Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

В физмат Центре ТГПУ подвели итоги студенческого конкурса «Педагогическая инициатива»

В Год педагога и наставника в Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ вновь прошел студенческий конкурс «Педагогическая инициатива», нацеленный на содействие разработке будущими педагогами образовательных проектов и вовлечение их в профессиональную деятельность. В нем приняли участие студенты ФМФ, БХФ, ИФФ и ИДиА.

Конкурс «Педагогическая инициатива» был запущен сотрудниками физмат Центра в 2020 году и стал результатом многолетней деятельности по организации добровольческих педагогических практик студентов педагогического и других вузов Томска. 

Chervonny krug«Реализуя свои инициативы в Центре, будущие педагоги самостоятельно разрабатывают образовательные проекты и запускают их в работу, тем самым повышая профессиональный уровень. В рамках конкурса у них есть возможность продемонстрировать свои наработки, получить обратную связь в виде методических рекомендаций по улучшению проекта, обозначить ориентиры для дальнейшей работы, – говорит директор физмат Центра ТГПУ Михаил Александрович Червонный. – В этом году конкурс заявлен как мероприятие, реализуемое в рамках инновационного образовательного проекта «Педагогическая инициатива» – технология подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности» Федеральной инновационной площадки, которой с 2021 года является наш Центр».

В конкурсе приняли участие студенты 2–5 курсов ФМФ, БХФ, ИФФ, ФДиНО ИДиА и представили проекты, которые уже реализовывают в ходе своего обучения. Некоторые из них были выполнены студентами самостоятельно, а некоторые – в команде. 

Так, одной из инициатив стала «Исследовательская работа по химии», разработанная студентами БХФ Александрой Финичёвой и Степаном Васильевым. Это занятия с лабораторными опытами, которые помогают изучать химические явления в повседневной жизни, для школьников 7–9 классов. Идея уже была опробована студентами в рамках проектного кружка в физмат Центре – обучающимися 7 класса под руководством студентов выполняли проект «Почему вода имеет разный привкус?». Впоследствии ученики успешно выступили с разработкой на научно-практической конференции школьников в ТГПУ. Участие в подобных профессиональных пробах позволило будущим педагогам применить имеющиеся знания на практике и отработать методику проведения исследовательской работы.

Еще одним примером является командная разработка Маргариты Смирновой (ФМФ) и Татьяны Герасимовой (ФДиНО ИДиА) – курс «Математический кружок». Проект предполагает работу с детьми младшего школьного возраста, заинтересованными в изучении математики, с использованием интерактивного оборудования. Как отмечает Маргарита, разработанный курс они с Татьяной успешно ведут уже два года:

Margarita Smirnova«Данный курс был разработан таким образом, чтобы каждому ребенку было комфортно работать в своем ритме, открывая для себя новые знания из сферы математики. Хорошей площадкой для этого послужил Технопарк универсальных педагогических компетенций ТГПУ, в котором есть множество цифровых возможностей для интересного и грамотного обучения детей. Данные проекты приносят бесценный практический опыт, который, безусловно, пригодится в дальнейшей педагогической деятельности».

Студенты вуза работают и со старшеклассниками. Так, студентка ФМФ Анастасия Булько приняла участие в конкурсе с авторскими образовательными курсами «Подготовка к ОГЭ по математике» и «Углубленная математика», которые направлены на актуализацию и углубленное изучение школьного курса по математике, а также решение олимпиадных заданий. 

По мнению одной из участниц конкурса, студентки ФМФ Анастасии Герц, участие в таких проектах дает будущему педагогу более четкое понимание профессии и позволяет пополнить знаниевый багаж полезными навыками: 

Nastya Gerts«Такие инициативы хороши тем, что они совмещают в себе небольшую нагрузку и интересный формат, который позволяет использовать фантазию и опыт на максимум и дает возможность реализовать даже самые смелые решения. Все это приводит к пониманию, чем я хочу заниматься в дальнейшей педагогической деятельности и какие интересные ходы можно привнести в обычные уроки физики и математики, ведь эти предметы не самые простые для понимания школьниками. Нашей целью является формирование интереса воспитанников к предметам естественно-научного цикла через рассказ о сложных вещах простыми словами и проведение ярких экспериментов».

Воплощенные в жизнь образовательные инициативы студентов были представлены на конкурсе в трех номинациях. В номинации «Авторская разработка образовательного курса» победили проекты Анастасии Булько, Татьяны Герасимовой, Маргариты Смирновой, Алины Грица.

Лучшими «Авторскими разработками занятия» стали проекты Арины Габидуллиной, Екатерины Калистратенковой, Василия Васильева, Александры Финичёвой, Степана Васильева, Алины Павловой, Дианы Аббасовой, Никиты Пугачёва, Марии Ивановой.

Проекты-победители в номинации «Авторская разработка образовательного мероприятия» –  работы Анастасии Карпенко, Романа Грачёва, Екатерины Герасимовой, Анастасии Герц.

Самой большой ценностью конкурса «Педагогическая инициатива» является то, что уже во время обучения студенты вовлекаются в профессиональную среду, где получают педагогический опыт. Разработанные ими образовательные инициативы имеют практическую ценность – любое из представленных на конкурс занятий, курсов, мероприятий после дополнений и рекомендаций экспертов можно запускать в работу в образовательных учреждениях. Участвуя в подобных проектах, студенты отрабатывают содержательную часть своих занятий, методику их проведения и получают в реальных условиях необходимые будущему учителю профессиональные компетенции и опыт.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER