Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

День повышения квалификации учителей физики в ТГПУ

На базе лабораторий Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ по инициативе специалистов Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования для учителей физики прошел День повышения квалификации. Образовательное мероприятие было организовано в рамках бюджетной программы «Формирование функциональной грамотности обучающихся при изучении физики: приемы и методы», разработанной давним партнером ТГПУ Томским областным институтом повышения квалификации работников образования. Представители разных школ региона приняли участие в лекционных встречах и практических занятиях с использованием современного цифрового оборудования.

В Томском педуниверситете встречал педагогов профессор кафедры физики и методики обучения физике ФМФ ТГПУ, директор физмат Центра Михаил Александрович Червонный:

«Руководство вуза, я и мои коллеги приложили значительные усилия, чтобы в этом и других кабинетах Технопарка появилось, помимо основного, дополнительное передовое оборудование для углубленного освоения физики школьниками и будущими учителями. Значительная его часть – цифровое оборудование: цифровые датчики и цифровые лаборатории, которые окружают нас здесь – в кабинете методики обучения физике, – сказал он. – Во второй части рабочего дня мы пройдем в еще один из кабинетов комплекса, где вы увидите несколько цифровых лабораторий и установки для исследований, которые позволяют проводить межпредметные исследования вкупе с физикой».

После приветствия Михаил Александрович провел интерактивную лекцию с демонстрациями и заданиями по теме «Цифровые лаборатории и датчики», в которой рассказал учителям об использовании датчиков в бытовых условиях, науке и образовании, а также возможностях приложения «Sensor Box» при проведении занятий по физике. Были затронуты основы Смартфоники – нового раздела в обучении физике. Так, в нашем телефоне есть специальные датчики, которые позволяют использовать гироскоп, акселерометр, датчик освещения и магнетический сенсор, а в самых продвинутых смартфонах – термометр и барометр. Практически все датчики, которые есть у нас под рукой, можно применять при проведении простых и сложных экспериментов, организовывать увлекательные уроки и мероприятия в школе.

Продолжила череду образовательных встреч доцент кафедры физики и методики обучения физике ФМФ ТГПУ, зам. директора физмат Центра Анна Алексеевна Власова. Эксперт акцентировала внимание слушателей на цифровой лаборатории по физике для учителей (STEM) с датчиками звука, тонгенератором и организовала демонстрационную лабораторную работу «Резонанс воздушного столба», показав на практике измерение длины волны и изменение звука в воде.

Зав. кафедрой физики и методики обучения физике ФМФ ТГПУ Алексей Ремович Аржаник провел практическое занятие с цифровыми практикумами по механике и электричеству. С применением первого учителя смогли измерить ускорение свободного падения тела, изучили динамику движения связанных грузов на блоке. А второго измерить электроемкость конденсатора по кривым его разрядки, индуктивность и оммическое сопротивление катушки в цепи переменного тока. Слушатели также изучили резонанс в колебательном контуре и емкостное сопротивление конденсатора в цепи переменного тока.

Как заметил Алексей Ремович, такие практикумы лучше проводить после изучения определенной темы или целого блока для закрепления пройденного материала, так как физика тот предмет, который сложно просто понять логическими рассуждениями, не имея при этом определенного базиса и знаний о естественно-научных процессах.

«По собственному опыту ведения уроков физики могу сказать, что главная особенность в преподавании такого материала заключается в том, чтобы показать ученикам красоту нашего мира в мелочах и естественных явлениях и процессах. Это можно сделать благодаря современному оборудованию, – говорит учитель физики и математики МБОУ Мирнинская СОШ Петр Геннадьевич Пчелинцев. – Сегодняшние образовательные лекции и практикумы – очень полезный опыт: было много экспериментов, которые в будущем я смогу повторить уже в своей школе со своими учениками, например эксперименты с магнитом и со звуком».

На третьем этаже Технопарка аспирант Института развития педагогического образования ТГПУ, учитель физики лицея №51 г. Томска, сотрудник физмат Центра ТГПУ Игорь Николаевич Яковлев рассказал о том, как применяются цифровые комплексы для пропедевтики знаний физики в 5-6 классах. Учителя оценили комплексы самостоятельными экспериментами и отметили важность внедрения физических знаний в начальную и основную школы.

После лабораторных работ Михаил Александрович провел экскурсию по Технопарку ТГПУ и познакомил гостей с современным оборудованием, которое может помочь как школьникам, так и учителям в углубленном исследовании явлений, изучаемых совокупностью школьных естественно-научных предметов.

Первым был продемонстрирован Интерактивный анатомический стол «Пирогов», благодаря которому можно исследовать тонкости эволюции тела, изучая системы и органы человеческого тела и рассматривая их в масштабе 1:1. Прибор «Частота восприятия человеческого уха и верхний порог слышимости» дает возможность определить верхний предел слуха человека и показать на практике, что наш слух со временем ухудшается ввиду возрастных особенностей. Впечатлила учителей установка, позволяющая создавать фигуры Хладни: посредством колебательных движений песок собирается в линии, где амплитуда колебаний близка к нулю, так получаются различные фигуры (звезда, круг и т.д.). Оборудование для определения постоянной Ридберга показало, как с помощью трубки с водородом, на которую подается высокое напряжение, можно наблюдать через дифракционную решетку (при затемненной обстановке) спектр излучения атомов водорода, так называемую серию частот Бальмера.

«Физику, представленную в школьных учебниках, можно сделать более современной благодаря приборам Технопарка, показать, как ее достижения проявляются в жизни, происходит слияние (конвергенция) наук и технологий в передовых исследованиях, понять на практике ценность проектов, которые выполнены физиками в сотрудничестве с биологами, химиками, гуманитариями и представителями социальных наук. Используя данное оборудование, наши преподаватели со студентами разрабатывают и применяют задания по развитию естественно-научной грамотности школьников», – подытожил М.А. Червонный.

В ходе образовательной программы Дня повышения квалификации в ТГПУ учителя физики получили спектр новых знаний по преподаванию предмета, а также пополнили свой инструментарий экспериментами и методами. Используя возможности Технопарка ТГПУ, которые открыты не только для педагогов и студентов вуза, можно сделать обучение физике максимально интересным для детей и привлечь в науку юных исследователей.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER