Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Вуз в СМИ
  • Эксперты круглого стола Мастерской управления «Сенеж» обсудили особенности воспитания при переходе на «удаленку»

Эксперты круглого стола Мастерской управления «Сенеж» обсудили особенности воспитания при переходе на «удаленку»

Воспитание должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в любом учебном учреждении, при этом ключевая роль в этом процессе отводится педагогу, который должен стать личным примером для своих учеников.

К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Среда обучения: воспитательный потенциал урока». При этом они отметили, что переход на дистанционное обучение и отсутствие личного контакта требует правильного использования современных технологий для воспитания школьников.

Круглый стол состоялся в пятницу, 4 декабря, в информационном агентстве РИА «Томск». В нем приняли участие слушатели онлайн-курсов «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», участники проектов и конкурсов платформы, представители органов региональной власти, руководители и педагоги общеобразовательных организаций и вузов. Как отметила в ходе круглого стола директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова, вступившие в этом году изменения в Федеральный закон «Об образовании» усиливают важность воспитательного процесса и требуют внедрения воспитательной составляющей в ежедневный образовательный процесс на всех уровнях образования – от детского сада до вуза.

«В действующих стандартах существует компонент воспитательной работы, он пронизывает содержательно стандарты по всей предметной линейке. Это масштабная работа министерства, в рамках которой уже разработана примерная программа воспитания в школах. Опираясь на эту программу, с начала учебного года свыше 17 тыс. школ активно внедряют свои рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Это самая широкая палитра интересных активностей для школьников разных возрастов. И здесь в этот период для нас очень важно мнение практиков, важно в этой работе сохранить имеющиеся позитивные традиции в каждой образовательной организации в регионе. Необходимо, чтобы эта работа не приводила к росту отчетности у педагогов и потере содержания. В реализации целей, сформированных Президентом, и погруженных в документы стратегического планирования мы видим возможности обновления содержания, разработку новых форм и методик, повышение квалификации кадров, создание мотивирующей среды для всех участников образовательного процесса, создание условий доступности и качества образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности», – сказала Наталия Наумова.

Эксперты отметили, что в условиях перехода на «удаленку» педагогам требуются новые компетенции, чтобы не просто передать знания, но и успешно воспитывать. На выявление таких практик направлен конкурс «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей».

«Конкурс «Учитель будущего» стартовал в прошлом году и объединил более 39 тысяч педагогов. В концепцию конкурса была заложена идея единства, что педагог является носителем знаний, обладает психолого-педагогическими навыками и гибкими компетенциями, чтобы эти знания можно было передать учащимся. Особенно в условиях «дистанционки» хочется отметить, что передача информации возможна от машины к человеку, а формирование ценностей – только от человека к человеку. Воспитательная работа является одной из ключевых в работе педагога. Конкурс был направлен как раз на то, чтобы оценить, как педагоги работают с этим», – отметил руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.

Он напомнил, что в ноябре по инициативе победителя одного из проектов платформы «Россия – страна возможностей» был запущен студенческий трек «Учитель будущего. Студенты». В нем смогут участвовать как студенты педагогических вузов, так и студенты других направлений, которые хотят связать свою жизнь с преподаванием. В конкурсе особо внимание будет уделено новым формам воспитания.

В условиях дистанционного обучения учителям особенного важно не только передавать ученикам знания, но и делать это таким образом, чтобы через обучение развивать в учениках самостоятельность, ответственность и другие важные качества. Научиться этому можно благодаря разработанному Мастерской управления «Сенеж» онлайн-курсу «Среда обучения», доступ к которым открыт для всех педагогов до конца года.

«Отвечая на возникший запрос учительского сообщества на дистанционные программы, мы создали онлайн-курс «Среда обучения». Основной целью курса является разработка таких образовательных технологий и инструментов, которые позволят создать адаптивную образовательную среду. В ее рамках происходит воспитание личности независимо от того в каком формате идет образовательный процесс – онлайн или офлайн. В рамках курса участники узнают, как проводить исследование и выявлять возможности и потребности класса, что включает в себя дизайн образовательного опыта, из каких элементов состоит адаптивная образовательная среда, как интегрировать геймификацию в образовательный процесс, рассмотрят различные онлайн инструменты и точки их приложения, и самое главное – познакомятся с методиками оценки эффективности своего образовательного и воспитательного продукта», – рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно— аналитического центра «Научно-образовательная политика», сказал, что «включение вопросов воспитания в образовательные программы школ, техникумов и вузов – это стратегический вызов для всей системы образования».

«Возможность сформировать единую государственную систему воспитания, в которой в единой большой команде будут школьные учителя и университетские преподаватели, региональные и федеральные власти. Объединяющая миссия Мастерской управления «Сенеж» в данной задаче исключительно важна, потому что для подобной дискуссии федерального масштаба нужны авторитетные лидеры, удобная площадка, хороший коммуникационный потенциал. Всё это есть в «Сенеже», – рассказал Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

По словам начальника департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, сибирский регион имеет хорошие практики по формированию школах воспитательной среды.

«Мы сформировали подходы, которые будем реализовать в ближайшей перспективе. В первую очередь, это работа с педагогами в части выстраивания программ воспитания. Появятся модули в курсах повышения квалификации для наших педагогических работников вне зависимости от предмета, который они преподают, связанные с этим направлением. Также нужны специальные курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, которые должны создавать благоприятную комфортную среду для детей в школе», – рассказала Ирина Грабцевич.

Она отметила, что в Томской области также реализуется ряд программ, связанных с воспитанием детей в школах, прежде всего, патриотической направленности. Так, в регионе совместно с Русским географическим обществом создана школьная лига, в рамках которой школьники изучают историю родного края, посещая памятные места.

В ходе круглого стола эксперты отметили роль вузов в организации воспитательной среды в школах. Как отметил ректор Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Андрей Макаренко, воспитание и образование неотделимы друг от друга.

«Это звенья одной цепи, важна связь высшего, общего, профессионального образования, дополнительного образования. И особенно важно, чтобы воспитание происходило в среде. А она складывается из маленьких элементов – поведения учителя, поведения родителей, которые очень серьезно включаются в этот процесс, и других. И когда мы говорим о воспитании, мы понимаем, что мы должны сформировать среду, которая будет воспитывать в том числе и будущего учителя, который придет в школу и будет поддерживать и участвовать в создании среды в школе. И, наверное, очень важно оценивать важность личности: когда учитель делает одно, говорит другое, – это сказывается не лучшим образом на процессе воспитания. Важно быть честным – по отношению к себе, окружающим – и учитывать, что твое поведение серьезно откладывается в ребенке. Важно взаимопонимание между учителем и школьником», – рассказал Андрей Макаренко.

ТГПУ запустил пилотную версию курса «Основы воспитательной работы», который позволит выстроить систему воспитательной работы и включить в нее всех обучающихся в вузе. В этом учебном году это курс стал обязательным для всех студентов.

«Мы должны научить молодого человека, который пришел из школы в вуз, как работать с детьми в течение всей жизни, и не только во время своей профессиональной деятельности. Важно научить компетенциям, которые будущему специалисту необходимы, дать миропонимание, мироощущение, а также незыблемые общечеловеческие и гражданские ценности, чтобы он с этим вышел к детям в школу и был личным примером. Педагогический университет должен быть, своего рода, концентратором, и связующим звеном между всеми участниками воспитательного процесса – детьми, учителями, родителями, старшим поколением», – отметил проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Насонов.

Немаловажным в воспитании является правильное использование современных технологий, особенно при переходе образования в дистанционный формат, отметила директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения школа «Перспектива» г. Томска Ирина Сахарова.

«В условиях дистанционного обучения и гибридного образования, подходы остаются те же самые: профессионализм учителя, предметное содержание, привлечение в учебную деятельность в режиме онлайн всевозможных ресурсов, выход на новые образовательные площадки, в том числе и на площадки сетевых партнеров, посещение виртуальных выставок и музеев... Конечно, когда смотришь на ребенка не через экран, можешь своими жестами, мимикой, показать своё отношение, воспитывает ведь не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в этой деятельности, при личном взаимодействии учителя и ребёнка, и идёт процесс воспитания, а когда через экран – это намного сложнее. Учителя используют новые форматы: стрим – когда в условиях реального времени учитель комментирует, а дети в чате задают вопросы. Тут уже выстраивается цепочка, учитель выступает тьютором. В учебный процесс новая технология хорошо ложится», – отметила Ирина Сахарова.

По словам учителя начальных классов томской школы №49, ассистента кафедры педагогики и методики начального образования института детства ТГПУ, участницы онлайн-курса «Среда обучения» и полуфинала конкурса «Учитель будущего» в Сибирском федеральном округе в составе студенческой команды Ольги Чубыкиной, дистанционный формат обучения открыл новые возможности для воспитательной работы как со стороны учителя, так и со стороны родителей.

«Конечно, в этот период мы были лишены такого мощного воспитательного ресурса, как групповая работа, однако хорошей альтернативой стала идея создания общего творческого продукта в онлайн-режиме, в интернет пространстве – например, какого-то видеоролика, презентации и так далее. Несмотря на дистанционный режим, детям приходилось обсуждать, советоваться, чтобы продукт был единым и общим. Конечно, нужно было договариваться с учениками об особенностях поведения в интернет-пространстве, в чатах, также помнить об обратной связи, использовать разные формы рефлексии. Важным стало привлечение родителей в общую деятельность с детьми, и дистанционный формат оказался более гибким в этом плане, несмотря на все трудности», – поделилась Ольга Чубыкина.

Как отметил заместитель директора Центра патриотического воспитания ТГПУ, учитель истории и обществознания лицея №7 г. Томска, участник конкурса «Учитель будущего» Глеб Балабаев, в воспитательный потенциал не зависит от преподаваемого предмета и может работать на каждом уроке.

«Современные компетенции – креативность, умение работать в команде, критическое мышление, функциональная грамотность – все это воспитательные моменты. И это все мы можем делать на каждом уроке – математики, физкультуры и так далее. На уроке математики мы можем готовить к работе в команде, в социуме, можем учить общаться с людьми – особенно современное поколение Z, которое «живет» в интернете и личное общение для них проблемно. То есть воспитательный момент мы можем включать на каждом уроке», – подытожил Глеб Балабаев.

Фото пресс-службы Мастерской управления «Сенеж»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER