Иностранные студенты ТГПУ стали участниками V Международной исторической школы
На базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским историческим обществом была проведена V Международная историческая школа. Среди 150 участников из 37 стран мира Томский Педагогический представили студентка ИФФ Айдана Ерлан из Монголии и магистрант ИРПО Войцех Михаил Урбаньски из Польши.
Уже третий год подряд иностранные студенты ТГПУ принимают участие в Международной исторической школе, куда их приглашают для углубленного знакомства с историей России, обмена знаниями и опытом, формирования международных связей. Айдана Ерлан и Войцех Урбаньски побывали на Школе в Туле и Екатеринбурге, а в этот раз посетили город Архангельск.
«По устоявшейся традиции Международные исторические школы каждый раз проводятся в разных местах. Смена локаций позволяет знакомить участников с богатейшим культурным наследием нашей страны, демонстрировать многообразие регионов России. На этот раз выбор организаторов был остановлен на Архангельске. Этот старинный приморский город издавна служил воротами России в мир, являлся центром освоения арктических просторов, откуда начали свой путь немало прославленных полярных экспедиций, – говорит председатель Российского исторического общества Сергей Евгеньевич Нарышкин. – Здесь, на берегах Северной Двины, испокон веков стояли дворы иноземных купцов. И именно на архангельских верфях молодой царь Петр загорелся идеей строительства русского флота. Сюда же в самые суровые годы Великой Отечественной войны приходили арктические конвои – символ несокрушимого боевого братства стран антигитлеровской коалиции. Сегодня Архангельск – ключевой центр российского судостроения, важный пункт Северного морского пути. Уверен, что проведенное в этом городе время оставит много ярких воспоминаний».
Участвовать в исторической школе посчастливилось 100 иностранным студентам и 50 студентам из России. Отборочный тур включал в себя написание мотивационного письма, в котором каждый участник должен был рассказать о себе, своих научных интересах и карьерных планах, а также объяснить, почему именно он должен стать частью команды.
Каждый сезон Школа предлагает разные образовательные треки, связанные с историей того региона, в котором находятся студенты. На этот раз организаторами были выбраны: «История Великой Отечественной войны», «Модернизация в истории России XVIII-начала XXI вв.», «История российской культуры», «История открытия и освоения Арктики», «Русский Север – историко-этнографическое наследие в истории России».
Студентка ИФФ Айдана Ерлан участвовала в направлении «История российской культуры», а Войцех Урбаньски – «Русский Север – историко-этнографическое наследие в истории России», ежедневная программа которых включала в себя лекционные встречи с ведущими экспертами в области истории САФУ им. М.В. Ломоносова, экскурсионные программы по музеям и достопримечательностям города, а также мастер-классы по этническому рукоделию.
Студенты посетили Музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы», Усадебный дом Е.К. Плотниковой и верфь «Поморская шхуна».
«Команды нашего трека удостоились чести посетить кафедру ЮНЕСКО, которая располагается в Северном (Арктическом) федеральном университете. Кроме студентов и сотрудников кафедры, туда попасть никто не может, но нам провели большую экскурсию и продемонстрировали работу по сохранению историко-культурного наследия стран Арктического региона. Это поистине ценный и удивительный опыт», – рассказывает Войцех.
Параллельно получению новых знаний о России участники создавали проекты. Так, команда Войцеха предложила идею по созданию сайта, на котором будет представлен весь Северный район России и отмечены важные места с предложением исторической справки. Для удобства пользователей, планирующих свое путешествие, студенты придумали добавлять к историческим меткам контактные данные экскурсоводов, которые помогут сделать тур более увлекательным и информативным.
«Когда человек планирует куда-то отправиться, он открывает карту местности и выстраивает маршрут. Но что, если это будет делать уже знающий места человек, который составит программу по имеющемуся бюджету, сопроводит и поделится своими знаниями с желающими? Ко всему этому важно добавить, что сайт будет ориентирован как на русскоязычную, так и на иностранную аудиторию, которая также хочет познакомиться с историей России», – говорит Войцех.
Команда Айданы разработала проект «Международный книжный клуб», основным инициатором которого выступила сама студентка ИФФ. Идея состоит в том, что на Интернет-платформе будут собираться иностранные молодые люди, чтобы делиться мнениями и обсуждать прочитанные произведения русской литературы.
«В настоящее время множество иностранных студентов обучаются в вузах Российской Федерации, и большая часть из них хоть и читает русскую литературу, но не имеет полного понимания ее смысла. Наш проект заключается не только в обсуждении самих произведений и их смыслов, но и в знакомстве с историей их создания и их авторами. Через различные дискуссии можно привлечь и заинтересовать иностранных студентов большим количеством писателей и литературных произведений России», – делится Айдана.
Идея команды Войцеха Урбаньски вышла в финал Школы, а участие в ней дало возможность наполниться яркими впечатлениями от посещения города, завязать новые знакомства, получить знания, а также навыки командной работы, разработки и презентации идей, которые помогут будущим педагогам в профессиональной деятельности.