Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Партнерские отношение ТГПУ и Университета мира (Хиросима, Япония)

 Первое сентября - не только праздник знаний. Для всего мира эта дата является еще и напоминанием о начале Второй мировой войны (которое произошло 70 лет назад). Именно поэтому в российских школах в этот день проводятся уроки мира. На один из таких уроков в обычную томскую школу приехала гость из Японии – профессор Института мира при Хиросимском университете Аями Накайя.
Профессор была приглашена коллегами с кафедры философии и социальных наук и прибыла в Томск с целью проведения сравнительного исследования педагогики мира в Японии и России. Сотрудники кафедры философии и социальных наук имеют традицию давнего сотрудничества с учеными Хиросимского института мира. Так, в течение последних двух лет на базе Томского государственного педагогического университета проходили совместные международные конференции с участием гостей из Японии и Колумбии и коллег из других томских вузов, посвященные исследованиям мира и миротворческому дискурсу. В рамках прошлогодних встреч профессор М. Мацуо, директор Института мира, выступил на английском языке перед преподавателями, студентами ТГПУ и всеми желающими с серией докладов, посвященных тематике становления исследований мира как академической дисциплины и исследованиям феномена войны. Российские граждане пока еще мало знакомы с миротворческими пацифистскими движениями и, тем более, с научными исследованиями, посвященными поиску средств достижения мира и ненасилия, распространенными за рубежом. Тем не менее, первый опыт миротворческих исследований и миротворческого образования имеется уже и в России: при историческом факультете ТГПУ открыта новая специализация «исследования мира» и сотрудниками кафедры философии и социальных наук совместно с коллегами издано первое учебное пособие такого рода – «Международный опыт исследований мира».
Этой осенью гостьей ТГПУ оказалась очаровательная профессор, изучающая вопросы воспитания толерантности и привнесения в педагогику миротворческих установок в странах Юго-Восточной Азии.
Знакомство с системой воспитания толерантности в России для профессора Накая началось с Урока мира в Богашевской средней школе им. А.И. Федорова. Выбор школы был неслучаен: богашевская школа имеет богатый опыт по адаптации детей беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов из Чечни, стран Центральной Азии и Закавказья к российской образовательной и культурной среде. Начиная с 1996 г. Богашевская школа выступает в роли своеобразного плавильного котла, где детям различных национальностей прививается чувство общероссийской гражданской сопряженности. 
Учителя ведут воспитательную и образовательную работу с детьми 27 национальностей, именно поэтому одним из магистральных направлений развития школы выбрано воспитание толерантности, а сама школа получила второе название как школа Толерантности и выступила в качестве исследовательской площадки грантового исследования при поддержке РГНФ.
Госпожа Накайа с радостью отметила, что ни учителя, ни ребята не разделяют друг друга по национальному признаку. На праздничной линейке внимание было уделено всем. Складывалось ощущение, что это – одна большая семья, с радостью встретившаяся после летней разлуки.
Профессор Аями Накайа посетила урок мира в 10 классе. В ходе урока на примере судеб простых детей из России, Японии и США учителя и дети попытались показать, как важен мир и как необходимы совместные усилия, в том числе и детей, по его достижению.
Далее в школе прошел «круглый стол», в ходе которого учителя, отвечая на вопросы японской гостьи, раскрывали специфику воспитания толерантности в процессе обучения таким предметным дисциплинам как история, литература, география и ОБЖ. Профессор стремилась определить соотношение роли и усилий государства и личности учителя в воспитании толерантности среди российских учащихся, заметив, что в Японии государство уделяет большое внимание воспитанию миротворческих установок у детей в ходе учебного процесса через интерпретацию исторических событий. Накайя отметила, что в японских учебниках открыто осуждается милитаристская политика императорской Японии во время Второй мировой войны и высказывается сожаление и признание вины по отношению к населению стран Юго-Восточной Азии, которое пострадало от военного насилия.
На следующий день кафедра организовала для госпожи Накайи встречи с преподавателями и студентами Томского государственного педагогического университета.
На встрече с преподавателями обсуждалось содержание совместного учебного пособия по исследованиям мира, предназначенного для использования как в вузовском, так и, особенно, в школьном образовании. Госпожа Накайя провела серию интервью с преподавателями кафедры и сотрудниками других вузов с целью дальнейшего описания и анализа миротворческой педагогики и ее возможностей в России.
В беседе со студентами-культурологами профессор описала систему японского среднего и высшего образования и сделала акцент на описании в японских учебниках истории с пацифистских позиций истории Новейшего времени и, особенно, периода последней мировой войны. 
В этот же день госпожа Аями встретилась со старшеклассниками гимназии «Логос», ее директором и учителями. Школьникам было интересно узнать о системе японского образования, японском характере, японских культурных особенностях и, конечно же, о японских мультфильмах и неформальных движениях японской молодежи. Многие из присутствующих на вопрос профессора из Японии о самых сокровенных желаниях выразили надежду когда-нибудь побывать в Японии.  
В пятницу кафедра провела дружеское прощание с гостьей. Были высказаны пожелания о дальнейшем совместном сотрудничестве и творческих встречах.
На память Аями Накайа увезла с собой сувенир – деревянную подкову как символ мира, счастья и достатка.
Желаем профессору успешного завершения исследования, а кафедре – новых интересных гостей.



 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER