Секрет успеха лучшего молодого преподавателя России: трудолюбие, творчество и преданность ученикам
В Год педагога и наставника аспирант и старший преподаватель ИРПО ТГПУ Анна Дмитриевна Науменко приняла участие во Всероссийском инновационном конкурсе от Национального рейтингового аттестационного агентства Росрейтинг «Лучший молодой преподаватель 20.23» и заняла призовое место.
Всероссийский конкурс «Лучший молодой преподаватель» проводится с 2011 года и собирает вместе сильнейших педагогов со всей страны. Проект способствует разработке и внедрению в учебный и воспитательный процессы инновационных образовательных технологий. В результате участия преподаватели повышают свой профессионализм, осваивают новые компетенции и повышают уровень тех, которыми уже владеют.
На первом этапе конкурса необходимо было в формате видеовизитки представить профессиональные достижения, отражающие рост участников. Сотрудница ТГПУ рассказала о том, что является советником начальника Департамента профессионального образования Томской области, преподает и руководит методическим объединением, заведует мастерской по компетенции «Электроника», выступает экспертом Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области и экспертом аттестационной комиссии ДПО ТО. В 2019 году Анна Дмитриевна стала Лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры, а в октябре 2022 – призером Всероссийского конкурса «Мастер года».
Для участия во втором этапе была подготовлена презентация «Я – наставник», в которой описана деятельность конкурсантки как наставника для студентов при подготовке к региональным конференциям, конкурсам, олимпиадам по электротехнике и чемпионату «Профессионалы» по компетенции «Электроника». Педагог поделилась инструментами, с помощью которых организуется наставническая деятельность, и достижениями студентов.
Заключительный этап состоялся в Московском финансово-юридическом университете, там преподаватель провела 20-минутный мастер-класс «Возможности для личностно-профессиональной самореализации студентов в системе профессионального образования». Студенты, работая в группах, примерили на себя роли педагогов-наставников и, выполняя кейсовое задание, построили траекторию самореализации для своего воспитанника. По словам конкурсантки, она стремилась познакомить каждого обучающегося с возможностями, которые предоставляет им система профессионального образования, и помочь с выбором собственной траектории развития. При разработке мастер-класса педагог неоднократно проверяла идею на студентах, приглашала коллег и магистрантов ТГПУ для оценки занятия. Их рекомендации и советы помогли участнице довести занятие до совершенства.
«Любой конкурс – это большой толчок для развития профессионального мастерства молодого педагога. Готовясь к конкурсам, я изучаю новые технологии, методы и приемы обучения. Это рост не только профессиональный, но и личностный. Конкурсы очень закаляют и прокачивают, в том числе навыки публичных выступлений и качество методической работы, – считает Анна Дмитриевна. – При проведении очного этапа мы имели возможность присутствовать на мастер-классах коллег из других регионов и учиться новым для себя приемам организации работы студентов. Также в рамках конкурса были организованы полезные тренинги и семинары. Немаловажным стало и то, что я познакомилась с очень интересными, амбициозными и творческими молодыми педагогами из других регионов страны».
Современные студенты отличаются от обучающихся 10 лет назад. Это связано и с использованием в передаче знаний технологий, и с новыми требованиями в учебных программах, и с изменением объема потребляемой ими информации. Педагогам необходимо соответствовать потребностям своих учеников и быть на шаг впереди, поэтому непрерывные образовательные возможности, в том числе курсы повышения квалификации, а также проверка знаний и навыков в различных профессиональных состязаниях так необходимы им сегодня. Включение в образовательный и воспитательный процессы инноваций позволит преподавателям разнообразить занятия, сделать их более эффективными, создать комфортную обучающую среду для студентов, вследствие чего можно будет наблюдать повышение мотивации последних к обучению и уровня их успеваемости.
По результатам пройденных испытаний Анна Дмитриевна стала призером всероссийского конкурса и заняла второе место. В Государственной Думе Российской Федерации прошло награждение лучших участников, которые получили благодарности за добросовестный труд, высокий профессионализм и большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения и сертификаты на бесплатное повышение квалификации в Московском финансово-юридическом университете.