Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Взаимосвязь родительства и дефектологической практики

В стенах ТГПУ на базе факультета психологии и специального образования сегодня продолжила работу Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образования». Основными тематическими векторами стали «Практическая дефектология» и «Позитивное родительство в развитии детей с особыми образовательными потребностями».

Галина Петровна Обносова, доцент кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ, выступила перед участниками секции «Практическая дефектология» с приветственным словом, задав тон будущему обсуждению:

«Наша конференция определяет основные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образования. В ходе перехода дефектологического высшего образования на многоуровневую систему подготовки кадров согласно новому ФГОС ВО меняются практически все системообразующие компоненты: содержание, формы, методы и технологии. И конечно, профессиональная подготовка дефектологов требует изменений в связи с диверсификацией образования».

Открыл работу секции доклад Акуловой Анны Владимировны, специалиста ГМАДОУ учреждения «Детский сад №2 «Белочка», на тему «Развитие фонематических процессов у дошкольников как основа преодоления предполагаемых дизорфографических ошибок письма». Как отметила эксперт, оптимальным условием развития детей дошкольного возраста является хорошо поставленная речь. Богатый словарный запас ребенка помогает проще адаптироваться в обществе, грамотно высказывать свои мысли, становится важным условием успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни

Богатая Ольга Фёдоровна, спикер из СурГПУ, представила коллегам авторскую методику обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. Косенко Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №83, провела для слушателей мастер-класс «Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи»:

«В педагогике одним из ярких примеров использования наглядности при составлении рассказов является мнемотехника. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы часто сталкиваемся с тем, что воспитанникам трудно излагать свои мысли, строить сложные развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. Использование мнемотехники помогает достичь основной цели нашей работы: развитие связной речи детей с ТНР», – отметила спикер.

Урбанович Татьяна Владимировна, учитель-логопед МАДОУ №40, рассказала о применении авторских методик «запуска речи» у неговорящих детей в условиях логопункта детского образовательного учреждения. Бойко Ольга Яковлевна, исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области, подняла вопрос о переходе от специализированных сервисов к инклюзии в адаптивном спорте. Васильева Ирина Александровна, преподаватель ТГПУ, и Морозова Анна Андреевна, учитель-логопед МАОУ СОШ№50, представили доклад об особенностях словоизменения существительных в процессе речевого онтогенеза. Филимонова Ксения Викторовна, педагог доп. образования Дома детства и юношества «Факел», выступила с докладом «Вопросы профилактики голосовых нарушений у лиц речевых и вокальных профессий». Пономарёва Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ТОИПКРО, говорила с коллегами о резервных возможностях игровой деятельности в развитии произвольной саморегуляции дошкольников.

Кошкин Владимир Владимирович, заместитель директора, учитель физической культуры МБОУ ООШ №45, обратил внимание слушателей на новый аспект рассмотрения проблем практической дефектологии: специалист говорил о назначении физкультурно-оздоровительной работы как средства социально-коммуникативной адаптации детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Кутепова Татьяна Алексеевна, учитель истории МАОУ СОШ №54, выступила с докладом по теме «Работа с учебно-терминологической лексикой у детей с задержкой психического развития на уроках истории» и рассказала об интересных игровых технологиях по развитию речи и коммуникативных способностей обучающихся в ходе занятий.

Соколова Марина Викторовна, учитель-логопед МАОУ «СОШ №76» Структурного подразделения «Детский сад», выступила с докладом об игровом инновационном методе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, рассказав о правильном применении всемирно популярной игрушки «Pop-it». Например, для развития воздушной струи и речевого выдоха ребенок может «выдувать» через трубочку бумажный шарик из углублений игрушки. Андреева Елена Владимировна, педагог-психолог, Домнина Ольга Анатольевна, учитель-логопед, и Фурса Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Сказка», выступили с исследованием «Внедрение современных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста».

В рамках работы секции «Позитивное родительство в развитии детей с особыми образовательными потребностями» специалисты-дефектологи обсуждали роль участия родителей в коррекционной работе педагога с детьми.

Робенкова Татьяна Викторовна, преподаватель СибГМУ, сделала акцент на проблемах, с которыми сталкиваются родители, и их возможных решениях:

«Аутизм – это нарушение психического развития с искаженным формированием высших психических функций. Нарушение всех этих связей ведет к искаженной картинке внешнего мира, поэтому ребенок видит его через призму своих искажений, что проявляется в расстройствах поведения. В своей выборке такие дети очень гетерогенны: от самых легких проявлений до самых тяжелых. При этом аутизм является комплексным расстройством. И в коррекционной работе важно взаимодействие родителей со специалистами».

Ерина Ирина Ивановна, председатель ТРО Российский детский фонд, в своем выступлении подняла вопрос об участии родителей в адаптации образовательной программы. Родители могут проводить домашнюю дефектологическую поддержку для своих детей. Например, по дороге из детского сада домой дети могут пробовать сравнивать проезжающие мимо машины. Ежова Вероника Анатольевна, сотрудник Территориальной ПМПК, и методисты Кущева Татьяна Альбертовна, Пономарёва Анастасия Вадимовна презентовали доклад «Консультативно-диагностическая деятельность территориальной ПМПК в условиях пандемии (CV-19)».

«Совершенствование деятельности Комиссии по различным направлениям требует от специалистов высокой компетентности при выполнении консультативно-диагностической работы. Работа с родителями или законными представителями до начала обследования ребенка носит просветительский характер. Одной из первостепенных задач Комиссии в настоящее время стала разработка и обеспечение функционирования различных вариантов информационной поддержки деятельности психолого-педагогических консилиумов муниципальных образовательных организаций», – поделилась Вероника Анатольевна.

Терентьева Галина Викторовна, учитель-дефектолог МАОУ Заозерная СОШ №16, член правления Ассоциации «Союз родителей детей-инвалидов», выступила перед слушателями с докладом о роли родительской общественной организации в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В работы конференции активно включились преподаватели ФПСО, которые презентовали свои наработки: Токарева Татьяна Алексеевна рассказала об опыте взаимодействия студентов и сотрудников педагогического вуза с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дистанционных технологий; Шляпников Сергей Евгеньевич провел сравнительный анализ событий, связанных с семьей и детьми в структуре психологического времени мужчины и женщины; Филимонова Елена Анатольевна подняла вопрос об организации психолого-медико-педагогического взаимодействия специалистов с родителями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Солонина Наталья Викторовна, педагог-психолог МАДОУ №13, магистр ТГПУ, также рассуждала на тему взаимодействия родителей и специалистов-дефектологов в коррекционно-образовательном процессе с дошкольниками, имеющими статус «Дети с ограниченными возможностями здоровья». Стали участниками конференции и магистранты ТГПУ: Мурашова Ангелина Сергеевна говорила с коллегами об особенностях родительского отношения к детям с расстройством аутистического спектра; Нагорнов Артем Алексеевич представил исследование на тему «Стрессоустойчивость родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра»; Свитенко Анастасия Александровна предложила обсудить позитивное родительство в воспитании детей с интеллектуальными нарушениями.

В рамках второго дня конференции специалисты-дефектологи обсудили новый портрет семьи, новые методики и технологии работы с семьями с детьми, имеющими нарушения речи. Обмен опытом в рамках прошедшей конференции позволит пополнить методические копилки примерами коллег и сделать коррекционную работу еще более эффективной.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER