знакомства стоит выбирать простые композиции, на которых изображена одна центральная фигура, а второстепенных элементов не очень много.

Школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие картины. Лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты (Репин, Суриков). Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры народов, людей разных эпох. Можно знакомить с такими стилями, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса.

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Ребенка интересуют эмоции и переживания, интересные события. Можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного произведения.

Через знакомство с произведениями живописи мы можем помочь ребенку расширить и углубить познание окружающего мира и его красоты, развить чувство прекрасного.

Что еще можно почитать родителям на эту тему?

Как говорить с детьми об искусстве? https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/kak-govorit-s-detmi-ob-iskusstve 

Ребенок хочет учиться рисовать: варианты https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/rebenok-hochet-uchitsya-risovat-kakie-est-varianty 

6 причин, почему искусство необходимо для развития ребенка https://rosuchebnik.ru/material/6-prichin-pochemu-iskusstvo-neobkhodimo-dlya-razvitiya-rebenka/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com 

Как рассказывать детям о живописи https://sberegaem-vmeste.ru/publications/kak-rasskazyvat-detiam-o-zhivopisi

Сайт Центра поддержки семьи ТГПУ https://www.tspu.edu.ru/cps

WhatsApp Image 2022 08 24 at 15.33.51

Адаптация детей дошкольного возраста к детскому саду

  1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
  2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания ребенка новые для него блюда;
  3. Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: например, брючки или шорты без застежек и лямок;
  4. Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
  5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
  6. В первый день лучше прийти в детский сад (если ребенок впервые идет в сад), взяв с собой любимую игрушку.
  7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить ребенка до обеда, затем, приводить малыша на целый день;
  8. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку
  9. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы
  10. Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе; 
  11. Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание; 
  12. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад; 
  13. Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
  14. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы. 
  15. Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет и какие вещи он возьмет в качестве запасных. 
  16. Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома. 
  17. Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь. 
  18. Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана. 
  19. Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своем ребенке.

С уважением, Дергачёва Евгения Владимировна, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ, специалист-психолог, кандидат психологических наук.

Адаптация первоклассников

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. Ведь от психологического настроя во многом зависят успехи в учебе и отношения со сверстниками. Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к школе помогут ребенку легче пережить этот непростой период перехода к новой жизни.

Правильная мотивация залог успешной учебы

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Многое зависит от психологических особенностей ребенка, его темперамента, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от мотивации зависит будет ли ребенок идти с желанием и интересом в школу. Любые попытки первоклассника познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы, бабушки и дедушки. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это очень важно для успешной адаптации.

Советы родителям для успешной адаптации первоклассников:

  • Начните с режимных моментов, в школе занятия будут проходить с утра и ребенку придется рано вставать, поэтому постепенно приучайте раньше ложиться и раньше вставать. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее. Желательно познакомиться с будущей школой и учительницей. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем.
  • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Составьте распорядок дня, которому необходимо следовать вместе.
  • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
  • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассникови проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не спешите ругать за любые промахи и неудачи в школьной жизни, это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
  • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет – учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  • Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать задания без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия рисованием, музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Несмотря на то, что учеба – это нелегкий и ответственный труд, меняющий ритм жизни, но она не должна полностью лишать ребенка радости игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Правильная организация времени поможет больше успеть.  

Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут!

Успехов вам и вашему ребенку в будущей школьной жизни!

С уважением, Галия Хамитовна Вахитова, специалист Центра поддержки семьи, кандидат педагогических наук, доцент.

Адаптация детей младшего школьного возраста

  1. Научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью. Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — постоянно. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 
  2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации. Не требуйте от ребенка слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.
  3. Объясняйте ребенку, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом для ребенка должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 
  4. Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 
  5. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 
  6. Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 
  7. Помочь ребенку адаптироваться можно рассказами о своем школьном опыте, сделав акцент на том, что этап важный и интересный, звание школьника почетное, ребенок точно справится и вы всегда готовы помочь.

Не стоит драматизировать, относиться к школе, как к месту, где он должен доказать свое право на уважение и прочее.

  1. Если ребенок по приходе из школы жалуется на одноклассника, что тот отвлекал его во время урока или не давал поиграть в свой телефон на перемене, то будет достаточно простого разговора — с целью научить, как можно справляться с такими ситуациями.
  2. Если ребенок стал замкнутым, его одежда и/или содержимое рюкзака грязные и порванные, если вы увидели синяк (и это было не один раз), то это повод наведаться в школу и составить разговор с педагогом. Конечно, предварительно обсудив произошедшее с ребенком. Важно пресечь ситуацию травли, когда один или несколько учеников выбирают жертву и начинают планомерно издеваться над ней. Ребенок один не справится, травля – симптом коллектива и возникает при попустительстве взрослых.
  3. Если ребенок служит источником конфликтов в коллективе или с педагогами, то это повод обратить внимание на то, что же такое с ним происходит. Зачастую младшеклассник не в силах сообщить о своих проблемах напрямую, он сигналит плохим, протестным и конфликтным поведением. Если самим выяснить и устранить причину не удалось, стоит обратиться к психологу. 
  4. Если у ребенка конфликт с педагогом, то опять же, вмешательство родителей необходимо – понять причину и попытаться договориться с обеими сторонами. В особо тяжелых случаях эффективнее перевести ребенка в другой класс, к другому учителю – в ситуации конфликта и недоброжелательного отношения со стороны педагога процесс обучения успешным не будет.
  5. До школы понаблюдайте за своим ребенком – насколько ему удается в разных играх соблюдать правила, как он реагирует на ситуацию проигрыша, сколько времени он может уделять одному занятию, как реагирует на ваши просьбы и запреты. И, в соответствии с увиденным, корректируйте свои ожидания по поводу школьной дисциплины.

Адаптация детей к среднему звену в школе

Переход ребенка из начальной школы в среднее звено – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями.

  1. Если в семье произошли события, оказавшие влияние на психологическое состояние ребенка, обязательно сообщите этот факт классному руководителю. Именно изменения в семейной жизни часто объясняют внезапные изменения в поведении детей.
  2. Интересуйтесь школьными делами, побуждайте ребенка обсуждать ситуации, которые для ребенка могут оказаться сложными и вместе ищите выход из создавшихся конфликтов.
  3. Объясните ребенку, что в сложных ситуациях он может обращаться за советом к классному руководителю и школьному психологу.
  4. Не связывайте оценки по успеваемости ребенка со своей системой поощрений и наказаний. Пусть ребенок оценивает свою хорошую успеваемость в качестве награды, а низкие оценки- в качестве наказания. Если у ребенка с учебой проблем нет, проявляйте как можно чаще свою радость и гордость за него. А если в школе не все хорошо, выражайте озабоченность. Постарайтесь не устанавливать наказаний и поощрений, связанных с оценками; в последствии они могут привести к негативным эмоциональным проблемам.
  5. Особые усилия прикладывайте для того, чтобы создать и поддерживать спокойную атмосферу в доме, четкий режим. Спокойствие и домашний уют помогут ребенку более эффективно справляться со школьными проблемами и быстрее пройти период адаптации.
  6. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  7. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.
  8. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
  9. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.

  1. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  2. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность и т.п.

С уважением, Дергачёва Евгения Владимировна, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ, специалист-психолог, кандидат психологических наук.

Рекомендации родителям

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА:

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ:

57cdd663 794c 4428 9b1a 5ef5183aa89a 1
  1. Негативная самооценка («Я плохой и веду себя как плохой»).
    Ваши действия: Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).
  2. Страх (защитная агрессия).
    Ваши действия: Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).
  3. Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).
    Ваши действия: В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.
  4. «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.
    Ваши действия: Остановите ребенка. Для него очень важно, чтобы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.  
  5. Усталость (разбалансирование нервных процессов).
    Ваши действия: Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.

С уважением, специалист Центра поддержки семьи,
доцент кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования,
директор института детства и артпедагогики ТГПУ
Дроздецкая Ирина Александровна

 

Рекомендации родителям

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШУЮ КНИГУ:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ae5c8021 a79c 44c6 945e 3e79537dc98f 1
Формат книги. Для малышей самым оптимальным форматом считается А4. Если вы осуществляете выбор книги для ребёнка меньшего размера, обратите внимание, чтобы на странице были крупные картинки и не очень много текста. Огромные издания дети не смогут удержать самостоятельно, а также взглядом не охватят всю страницу целиком
 
Рекомендуется для детей до пяти лет выбирать книги с твёрдым переплётом и прошитыми страницами. Ребёнку будет комфортнее держать их в руках, ведь издания в тонкой обложке с клееными страницами быстро разваливаются и теряют свой внешний вид. Углы обложки не должны быть острые, чтобы не поранить и не поцарапать ребят.
 
Безопасность. Обратите внимание на книги, страницы которых выполнены из белой или слегка бежевой плотной бумаги. Страницы серого цвета плохо влияют на зрение ребят, а глянцевые будут отсвечивать, а значит будут мешать ребёнку читать. Шрифт должен быть чёрного цвета и достаточно крупным, буквы не должны расплываться.Качество иллюстраций. Они должны быть приятные глазу, чёткие, легко узнаваемые, ясные по смыслу. Рассматривая книгу с картинками, мальчики и девочки знакомятся с искусством, лучше воспринимают произведение. Картинки не должны содержать очень много всевозможных элементов, особенно если предназначены для малышей. При их рассмотрении возможно перенапряжение, рассеивание внимания.
 
Некоторые издательства выпускают в свет книги с большим количеством грамматических ошибок, примитивными предложениями, странными текстами. Прочитайте книгу самостоятельно тщательно и придирчиво, изучите отзывы и советы в интернете, а потом уже покупайте издание. Это самый простой способ, который поможет вам в выборе.
 
Книгу важно выбирать по возрасту ребёнка, а не «на вырост», а также по увлечениям детей. Ведь важно, чтобы маленький непоседа читал сейчас, чтобы история была ему интересна именно в этот период его жизни, а не когда-нибудь потом. Чтобы вам было проще сориентироваться в возрастной категории, издательства ставят на книге специальную маркировку.

С уважением, специалист Центра поддержки семьи,
доцент кафедры дефектологии Факультета психологии и специального образования
Обносова Галина Петровна

 

Рекомендации родителям

РАЗВИВАЕМСЯ,ТАНЦУЯ

iStock 472124387

Движение развивает мозг

Хотите, чтобы ребенок лучше учился? Отдайте его на танцы. Ведь они развивают кору головного мозга. Слышали о популярной сегодня сенсорной интеграции? Это когда информация, полученная от разных органов чувств, воспринимается мозгом как единый материал, а не как разрозненные фрагменты. Танцы как нельзя лучше помогают развить сенсорную интеграцию, потому что во время движения в мозге формируются дополнительные межполушарные связи. Мозг учится по-разному реагировать на окружающую среду, быстро и адекватно решать задачи даже в тех областях, которые, на первый взгляд, не связаны с движением: чтение, математика, письмо, живопись и т. д.

«Движения во время танцев очень разнообразны, так что „тренируются“ разные части мозга, — продолжает руководитель «Танцующего дома». — Грамотно составленные занятия включают в себя ритмику, хореографию, упражнения на баланс и координацию, прыжки и дыхательную гимнастику».

Больше двигаемся — лучше говорим

Вы замечали, что младенец начинает гулить, когда двигает ручками и ножками? А ребенок постарше часто сопровождает свои первые шаги звуками? Движение напрямую связано с речью. Танцевально-музыкальные занятия, особенно для дошкольников, всегда включают в себя упражнения и игры, которые развивают речь. Это элементы логоритмики, задания на развитие чувства ритма, инсценировка песен, звукоподражательные игры, разные упражнения из арсенала логопедов. Дети во время танца могут пропевать детские песни и декламировать стихи, сопровождать речь движениями.

Танцы прекрасно развивают чувство ритма, которое так необходимо для постановки речи. В этом помогают задания с музыкальными инструментами: маракасами, бубенцами, барабанами и бубнами. А можно просто прохлопывать, протопывать мелодии — сначала простые, потом посложнее.

И конечно, сама атмосфера танцевального занятия создает хороший эмоциональный фон для общения и развития речи. В своей танцевальной группе ребенок найдет множество естественных поводов для общения.

Включаем память, внимание и волю

Как известно, у многих современных детей есть проблема с концентрацией внимания. Танцы помогут ребенку стать более собранным и внимательным. На занятиях он вынужден постоянно следить за педагогом, ведь если пропустит что-то, общего танца не получится. И сами занятия построены так, что задания постоянно меняются, нужно «удерживать нить» происходящего, быстро реагировать, включаться.

Танцы прекрасно развивают память. Движения нужно быстро запоминать, а потом месяцами отрабатывать, совершенствовать. Это тренирует память качественно, глубинно: и зрительную, и мышечную. Ребенок буквально проживает танец телом, при этом проговаривает текст песен вслух или про себя.

Не секрет, что у детей, которые чем-то серьезно занимаются, нет проблем с силой воли. Ведь ее тоже нужно развивать! Что такое сила воли? «Это умение преодолеть свою лень, ставить цель и идти к ней, — поясняет Сергей Фурсов, — а еще выносливость и способность принимать решения. Эти важнейшие качества во многом определяют личность человека. Интересно, что они формируются в самом раннем возрасте, начиная с 2,5–3 лет. Танцы — это групповые занятия, здесь ребенку есть за кем тянуться. Ему помогает пример сверстников, авторитет педагога, постоянное напоминание о том, что его роль в команде важна и от его работы зависит успех всего коллектива».

Физическое развитие

Польза танцев для организма неоспорима, ведь дети, которые на регулярной основе посещают кружок, внешне заметно отличаются от других детей. Это связано с правильно подобранной физической активностью, благодаря которой:

  • осанка приобретает правильное положение;
  • ребенок становится более выносливым и гибким;
  • улучшается кровообращение;
  • сосуды становятся более эластичными;
  • легкие полностью раскрываются.

Лучший возраст для начала занятий танцами

Танцы — это именно тот вид активной деятельности, которым можно заниматься уже с того момента, как малыш начал ходить. На сегодняшний день существует множество танцевальных кружков, где набирают группы с двухлетнего возраста. Безусловно, в таком возрасте танцы будут больше похожи на хождения под музыку, поскольку малыш еще не в состоянии выполнять сложные хореографические движения. Однако уже с самого детства важно, чтобы ребенок формировался правильно, следил за своей осанкой и поведением. Поэтому польза танцев в этом случае неоспорима. Профессиональная техника и сложность хореографических движений будет постепенно расти вместе с ребенком.

Как правильно выбрать школу танцев?

Если ребенок изъявил желание заниматься танцами, то прежде всего необходимо определиться с направлением, которое будет максимально полезным, учитывая его индивидуальные особенности. Ведь сегодня существует множество видов танцев. Большинство студий сегодня предлагают приобрести разовые занятия, чтобы точно понять, куда именно захочет ходить ребенок.Также следует отдать предпочтение такой студии, которая находиться ближе всего к дому. Чаще всего дети школьного возраста занимаются танцами в вечернее время, поэтому не всегда хочется тратить драгоценное время на дорогу домой.Важно помнить простой рецепт: движение — это жизнь. Так что двигайтесь, усложняйте набор стандартных упражнений, танцуйте! Движение и танец замедляют процессы старения, развивают интеллект и личность человека в целом.
Источник: Школа инклюзивного творчества «Танцующий дом»
 

Рекомендации родителям

 

 Перечень образовательных платформ,  рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации  для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

http://resh.edu .ru/

 «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

https://uchi.ru /

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС. Содержит более 30 000 заданий в игровой форме, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу.  Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Яндекс.Учебник  https://education.yandex.ru/

Доступно более 35 000 заданий разного уровня сложности. Все задания разработаны опытными методистами с учётом ФГОС НОО. Можно реализовать индивидуальные траектории внутри одного класса. Учитель может назначить задания всему классу или индивидуально, сэкономить время на проверке заданий и подготовке к урокам Задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает. Есть подробная статистика успеваемости.

https://codewards.ru/

Платформа по обучению детей основам программирования в игровой форме.

Информатика, младшие школьники

Платформа новой школы 

Урок цифры https://datalesson.ru/

«Урок цифры» дает хорошую теоретическую базу и наглядную практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн среде. Данные уроки будут полезны и интересны как самим школьникам, так и их родителям.

Для всех категорий учащихся

 

С уважением, специалист Центра поддержки семьи,
доцент кафедры дефектологии Факультета психологии и специального образования
Обносова Галина Петровна
 
 

Рекомендации родителям

РАЗВИТИЕ В ИГРУШКАХ

baby gabb069f47 1920

И маленьким, и взрослым

Жизнь каждого ребенка всегда связана с игрушкой. Она для него и удовольствие, и развлечение, и обучение, и утешение. Часто малыш выбирает для себя любимые игрушки, и взрослым это помогает решать необходимые вопросы в жизни и деятельности малыша: вместе с куклой (машинкой) можно есть, спать, гулять и т. д.

Словом, незаметно для ребенка игрушка становится средством воспитания, обучения, развития, а мы, взрослые, должны знать развивающий ресурс игрушек, применяемых нами для совместных игр с детьми.

Первый год жизни

Период младенчества — важный этап развития зрительных, слуховых и речевых реакций, формирования зрительной активности и сенсомоторной координации движений. К 12 месяцам ребенок способен действовать с предметами сообразно их назначению, залезать на низкие предметы и слезать с них, ползать в разных направлениях, делать первые шаги, ходить, держась за движущиеся опоры.

Ведущий тип деятельности на данном этапе — эмоционально-непосредственное общение со взрослым: в играх и разговорах развивается интонационный слух, чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека, освоение простых способов общения с помощью непосредственных вокализаций, жестов, мимики, первых слов.

К концу первого года ребенок узнает и называет знакомые предметы на картинке, его активный словарь составляет 10–15 слов, обозначающих знакомые предметы и объекты.

Второй год жизни

На данном этапе у ребенка активно развивается предметная деятельность, в которой малыши знакомятся с физическими (величина, форма, цвет) и динамическими свойствами, пространственными отношениями (далеко, близко). Ребенок подражает действиям взрослого, проявляет самостоятельность.

Ребенок овладевает ходьбой, готовится к прыжкам, выполняет разные движения с мячом. Рисование и лепка носят подражательный характер. Ребенок воспроизводит простые постройки, получает удовольствие от игры со взрослым. Эмоциональное восприятие образа усиливается музыкальными и литературными фрагментами, обыгрыванием. Ребенок второго года жизни интересуется взрослыми и сверстниками, пытаясь взаимодействовать с ними.

Годовалому малышу необходимы детские конструкторы, игры со шнуровкой, куклы-неваляшки, матрешки, мячи разных размеров, пирамидки, рамки-вкладыши, резиновые и мягкие игрушки, формочки для игр с песком и водой и др.

Третий год жизни

На третьем году жизни получают развитие способности к запоминанию и узнаванию предметов по наиболее характерным свойствам, используются материалы, стимулирующие практические действия с предметами. К концу третьего года жизни у малыша возникают предпосылки к ролевым играм.

Развитию движений способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук нужны пирамидки, разборные игрушки, крупная мозаика, лото. Детская речь совершенствуется при помощи чтения вслух книг, рассматривания картинок, изображений животных, птиц.

Пробуждают творческое начало, воображение, стремление к самостоятельности куклы, машины, строительный материал разной величины. Поочередное расслабление и напряжение мышц происходит благодаря смене движений и поз.

Диалогическая основная форма общения осваивается в этот период. Инициатор общения — взрослый, побуждающий ребенка к разговору, — опирается на наглядность, переходя к внеситуативному общению, активному освоению окружающего мира, обогащению словаря.

 

Четвертый год жизни

В этот период усваиваются некоторые нормы и правила поведения («можно», «нужно», «нельзя»), соответствие/несоответствие им других детей.

Малыш уже знаком с пространством, с назначением разных предметов, общественно-бытовых зданий, имеет представление о средствах передвижения, о некоторых профессиях, праздниках, свойствах, состояниях погоды. Различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, домашних животных, насекомых.

Основные требования к игрушкам для детей раннего и дошкольного возраста

  • Безопасность и прочность (ребенок ощупывает, берет в рот, бросает, стучит ими по окружающим предметам);
  • красочность, привлекательность (внешний вид игрушек должен способствовать появлению первых эмоционально-эстетических представлений);
  • контрастность цвета (яркие цвета игрушек: предпочтительны синий, красный, желтый, зеленый, поскольку эти цвета ребенок учится различать первыми);
  • развивающее содержание (игрушка должна способствовать развитию быстроты реакций, точности и координации движений, зрительной и слуховой сосредоточенности).

Игры и игрушки для познавательно-речевого развития

  • Доски-вкладыши (с основными формами);
  • дидактические игры «Времена года», «Чей домик?», «Чья мама?»;
  • звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, пищалки, погремушки);
  • игрушки-забавы;
  • лото, домино по лексическим темам «Животные», «Игрушки», «Овощи»;
  • матрешки;
  • мозаика;
  • набор кубиков с цветными гранями (четыре цвета);
  • набор коробочек (по системе Монтессори);
  • наборы картинок для группировки, по 3–4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, игрушки и др.;
  • наборы парных картинок типа «лото»;
  • напольная пирамида;
  • пирамидки настольные;
  • развивающие игры Никитиных «Сложи квадрат», «Дроби»;
  • разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2–4 части;
  • разрезные картинки (2 части);
  • рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки);
  • рамки-вкладыши с цветными монолитными и составными формами;
  • серии из 3–4 картинок для установления последовательности событий;
  • сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку: сказочной, социально-бытовой) большого формата;
  • настольный лабиринт с трубкой в комплекте с двумя мячами и др.;
  • комплект бытовых игрушек (расческа, телефон, посуда, мебель и пр.);
  • набор овощей и фруктов;
  • складной остов автобуса (дома, палатки и др.);
  • различные виды пальчиковых и перчаточных кукол к 3–4 сказкам;
  • костюмы сказочных персонажей, элементы декораций;
  • игрушки из дерева;
  • мягкие антропоморфные животные;
  • трафареты из пластика и картона;
  • пластилин;
  • альбом, кисти, краски, детский мольберт;
  • детский металлофон, ксилофон;
  • детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубен, румба, треугольник, деревянные палочки, кубики, ложки, барабан);
  • детские музыкальные инструменты, издающие звук только одной высоты (дудочка);
  • музыкальные игрушки с фиксированной мелодией;
  • неозвученные музыкальные игрушки (игрушки, изображающие музыкальные инструменты);
  • тактильная музыкальная панель и др.
Источник: лекция Ольги Пискун на неделе родительской компетентности в ноябре 2021 года
Текст: Анна Демина
Фото: pixabay.com, Коллекция/iStock
 
 
 

Рекомендации родителям

10 ИДЕЙ ДЛЯ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ

 

Игра — незаменимое средство воспитания, трудно переоценить ее влияние на развитие дошкольника, особенно если речь идет об играх с родителями. Но, прежде чем начать играть, взрослым важно не забыть отключить функцию «родитель-советчик». Конечно, мы всегда знаем, как лучше, но здесь все должны быть на равных.

Играть нужно с удовольствием, поэтому старайтесь выбирать те игры для детей и взрослых, которые вызывают эмоциональный отклик у вас самих. Если же игра не нравится ребенку, попробуйте переключиться на другую. Предлагаем варианты игр, которые наверняка придутся по душе всем участникам.

«Подними без рук»

Эта игра поможет развить навыки сотрудничества и ловкость, поднимет настроение и научит договариваться без слов. Играть можно вдвоем или втроем, а из реквизита понадобится мяч среднего размера.

Лягте на пол друг напротив друга на живот и положите мяч между головами. Начинайте вставать, поднимая мяч, и постарайтесь донести его до определенного места, не дотрагиваясь до него руками. Как вариант, можно также встать на четвереньки, положить мяч перед собой и посоревноваться, кто быстрее докатит его до финиша лбом, носом, локтем или коленкой.

«Шерлок Холмс»

Игра отлично подойдет для развития наблюдательности. Сперва роль знаменитого сыщика пусть играет ребенок. Для начала предложите ему внимательно рассмотреть внешний вид взрослого. Затем попросите малыша отвернуться или выйти из комнаты и измените некоторые детали своего внешнего вида (одежду, прическу, аксессуары), а затем предложите маленькому сыщику угадать, что изменилось. Затем можно поменяться ролями: сыщиком станет уже взрослый, а ребенок будет запутывать следы.

Предметом игры может быть не только внешний вид человека, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества измеряемых элементов. Лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их количество.

«Конец истории»

Эта игра развивает когнитивные навыки и воображение. Взрослый выполняет роль рассказчика и читает либо по памяти воспроизводит часть какой-нибудь истории до самого захватывающего момента. Затем ребенку необходимо продолжить историю и придумать, что могло произойти дальше. По ходу рассказа ребенка можно задавать наводящие вопросы, просить объяснить, почему он считает, что история закончилась именно так. Вы наверняка будете удивлены продолжением рассказа. После обсуждения детского варианта наступает особенно забавный момент, когда взрослый продолжит историю в оригинале.

«Необычное животное»

Если в вашей семье любят рисовать, не пропустите эту игру, развивающую фантазию и воображение. Ребенок рисует голову, загибает лист так, чтобы ее не было видно, и передает лист взрослому. Тот рисует туловище, тоже загибает лист и отдает обратно. Как только на листе не осталось места для рисования, его можно открывать. Вы увидите необычное животное, внешний вид которого наверняка вызовет удивление у всех членов семьи.

После того как необычное животное будет целиком изображено, придумайте ему название, место обитания и нарисуйте для него друзей. Так у вас получится целая история в картинках. Постепенно можно собрать целый зоопарк из фантастических существ.

«Сколько шагов?»

Можно предложить ребенку сначала угадывать, а затем проверять в игре расстояния и тренировать глазомер. Попросите ребенка предположить, сколько шагов, например, от угла шкафа до стола. Сначала ребенок называет предполагаемое число шагов, а потом проверяет правильность своего предположения, шагая и одновременно считая шаги.

Варианты вопросов: «Сколько гигантских шагов?», «Сколько приставных шагов?», «Где шагов больше: между диваном и дверью или между креслом и столом?». Словом, можно вместе с ребенком выдвигать разные гипотезы и тут же проверять их.

«Большой Ух»

Возьмите несколько разных предметов, покажите их ребенку и уберите. Затем попросите его закрыть глаза и послушать, в то время как вы выбираете один из предметов и извлекаете из него звук. После этого попросите ребенка угадать, что это был за предмет.

Предметы могут быть самыми разными: расческа (пройдитесь пальцами по ее зубчикам), тарелка (слегка постучите по ней), наждачная бумага, ложка, пластиковый контейнер или картонная коробка. Потом можно выбрать другие предметы и поменяться местами.

«Канатоходец»

Игра подойдет для развития реакции и координации движений. Приклейте на пол белую ленту малярного скотча и устройте соревнования, у кого лучше чувство равновесия. Включите музыку и предложите ребенку пройти вдоль по линии ленты мелкими шажками. Можно усложнить игру, введя дополнительные правила: идти по линии задом наперед или балансировать на ленте только на одной ноге, перепрыгивая с ноги на ногу.

«Кто первый»

Игра поможет развить внимание и расширить словарный запас ребенка. Называйте вслух все, что видите за окном: деревья, автомобили, здания, птиц и т. д. Побуждайте ребенка называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные. Например, самое большое дерево или грузовик с самым длинным прицепом. А затем по очереди загадывайте какой-нибудь объект, который можно увидеть за окном. Выигрывает тот, кто увидит загаданный предмет первым.

«Мозаика»

Игра на развитие памяти, внимательности и мелкой моторики. Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник, затем разрежьте его на части разной формы, а получившиеся кусочки перемешайте. Ваша с ребенком задача — снова собрать прямоугольник из кусочков. Если игра вызвала интерес, попробуйте разрезать и собирать другие, более сложные фигуры — например, круг и треугольник.

«Что это?»

Классическая игра, которая украсит ваш семейный вечер, а еще структурирует речь, поможет развитию логического и образного мышления. Соберите в мешочек или непрозрачный пакет несколько небольших предметов, знакомых ребенку: игрушки, предметы обихода, кухонную утварь, предметы одежды — все, что угодно.

Ведущий (им может быть как ребенок, так и взрослый) отворачивается, достает что-нибудь из мешочка и несколькими словами (обычно прилагательными) описывает этот предмет. Другие участники должны угадать, что это. Например, достав из мешка зимние носки, можно описать их так: «вязаные, теплые, присланы бабушкой». Тот, кто отгадал предмет первым, становится ведущим.

Таким образом, описанные игры помогут провести время интересно и с пользой для развития малыша. Кроме того, это отличный способ еще больше сблизить всех членов семьи. Пробуйте их чередовать, придумывайте свои вариации, и вполне возможно, что некоторые из них станут любимыми занятиями для совместного семейного досуга.

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER