Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Понимание аутизма на основе междисциплинарного подхода: в ТГПУ прошел научно-методический семинар

Понимание аутизма на основе междисциплинарного подхода: в ТГПУ прошел научно-методический семинар

Научное событие прошло на базе кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ. Оно было направлено на формирование метапредметных знаний, профессиональное развитие, распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц РАС и приурочено ко Дню всемирного распространения информации об аутизме. Организатором и руководителем семинара выступила Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.

Для повышения знаний и передачи личного опыта работы с людьми с РАС к участию присоединились педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, студенты, магистранты и молодые ученые, изучающие и практикующие по теме, – всего более 150 человек. Приветственным словом открыла семинар заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, кандидат педагогических наук Наталия Анатольевна Мёдова:

1«Расстройство аутистического спектра – действительно очень важное направление в нашей деятельности. Специалисты этой сферы должны обладать большим количеством компетенций. Их подготовка является уникальной, исключительной работой и требует постоянного пополнения и обмена свежими знаниями».

В ходе рабочей части семинара с первым докладом выступила одна из руководителей Общественной организации родителей детей с инвалидностью «Дом Друзей», мама особенного ребенка и магистрант ФПСО ТГПУ Наталья Евгеньевна Григорьева, которая на своем опыте рассказала, как это быть родителем ребенка с аутизмом, какими поведенческими и физическими особенностями, отличающимися от привычных, они обладают и как при планировании и ведении беременности снизить риски рождения ребенка с аутизмом. Позже спикер также поделилась опытом использования методики «Система альтернативной коммуникации PECS для аутичных детей», рассказала об ее особенностях, благодаря которым дети с нарушениями слухового и речевого аппарата могут использовать систему обмена изображениями для передачи информации.

О «Роли родительских организаций как эффективной системы помощи в межведомственном взаимодействии специалистов» рассуждала преподаватель ФГБОУ ВО «СибГМУ» Татьяна Викторовна Робенкова. Доклад «Роль родительской общественной организации в развитии и воспитании детей с ОВЗ (РАС)» представила учитель-дефектолог МАОУ Заозерная СОШ №16 Галина Викторовна Терентьева. Спикеры рассказали о том, где и как семьи Томской области, в которых растут дети с РАС, могут получить психолого-педагогическую, медицинскую, социальную поддержку и почему включение в деятельность таких организаций играет большую роль в жизни особенных семей.

«Жизнь родителей полностью меняется при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – говорит Галина Викторовна. – Каждая семья проходит этот путь по-своему, но все, без исключения, сталкиваются с материальными, психологическими трудностями и проблемой нехватки информации. В первую очередь родители обращаются к врачам, наблюдающим ребенка, в образовательные организации. Зачастую государственные структуры не могут в полной мере оказать помощь таким семьям. В этом случае большую поддержку можно получить в некоммерческом секторе. Общественные организации оказывают всестороннюю поддержку, не только развивая систему коррекционной помощи детям, досуговых мероприятий, адаптивного спорта, но и оказывая психологическую помощь семье в целом, а также предоставляя правовое сопровождение всех сторон жизни данной категории семей».

На темы «Формирование речевых навыков у дошкольников с РАС» и «Принципы и методы формирования коммуникативных навыков у детей с РАС» выступили учитель-логопед МАДОУ №5 Маргарита Анатольевна Казина и учителя-сурдопедагоги «Школы- интерната для обучающихся с нарушением слуха» Раиса Ивановна Моисеева и Ольга Николаевна Копылова, предоставившие участникам семинара информацию о различных подходах в изучении проблемы коммуникации и поведения посредством создания благоприятных внешних условий через организацию специального игрового, материального и наглядного пространства для детей с аутизмом.

Об «Особенностях развития вестибулярной сенсорной системы у детей с РАС и способах коррекции вестибулярной дисфункции» с коллегами говорила доцент кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, магистрант ТГПУ Ирина Романовна Федорова. Эксперт представила общие характеристики особенностей развития вестибулярной сенсорной системы ребенка с РАС, рекомендации по оказанию ему помощи в контексте данных особенностей, а также описание простых и доступных игр и упражнений, направленных на ее коррекцию.

Учителем-логопедом МБОУ ООШ №45 Еленой Рамильевной Ковыловой была поднята проблема «Адаптации к обучению в школе и формирования учебного поведения у детей с РАС», раскрыты приемы формирования учебной позы и учебного поведения, предупреждения нежелательного поведения. Спикер популяризировала метод «применения жестов» и визуальное расписание для аутичных школьников. Педагогом-психологом МБОУ ООШ №45 Дарьей Андреевной Ларионовой было представлено исследование «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра»:

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС и коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности в образовательной организации. В требованиях ФГОС О УО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации».

Эксперт представила опыт выявления оптимальных путей, средств, ресурсов коррекционной работы педагогов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов), способствующих социализации и адаптации детей с РАС.

Студенты выпускных курсов Института детства и артпедагогики ТГПУ (Анна Сергеевна Рязанова, Тамара Владимировна Акулова, Анастасия Владимировна Шаманаева, Екатерина Андреева, Анастасия Ивановна Пригарнева, Александра Юрьевна Губич, Кристина Александровна Серёгина) рассмотрели особенности эмоционально-волевой сферы детей с РАС и островки гениальности известных людей с синдромом саванта (Билл Гейтс, Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, В.А. Моцарт, А. Эйнштейн).

В ходе выступлений участники могли задавать вопросы спикерам и поделиться своим опытом работы с детьми с РАС.

«Посещение семинара мне, будущему педагогу, дало много действительно нужной информации, которая поможет в педагогическом становлении, – прокомментировала студентка ФПСО ТГПУ Анна Ратанина. – У меня уже был опыт работы на добровольной основе с детьми с ОВЗ в детских садах №№1, 99. Я знаю, какой это колоссальный труд. Сегодняшнее мероприятие укрепило мою уверенность в том, насколько важно поднимать тему работы с детьми-аутистами в обществе».

Методологическую часть семинара открыли педагог-психолог Ольга Андреевна Солдатенко и учитель-логопед Ольга Борисовна Биланюк из МБОУ Северской школы-интерната для детей с ОВЗ с выступлением на тему «Обучение письму детей с РАС, имеющих различные нарушения психических процессов по методике Т.Ф. Воронской», в ходе которого они продемонстрировали действие данной методики на примере результатов собственных подопечных и поделились авторским подходом к использованию дополнительных материалов для улучшения навыка письма детей.

Об «Использовании учебно-методического комплекта «Личный букварь» при обучении аутичных детей чтению» рассказала учитель-логопед МБДОУ №27 Тамара Вениаминовна Прокопьева:

«В настоящее время существует дефицит специальных методик обучения детей с аутизмом. «Личный букварь» ориентирован на детей с РАС, пользующихся речью, но может быть эффективен даже в случаях, когда речь ограничена, – считает спикер. – «Личный букварь» учитывает интеллектуальные и эмоциональные особенности ребенка, его особые образовательные потребности».

Отвечая на вопрос, почему букварь называется «личным», Тамара Вениаминовна акцентировала внимание на том, что букварь «рукодельная» книга, которая постепенно создается ребенком с помощью взрослого в процессе обучения, складывается из индивидуальной последовательности, которая необходима ребенку, чтобы освоение чтения стало для него полностью осмысленным и интересным процессом.

Магистранты ФПСО ТГПУ (Елена Владимировна Куклина, Анастасия Александровна Акутина, Алла Олеговна Гордиенко) дали обзор современных методов коррекции и технологий, используемых в образовательном процессе с детьми с РАС («Сенсорная интеграция», «Томатис», «Иппотерапия», АВА-терапия).

После научного диалога участники мероприятия стали зрителями музыкально-литературной композиции от студентов ТГПУ мюзикла «Планета «Autos», в котором была поднята тема жизни семьи с ребенком с аутистическим расстройством и трудностей его принятия современным обществом.

В ходе семинара специалисты в области работы с детьми с расстройством аутистического спектра поделились своими наблюдениями, профессиональными открытиями, знаниями, работающими методиками и личными подходами в изучении проблемы. На основе представленных исследований планируется к разработке электронный сборник тезисов выступлений для использования педагогами в совершенствовании своих профессиональных навыков.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER