Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Абитуриент 2010!

Что вы можете сказать о содержимом капли воды, взятой, например, из р. Ушайки, или р. Томи, или из бочки с водой на даче? О тине возле берега реки, изумрудно-зеленой, ласково-мягкой, приятно обволакивающей ноги, когда с удочкой или просто, чтобы искупаться, мы заходим в воду? А что это за зеленый налет на каменной стене, по которой стекает дождевая вода, на тротуаре возле домов после продолжительных теплых дождей? Наши студенты-второкурсники уже знают, что если чуть-чуть этого налета поместить в каплю воды на предметном стекле и рассмотреть его под микроскопом, то взору наблюдателя откроется целый мир микроскопических существ: сине-зеленые «водоросли», которые на самом деле никакие не водоросли, а цианобактерии разных видов, одноклеточные зеленые водоросли (настоящие водоросли), пиннулярии, навикулы и другие диатомовые водоросли (тоже настоящие водоросли) – то остроконечные, как иглы, то строго прямоугольной форы, то прозрачные (это их оставшиеся оболочки), то коричневые (это пока еще живые организмы).
Капля воды из водоема или из бочки с водой, простоявшей бессменно все лето, по богатству жизни нисколько не уступит зеленой «краске» на стене: под микроскопом видно, что, помимо пресловутых инфузорий, в ней размножились в огромных количествах эвглена зеленая или хламидомонада. Последняя, ввинчиваясь в воду, как штопор, стремительно перемещается к тому месту, которое лучше освещено. Эвглена зеленая чуть уступает ей по скорости передвижения, ведь у нее только один жгутик, а у хламидомонады их – два. Кстати, кто же они такие, эвглена и хламидомонада? Растения или животные? Ботаники их изучают, зоологи изучают. И на этот вопрос наши студенты знают ответ: организмы, подобные хламидомонаде и эвглене, - переходные, эволюционный «мостик» между царством растений и царством животных.
Тина…Под микроскопом хорошо видно, что она из себя представляет…Впрочем, это долгий разговор. Поступайте к нам на факультет и узнавайте, какие растения входят в ее состав, как они питаются, размножаются, спасаются от засухи при пересыхании водоема, от зимних холодов. Поступив, вы узнаете, что тростник, кувшинки, водяные лилии – вовсе не водоросли, хотя и живут в воде...
А грибы! Они ведь не растения, и под микроскопом, да и без него, хорошо видна их многоликость. Желтые, зеленые, бурые, черные плесени, безвредные и даже полезные или, наоборот, опасные для здоровья и жизни человека; лесные обитатели, образующие плодовые тела со шляпкой и ножкой, невероятно загадочные слизевики (обратите внимание: не т.н. «слизняки» - моллюски, а слизевики) – все они принадлежат к самостоятельному царству – царству Грибов! Без участия грибов, даже самых неприятных, жестоких, порой гибельных для живых существ, земная поверхность превратилась бы в кладбище неразложившихся остатков растений, животных, других организмов. Все относительно в окружающем нас мире…Ну, это тоже другой разговор. Кстати, вопросы, если таковые появятся, в том числе и по поводу тины, вы можете задавать непосредственно декану; для этого нужно будет зайти на сайт биолого-химическогофакультета ТГПУ и найти «Вопросы декану».
Всего доброго, будущие абитуриенты, и вообще ученики, любители (и не очень) исследовать живую природу во всех ее проявлениях!
P.S. Посмотрите некоторые фотографии микроскопических водорослей, сделанные в поле зрения микроскопа студентами во время лабораторных занятий по систематике низших растений.

Микроскопические водоросли.
     


 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER