Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

СурГПУ расширяет горизонты научного сотрудничества

В Томском государственном педагогическом университете начал работу Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», организованный при поддержке Минпросвещения России, Ассоциации развития педагогических университетов и институтов и Московского педагогического государственного университета.

Разнообразна география форума, в котором принимают участие руководители образовательных организаций, педагоги, научные работники, студенты и аспиранты, социальные партнёры школ из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Казани, Чебоксар, Ульяновска, Таганрога, Челябинска, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Китая, также стран СНГ.

Форум задает новый формат обсуждения проблематики педагогического образования, формирует новый взгляд на образование и новые компетенции, грамотности; создает форсайт коммуникаций, диалога для определения эффективных практик и образа будущего образования.  Форум проводится в различных форматах: конференции, круглые столы, дискуссионные площадки и мастер-классы, всероссийское родительское собрание.

В этом контексте 19 апреля, в первый день работы форума, состоялась Международная конференция «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0», где были рассмотрены новые ключевые компетенции для формирования нового педагогического мышления и обеспечения качества жизни. В первый день проведена площадка «Общероссийское родительское собрание «ЕГЭ – 2021 для родителей», на которой шло обсуждение ключевых вопросов организационного и содержательного плана родительским сообществом, обучающимися, педагогами. Активно работали на площадке родители обучающихся МБОУ СОШ №9 г. Сургута.

На открытии форума гостей и участников приветствовали представители министерства, ректоры ведущих педагогических вузов.

В рамках второго дня конференции Форума проведено пленарное заседание, спикерами которого выступили: Толстикова Екатерина Андреевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации; Лубков Алексей Владимирович, д-р ист. наук, ректор Московского педагогического государственного университета, президент Ассоциации развития педагогических университетов и институтов; Антонов Сергей Степанович, заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ; Круглинский Игорь Константинович, заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: Представитель ФГБУ «Федеральный центр тестирования», которые отметили важность и значимость проведения Форума как эффективного формата для  анализа системных изменений и определение перспектив развития педагогического и общего образования.

Значение и роль педагогического образования, его воспитательный потенциал для современного и будущего поколения отметили Макаренко Андрей Николаевич, д-р физ.-мат. наук, ректор Томского государственного педагогического университета, Засыпкин Владислав Павлович, д-р социол. наук, ректор Сургутского государственного педагогического университета, Замятина Оксана Михайловна, к.тех.наук, ректор Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Основные направления работы форума отражены в таких ключевых темах, как актуальные компетенции педагога XXI века; инновационные технологии и эффективные образовательные практики; открытое образовательное пространство в цифровую эпоху; психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и молодёжи; детство как развивающийся феномен в культуре, науке и обществе; когнитивно-дискурсивные и методические проблемы лингвистики; литературоведение и литературное образование; всеобщая история; археология и этнология; история России как предметная основа в педагогическом образовании и т.д.

Пленарные доклады отражали ведущие контексты современных «вызовов» в обществе и образовании, в том числе и доклад профессора кафедры ПиСО Егоровой Г.И. «От новой грамотности педагога – к новым экопрофессиям в образовании. Экосистемный подход».

СурГПУ как единый научный коллектив, активно включился в работу форума, что позволило организовать на базе вуза дискуссионную площадку «Инновационные процессы в обучении и воспитании: теория и практика», где коллективом преподавателей кафедры педагогического и специального образования – Бобровой А.А., Болгаровой М.А., Коротовских Т.В., Ниязовой А.А., Саватеевым Г.О. и кафедры теории и методики дошкольного и начального образования – Абрамовских Н.В., Абашиной В.В., Араслановой А.А., Синебрюховой В.Л., Филипповой А.Р. представлены основные результаты научных исследований в области общего, профессионального и специального образования, а также опыт педагогической деятельности по подготовке будущих учителей в условиях СурГПУ. В докладах нашли отражение как общие подходы к разработке образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, так и характеристика конкретных методов и технологий формирования современного педагога, готового к применению инновационных подходов для решения задач профессиональной деятельности. Участники дискуссионной площадки пришли к единому мнению, что подготовка будущих педагогов должна быть ориентирована на кардинально новые, адекватные современным требованиям механизмы реализации образовательного процесса в вузе.

В резолюцию форума внесены следующие предложения:

  1. Содействовать расширению участия профессиональных сообществ, образовательных организаций, реализующих инновации.
  2. Разработать меры повышения социальной привлекательности профессии педагога через совершенствование технологий и форм организации профориентационной работы с молодежью, организацию конкурсов профессионального мастерства, популяризацию инновационного опыта лучших педагогов и лучших образовательных практик педагогических вузов.
  3. Содействовать сетевому взаимодействию по распространению успешных инновационных практик по созданию региональных социально-экологических образовательных кластеров.

Оргкомитет международного форума высказал слова благодарности СурГПУ за четкость в организации платформы, интересные инновационные разработки, которые вызвали живой отклик и обсуждение у всех участников форума.

По итогам работы дискуссионной платформы, организаторы форума предложили продолжить практику сетевого взаимодействия педагогических вузов России для обсуждения ключевых проблем педагогического и специального образования.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER