Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Вуз в СМИ
  • Профессор Марина Гурьянова: «С сельской школой надо считаться, а не бороться»

Профессор Марина Гурьянова: «С сельской школой надо считаться, а не бороться»

День сельской школы Карелии. 8 февраля 2019 года. Фото Марии Голубевой

В последние несколько недель за решением будущего сельских школ Карелии наблюдают не только у нас в республике, но и далеко за её пределами.

Не остались в стороне от наших событий и учёные, которые занимаются проблемами образования в сельской местности в разных регионах большой России.

Вот что они пишут.

Марина Гурьянова, доктор педагогических наук, профессор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии наук, Москва:

Когда же наша власть осознает, что малочисленные сельские школы – специфическая особенность многих регионов России, с которой надо считаться, а не бороться, обрекая детей на отрыв от родителей, а сельскую глубинку – на истощение?

Галина Котькова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией сельской школы Орловского государственного университета, Орёл: 

Горько и обидно осознавать, что хотят загубить то чистое и светлое что ещё осталось в сельских школах. Где дети ценят взрослых и традиции, где школа – общий дом, как в нашем детстве, а не тюрьма как в современном мире, где отбыли день, зачеркнули в календаре – и хорошо.

Елена Сартакова, доктор педагогических наук, профессор Томского государственного педагогического университета: 

С интернатами беда. У нас они есть только далеко на Северах. Дети там мучаются, поэтому родители стараются переехать в центральные поселки, где есть школа, а остаются маргиналы и люмпены. Их детям зачастую лучше в интернатах. Это, конечно, ужас.

Второй аспект подвоза – это то, что детям  обязаны оказывать не только услуги по реализации федерального компонента, но и внеурочной деятельности и дополнительного образования. Последнее детям на подвозе оказать трудно.

В диссертации О.А. Исаковой  «Индивидуальная образовательная траектория школьника как средство достижения личностных результатов» (2015 год, Санкт-Петербург. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике ) раскрыт вопрос об организации профильного обучения при помощи ИОП (индивидуальная образовательная программа). Мы используем различные модели организации профильного обучения при помощи ИОП, в первую очередь смешанную: классно-урочная+ сетевая+ дистанционная+ разновозрастная+…  Особенно актуальны такие аспекты как разновозрастные классы (10+11), в которых при помощи электронного обучения выводятся 4 уровня преподавания: 10 класс (база, профиль), 11 класс (база + профиль). Оборудованные школы позволяют это делать. А ведь еще есть порталы для организации не только уроков, но и внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Антонида  Лукина, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского Федерального Университета, Красноярск:

Прочитала материалы карельских СМИ о реорганизации сети образовательных организаций. Грустно… Крылов вспоминается: «А Васька слушает, да ест». Я ведь сама начинала в деревне. Мы учились вместе 1 и 3 классы с утра, а когда учились 2 и 4 классы – не помню. Наверное, с обеда. Помню, какими взрослыми нам казались третьеклассники.

А потом в 3-м классе мы из деревни уехали, а мои одноклассники в 5-й класс ходили пешком или на попутках в соседнее село за пять километров в школу. Кстати, из той школы вышел бывший ректор нашего университета (Красноярский государственный университет – З.Е.), потом его в Министерство взяли, потом в РАО.

Как прошел ваш День сельской школы? Чиновники были? С людьми говорили?

Когда решение властями принято, отменить его очень трудно. Не любят у нас чиновники от своих решений отказываться. Только вместе с должностью.

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ:

Руководители образования республики на круглом столе были. Надеюсь, они поняли, что с людьми говорить нужно. И советоваться надо. И выслушать даже то, что не нравится.

Надеюсь, что, услышав и поняв друг друга, мы сможем вернуть Карелии репутацию продвинутого в образовании региона, создадим действительно эффективную современную систему образования, адекватную как вызовам глобализации и федерализации, так и нашим региональным природно-географическим, социально-экономическим, этнокультурным особенностям. Карелия – территория уникальная. Здесь всё особое, всё неповторимое.

Интернет-журнал «Лицей»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER