Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Сельский учитель: особая миссия

Серия юбилейных мероприятий Томского педуниверситета продолжилась празднованием Дня учителя. 5 октября в вузе работали тематические круглые столы, первый из которых был посвящен деятельности сельского учителя и его особой миссии.

Организатором круглого стола выступила доктор педагогических наук, профессор ТГПУ, директор научно-образовательного центра педагогики сельской школы Елена Евгеньевна Сартакова, которая обратилась к участникам со словами поздравления ко Дню учителя и пожелала плодотворной работы.

Несмотря на тенденцию к снижению количества сельских школ, российская сельская школа остается массовым явлением, а учителя, которые трудятся в этих учебных заведениях, – важной частью всего педагогического сообщества страны. 

«У нас много деревень, сел, аулов и других небольших населенных пунктов, в которых ежегодно работают около полумиллиона педагогов, охватывая более 22 тысяч школ. Труд каждого из этих учителей, каждого из вас, крайне важен для повышения качества образования в стране», – отметил Министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов.

Участниками круглого стола в ТГПУ стали преподаватели вуза и учителя школ города Томск и Томской области. Они обсудили, сохранила ли сельская школа свою специфику; в чем особенность профессиональной деятельности педагога сельской школы; какие существуют практики организации деятельности учителя; какое место занимает Томский педагогический университет в развитии педагогики сельской школы.

Первым спикером, рассмотревшим вопрос концептуализации сельской школы в контексте цифрового сообщества, стала кандидат философских наук, доцент ТГУ Гульнафист Алтаевна Окушова. Выступающая обозначила, что сельская школа является общеобразовательной организацией, имеющей социокультурную идентичность, обусловленную территориально и социально-экономически. По мнению Гульнафист Алтаевны, каждая сельская школа имеет свою уникальную характеристику, направленную на персональные интересы и ценности образовательного процесса. Особенно Г.А. Окушова остановилась на вызовах постиндустриальной эпохи, вынуждающих сельские школы к активному поиску устойчивой модели сетевого взаимодействия, при которой будет возможность одновременно выполнять свои социальные и образовательные задачи и сохранить свою идентичность, заключающуюся в принципе локальности. 

Следующей выступила старший преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ Ирина Геннадьевна Купершлаг об особенностях сельских школьников поколения Z. Она рассмотрела характеристику указанной категории учеников, в которую входит совершенное владение цифровыми технологиями, многозадачность, снижение критичности мышления и индивидуализм, и донесла до слушателей обобщенный портрет сельского школьника поколения Z. По мнению спикера, у такого школьника есть больше возможностей для физического развития и стабильного эмоционального состояния, чем у городского, однако более низкий образовательный уровень, в связи с чем – недостаточность речевого развития и словарного запаса.

Представила участникам магистерскую программу «Педагогика сельской школы как средство организации профессионального развития учителей сельских школ» старший преподаватель кафедры информатики ФМФ ТГПУ Надежда Филипповна Долганова, которая обеспечивает подготовку современной команды специалистов по направлению работы в сельских школах.

Старший преподаватель химии, биологии и экологии ТОИПКРО Ольга Леонидовна Червонец выступила с сообщением о специфике профессиональной деятельности современного сельского педагога. 

«В связи с отсутствием специалистов сельские педагоги вынуждены преподавать несколько дисциплин, осуществлять психолого-педагогические и управленческие функции», – отметила участница.

Также она акцентировала, что основными характеристиками сельского учителя являются полифункциональность и многопредметность педагогической деятельности, надпредметная осведомленность, социальная активность и мобильность, гибкое реагирование на перемены. 

Завершая круглый стол, заместитель директора сельской школы Мельниковского района Маргарита Алексеевна Барская рассказала о своем примере работы в системе наставничества в сельских школах, заключающуюся в реализации обучающих мероприятий, передаче информации и опыта начинающим педагогам от старших коллег и постоянном профессиональном диалоге.

В конце мероприятия специалисты подвели итоги и наметили идеи взаимодействия, а после смогли присоединиться к одному из продолжающих программу круглых столов: «Молодой педагог: год после выпуска» и «Учитель: истории успеха».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER