Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Полярный экспресс по миру компетенций

На зимних лагерных сменах области традиционно трудятся не только студенты, но и сотрудники Томского Педагогического. В этом году в лагерях «Зеленый мыс» и «Берёзка» дети весело проводили время и развивали полезные навыки под руководством представителей ТГПУ. Начальником зимней смены в ДОЛ «Зеленый мыс» выступил эксперт Отдела патриотического воспитания ТГПУ Глеб Балабаев, который вместе с вожатыми трудился над разработкой программ смен для обоих лагерей и их реализацией.

Смены под названием «Поезд чудес» длились по десять дней, каждый из которых нес педагогическую задачу развития 6К-компетенций: креативность, коллаборация, коммуникация, критическое мышление, функциональная и финансовая грамотность. Существующую концепцию 4К-компетенций, в которую входят критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация, организаторы смены расширили, основываясь на вызовах современного общества.

«Среди компетенций, необходимых современному человеку, мы отобрали именно эти шесть, потому что сейчас они наиболее актуальны для современного уровня экономики и образования. Каждый человек должен креативно подходить к решению ежедневных задач, уметь договариваться и объединяться с людьми, использовать свои знания для решения любых проблем и затруднений», – говорит Глеб.

Сначала на общелагерном деле ребята сталкивались с разными задачами, которые затем разрешались на мастер-классах. В процессе работы на МК дети прорабатывали одну из шести компетенций.

На образовательной встрече, направленной на проработку навыка коллаборации, из подручных средств дети создавали объемный поезд со всеми составляющими: колесами, железной дорогой, дверьми и т.д. Также ребятам было необходимо подготовить его презентацию, которую они представят в конце смены. Поезд, набравший наибольшее количество голосов, становился лучшим.

Мастер-класс по функциональной грамотности предполагал решение детьми ряда задач: придумать сказку про свой отряд, по ходу создания повествования решить встречающиеся трудности. Как только сказка была готова, её преобразовывали в комикс и изображали всю историю на ватмане.

Развитие навыка коммуникации было связано с чувством эмпатии. Ребят разделили на команды, каждый игрок по очереди показывал эмоции: отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность. Группа пыталась угадать, что это за эмоция, рассуждая с сокомандниками без использования слов.

Чтобы поработать над критическим мышлением, вожатые и организаторы смен придумали необычное задание: каждому ребенку случайным образом доставались различные предметы, которые дети используют в повседневной жизни, было необходимо придумать нестандартное применение. Так обычная терка могла превратиться в подставку для карандашей.

«Самый главный вопрос, который мучал наших ребят с первого дня смены, заключался в том, кто же машинист этого поезда. Поэтому ребята активно посещали новые «вагоны», искали подсказки, выполняли задания и путешествовали, чтобы к концу пути найти ответ на этот вопрос. Конечно, они догадались, что наш поезд вел сам автор этой увлекательной истории», – делится Эльмира Аскерова, вожатая ДОЛ «Березка».

Удивительные десять дней в лагерях прошли для ребят весело и продуктивно благодаря стараниям вожатых и начальников смен, которые сделали дни старта нового года полезными для детей.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER