Как определить маржинальность проекта? Что следует учесть перед запуском бизнеса? Узнавали участники Акселерационной программы «ПроектУМ» ТГПУ
15 и 16 ноября участники Акселерационной программы «ПроектУМ» ТГПУ встречались с опытными коллегами, узнавали о сложностях, с которыми может столкнуться начинающий бизнесмен, и проводили оценку рентабельности своих проектов.
Лекцию в направлении «Эдунет» на тему «Как я создал бизнес, с какими сложностями столкнулся, как их разрешил» провела студентка технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Казадаева, которая в прошлом году представила проект интеллектуальной игры «Самый умный: угадай мелодию» на конкурсе «Твой ход» и выиграла миллион рублей.
С Еленой у студентов состоялся открытый диалог. Она рассказала, на что обращать внимание при разработке стартапа, как создать эффективный медиаплан и как собрать команду.
«Любому начинающему бизнесмену нужно понять, для какой целевой аудитории он создает свой продукт. Понимание того, кто будет вашим покупателем, как закрыть его потребности и что ценного он найдет в том, что вы ему предлагаете, является уже половиной успеха проекта. Поэтому очень важно на начальном этапе разработки идеи отнестись с большим вниманием к проведению анализа целевой аудитории», – говорит Елена.
По словам выступающей, перед тем, как запустить проект в жизнь, необходимо с опорой на результат анализа ЦА определить каналы, через которые будет происходить информирование покупателей о товаре или услуге. Одной из сложностей запуска своего бизнеса студентка отметила ведение отчетности: это кропотливая работа, требующая усидчивости, концентрации внимания. Однако ее результаты помогают понять, насколько эффективен и рентабелен проект, и повысить качество работы. В конце Елена уделила внимание важности посещения дополнительных образовательных мероприятий, в частности по развитию бизнеса и тайм-менеджменту, чтобы прокачивать необходимые навыки.
В другой день на тренинге «Финансы и юнит-экономика. Как посчитать стартап», который провела доцент кафедры экономики и предпринимательства ТЭФ ТГПУ Оксана Анатольевна Нестерова, студенты узнали, что юнит – это единица товара или услуги, продаваемая компанией и приносящая доход, а юнит-экономика позволяет рассчитать соотношение выручки и расходов и понять прибыльность бизнеса. Данные расчеты необходимо проводить как до момента запуска бизнес-проекта, так и во время: первоначальные данные могут не совпадать с действительностью.
На примере трех стартапов участников Акселератора – «Умный костюм для отслеживания состояния здоровья», «Сайт с тестированиями для помощи в профориентации», «Виртуальный ассистент для социальных инвалидов» – были проведены расчеты, которые показали рентабельность будущих проектов.
Сначала лидеры команд предположили, какое количество жителей России могут стать потенциальными клиентами их услуги, после чего посчитали конверсию, то есть приблизительную долю людей, которые станут реальными покупателями. Далее были проведены подсчеты того, сколько один клиент может приобрести продукции, какова средняя цена товара или услуги, какие могут быть по стоимости затраты на продажу товара, сколько будет потрачено на маркетинг и каково среднее число сделок на одного покупателя за весь период его жизни. После того, как были проведены подсчеты и получены показатели маржинальности проектов, стало понятно, что самой рентабельной идеей из предложенных является «Умный костюм для отслеживания состояния здоровья».
Через две недели все полученные за время участия в Акселерационной программе ТГПУ знания студенты смогут продемонстрировать на защите своих стартапов перед представителями экспертного жюри. А до этого их ждет еще ряд интересных мероприятий, о которых мы расскажем на ресурсах ТГПУ!