Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Вуз в СМИ
  • Быть ли в школе «Основам религий»? Введение новой дисциплины вызвало споры

Быть ли в школе «Основам религий»? Введение новой дисциплины вызвало споры

Курсы с зубодробительными аббревиатурами ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России») вошли в обязательную школьную программу в 2012 и 2015 годах, соответственно. Последующие годы там и сям светскую общественность брали на испуг прогнозами вроде «православие внедрят вплоть до выпускного класса». И вот сюрприз: в 2019-м был представлен проект нового образовательного стандарта, и тут уже встревожился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. И до такой степени, что раскритиковал проект, ратуя не только за себя: «...из ОРКСЭ исключены Основы православной культуры и другие предметы по основам религиозных культур ислама, буддизма, иудаизма».

...и 12 «буддистов»

Тем временем по стране проходят конференции, так сказать, осмысляющие семилетний опыт ОРКСЭ в светской школе. Разумеется, с учетом проекта нового стандарта и не без оглядки на недоумение представителей конфессий.

Напомним, «Основы...» - это один урок в неделю в четвертом классе. То есть всего 34 часа. На выбор (родительский) один из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», либо «Светская этика», либо основы одной из традиционных религий России - православия, ислама, буддизма, иудаизма. Упрощенно модули называют «основы религий», но министерство уточняло: «основы религиозных культур» - курс культуроведческий, светский. В государственной школе по-другому никак: Конституцию нарушишь.

Леонид Кацис из Центра библеистики и иудаики РГГУ, выступая на пресс-конференции в Интерфаксе, дал «почувствовать разницу» между светским и несветским. Скажем, икону можно понимать и как просто изображение женщины с младенцем; и поглубже, как Богоматери с Иисусом; и еще глубже - разбираться, как изображение понимают, допустим, православные, а как - католики. Все это уровни культурные, интеллектуальные; светскую школу смутить не должны. А вот, допустим, богословие иконы - другое дело, приобщаться к нему нужно в школе религиозной.

Как комментирует Роман Светлов, директор Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, вводился курс «Основ...» из благих побуждений. В 1990-е из системы образования формально изъяли функцию воспитания (будто такое возможно), и как бы в противовес этому в 2010-х годах новый школьный предмет должен был послужить «знакомству с историческими и культурными основами, на которых строится российская цивилизация и государственность», говорит профессор.

Петербург обычно с азартом становится экспериментальной образовательной площадкой, но «религиозных культур» сторонился до последнего. Как вспоминает начальник отдела городского комитета по образованию Анна Грубская, внедрение курса поначалу шло непросто. Однако последние лет пять, по ее словам, вопросов, а тем более претензий, от родителей не поступает. «Система выстроилась».

Сейчас «система» такова. В Петербурге почти одинаковая доля четвероклассников проходят «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» (34 - 35%). «Светская этика» несколько уступает: 29,8%. Исламскую культуру выбирают 0,28% петербургских учеников, иудейскую - 0,07% (32 человека), буддистскую - 0,02% (12 человек).

Догадываемся, что тех же мусульман в Петербурге несколько больше, чем процент изучающих культурные основы этой религии. Но Анна Грубская поясняет:

- Родители, будучи православными или мусульманами, понимают, что курс не изучение религии. Это изучение культуры. Были родители, которые нам так и говорили: «Религия - это в рамках семьи». Поэтому выбирают чаще курс о мировых религиях в целом либо светскую этику.

Правда, непонятно, почему такая установка родителей не распространяется и на «православный» модуль. Как сообщает директор гимназии № 209 («Павловская») Дмитрий Ефимов, в его школе «50 - 60% детей предпочли «Основы православной культуры», на втором месте - «Светская этика».

В комитете по образованию уверяют: даже если какой-нибудь модуль выберут 1 - 2 человека, его будут преподавать. К примеру, можно объединять в группы отдельных детей из разных школ, говорят чиновники: «Варианты разные. Наша задача - дать возможность выбора».

Представить себе, как школьный автобус собирает по разным микрорайонам, а то и районам редких любопытствующих до буддистской культуры ради одного урока... Ну, положим, можно напрячь фантазию и допустить такое в крупных городах. Леонид Кацис мыслит шире, масштабами страны. И признается: ему трудно вообразить, как в регионах, где большинство населения православные или мусульмане, школа потратится ради одного ученика на отдельного педагога по культуре иудаизма.

Чтобы учителю не грубить, заповедь не нужна

Новый ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан не высказывался по поводу возможного изъятия из ФГОС «православного» модуля. Однако призвал к «научному объективизму»:

- В начальной школе у детей мировоззрение еще не сформировано, ребенок проникается личностью преподавателя, и от него очень многое зависит. Если учитель обладает научным объективизмом, тогда учащийся получит достаточно грамотное представление о традиции, в которой сам воспитан, и о традициях других конфессий. Но если объективизма нет, то есть опасность, что какая-то одна традиция будет преподнесена аудитории с большей симпатией.

Вообще же РПЦ высказала свою позицию еще в самом начале введения «Основ...»: ребенку сначала надо бы изучить свою традицию, прежде чем знакомиться с «соседскими». Отсюда и нынешнее смущение по поводу «мировых религиозных культур» без возможности прицельного знакомства с конкретной.

Хотя воскресные школы вообще-то никуда не делись.

Для Леонида Кациса само соседство «религиозной культуры» и «светской этики» в названии курса странно. Он своим студентам постоянно напоминает: этика - только одна из философских систем и может вообще не привязываться к религии. Трудно себе представить общество, живущее по принципам «убий», «укради» и «лжесвидетельствуй». «Чтобы учителю не грубить, не требуются какие-то заповеди». А этика религиозная основана на вероучении конкретной конфессии либо на символе веры.

В Петербурге недавно прошла всероссийская конференция «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР». В названии указана одна из главных трудностей существования «религиозных культур» в школах. Кадры.

По признанию экспертов, теология (напомним, ВАК, Высшая аттестационная комиссия, признала ее научной специальностью) преподается во многих вузах, но мало где - для педагогов. И пока на уровне педагогического бакалавриата подготовка учителей, компетентных в «религиозных культурах», не задалась. Несколько лучше обстоит дело с магистратурами.

В Научно-образовательной теологической ассоциации (она объединяет в числе прочего представителей разных конфессий) обдумывают: как создать «теологическое поле в светском образовательном пространстве». Так говорилось на одной из недавних конференций. А председатель ВАК, ректор РУДН Владимир Филиппов формулировал: конфликты возникают от незнания, непонимания и неуважения традиций религиозных конфессий, и надо в первую очередь их узнать, затем понять, а после и проникнуться к ним уважением.

Словом, казалось бы, все идет к расширению «религиозных культур» в школе. И при этом - возможное изъятие конкретных модулей из проекта образовательного госстандарта и желание «подвести итоги» реализации нынешнего курса «Основ...».

Но как измеришь его успешность? Оценок в нем нет. Опрашивать учеников и родителей? Отслеживать комментарии под текстом проекта стандарта образования?

- Задачи курса позитивные, конструктивные, но способы их достижения нуждаются в общественном обсуждении, - полагает Сергей Аванесов, завкафедрой теологии Новгородского госуниверситета. Аванесов раньше преподавал в Томском госуниверситете и Томском педагогическом университете, а этот город как раз и был экспериментальной площадкой введения «Основ религиозных культур и светской этики». По словам Аванесова, некоторые сложности, проявившиеся вначале, актуальны до сих пор.

...Первый замминистра просвещения Павел Зенькович заявил, что курс «еще будет дорабатываться, я бы не стал называть проект окончательным решением. Мы знаем мнение РПЦ и общественников, тоже будем рассматривать, чтобы вернуть эти модули, как было до этого...».

Примечательно: причины, по которым эти модули из проекта образовательного стандарта изъяли, официально не названы, но догадаться о них можно - нехватка кадров, нехватка компетентности, разделение класса по разным «религиозным модулям»: именно что разделение, а не объединение... И эти причины вообще-то никуда не делись.

С.-Петербургские ведомости

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER