Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Пользуемся нетривиальными советами психологов ФПСО и сдаем сессию отлично!

По результатам опроса опытных студентов – готовиться к экзаменам летом сложнее, чем в зимнюю сессию. Соблазнов больше: тянет на природу, проветриться, забежать в кафе, скутеры и велосипеды томятся в ожидании. Удержать себя за конспектами и учебниками под силу только при высоком уровне мотивации или за сутки перед зачетом. Как не сбиться с пути и довести сессию до конца на отличной ноте? Рекомендациями делится доцент кафедры психологии развития личности ФПСО Елена Ивановна Черных.

Из того, что в плюс – солнце работает лучше будильника! Мелатонин проигрывает кортизолу – и сна нет. Используем дополнительное время с пользой. Как именно? Рассказываем!


  1. Готовьтесь в домашних условиях.

Не попадайтесь на уловку подготовиться к экзамену в парке или на даче. Совместить полезное с пребыванием на свежем воздухе не получится, это не даст высокую эффективность запоминания. Солнечные блики, щебетанье птичек, посторонние звуки и запахи в комплексе будут расшатывать внимание, потребуется больше усилий вернуть себя к тексту.

  1. Разнообразьте формы и методы подготовки.

Период сессии – это всегда нагрузка на кратковременную память. Один из способов уплотнения информации в нейросетях – повышение разнообразия ее форм и видов. Гуляли по Русскому музею? В первый час с восхищением рассматриваем картины Врубеля, Куинджи, Рериха, Серова… А далее уже можно сказать, что все они прекрасны, и еще через час – вы любуетесь волнами Фонтанки. В отношении учебного материала работает тот же подход.

Несколько книг по дисциплине, конспекты лекций, презентации, какие-то видеозаписи в разных стилях и форматах будут создавать дополняющий эффект, действовать как синергисты.

  1. Стройте ассоциативные ряды, проводите параллели…

Запоминается надолго эмоционально окрашенная информация, цепляющая ваши личные интересы. Попытайтесь найти значимые для себя моменты, примеры из опыта великих и знакомых, подумайте, как использовать эти знания лет через пять.

Запомнить фамилии гуру и их труды помогает знание чего-то простого и обыденного о них. Например, Григорий Иванович Россолимо – внук греческого моряка, который спасся при кораблекрушении около Одессы и остался там жить. А теперь метод «Психологических профилей» Г. Россолимо запомните? Или пошутите, представьте, как бы выглядел З. Фрейд  в Томске при 36 в тени.

  1. Используйте различные техники.

Можно, например, применить технику «припоминания» из книги «Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки» американских авторов Питера Брауна, Генри Рёдигера и Марка Макдэниэла. Эта книга – результат обобщения исследований в области когнитивной психологии, и все рекомендации имеют научное обоснование.

Суть «припоминания» состоит в обращении к ранее освоенной информации, не в повторном прочтении, а вспоминании ее. В чем новизна? В изменении последовательности! Освоение материала пойдет быстрее и глубже, если перемежать изучение нескольких взаимосвязанных тем. Примерно так: прочитали конспекты по четырем лекциям, вспомнили первую и третью, продолжаем разбирать лекционный материал и восстанавливаем в памяти содержание остальных.

  1. Немного о курсовых и практиках.

В отношении этих работ – ваш подход «сдать наскоком» не сработает. Размышляя над теорией и экспериментальным исследованием, прокачивайте и коммуникативные навыки, отправив несколько раз свой опус на проверку. В ответ от педагога вы получите замечания, с которыми проще работать. А на третий заход – определение и объекта, и предмета исследования. Великое благо вовлеченности в процесс! Но, внимание! «Курсач» или «Петрову» (ФИО преподавателя) в названии файла – явный провал.

Успехов!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER