Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: круглый стол в ТГПУ
В рамках мероприятий Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» на базе Томского Педагогического прошел круглый стол «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение».
В качестве спикеров в научном событии приняли участие Поздеева Светлана Ивановна, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, Валеева Роза Алексеевна, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Калимуллин Айдар Минимансурович, д-р. ист. наук, профессор, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Галимов Алмаз Мирзанурович, д-р. пед. наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Егорова Галина Ивановна, д-р. пед. наук, профессор кафедры педагогического и специального образования, Ниязова Амина Абтрахмановна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета. В качестве спикера и модератора выступила Смышляева Лариса Германовна, д-р. пед. наук, доцент, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ, эксперт Института образования ТГУ.
Круглый стол с приветственным словом и обозначением проблематики открыла Л.Г. Смышляева:
«Мы рискнули идентифицировать наш разговор как дискуссию с новым мировоззренческим фокусом – экосистемный подход. Мы только начинаем его осмысливать, но, возможно, в ходе работы круглого стола будет выработано более точное его понимание».
Чтобы задать рамку экосистемного подхода, первой из спикеров выступила Лариса Германовна Смышляева. В своем докладе «Экосистемные сценарии организации междисциплинарных научных исследований проблем развития человеческого потенциала», основываясь на концепции экосистемного измерения образования Рональда Барнетта, социального философа и заслуженного профессора Института образования Лондонского университета, спикер обозначила идентификационные признаки экосистемы и отметила важность экосистемного подхода, которая обусловлена вызовами современного мира и новыми кризисами человека. Для образования человек – ключевой субъект, и важной задачей становится благополучие его знаньевого и профессионального развития:
«Обнаружить уникальный опыт и уникальную индивидуальность каждого человека для идентификации его трудового потенциала с целью дальнейшей капитализации – ключевой смысл и результат практик профессионализации», – комментирует Лариса Германовна.
Осознавая человека как (сверх)сложную целостность, необходимо трансформировать практики работы с ним в системе образования. Опираясь на результаты социологических исследований мнений работодателей, выступающая обозначила новые акценты в предметности современного научно-педагогического исследования: развитие личности и педагогическое сопровождение психологического благополучия взросления; образовательные технологии, формирующие и развивающие функциональную грамотность; новые технологии андрагогики; образовательные технологии, формирующие и развивающие функциональную грамотность; самообразование и карьерное конструирование на протяжении всей жизни; взаимосвязь образования и экономики (экосистемные форматы), в т.ч. развитие практик СПО (региональные сценарии). Экосистемная организация междисциплинарных научных исследования, по мнению докладчика, может продуктивно реализоваться и частично реализуется в сотрудничестве научных коллективов в рамках Большого университета с включением как Центра занятости, общеобразовательных и средних профессиональных организаций Томской области, так и вузов-партнеров в РФ и за рубежом.
С докладом «Международные тренды в исследованиях педагогического образования» выступила представитель Казанского (Приволжского) федерального университета Валеева Роза Алексеевна. В ходе рассуждения об особенностях проблематики подходов и методологии зарубежных исследований спикер обозначила основные тренды: траектория профессионализации / универсализации, позиционирование исследования по отношению к политике и практике образования, повышение роли стандартов, технологии и коммуникации – влияние цифровизации, непрерывность педагогического образования (т.е. связи между подготовкой, адаптацией и повышением квалификации), профориентация и отбор на учительскую профессию, практическая ориентированность педагогического образования. Особо докладчик остановилась на том, что в зависимости от страны могут меняться вектор и подходы исследования. Также она отметила, что повышенный интерес вызывает у зарубежных ученых такая проблема в исследованиях, как адаптация выпускника вуза в профессии. Данная тема мало изучена в отличие от проблем подготовки и повышения квалификации педагога. В своем докладе Валеева Р.А. поделилась опытом участия КФУ в международных исследованиях, отметив, что потребовалось несколько лет, чтобы стать узнаваемым игроком на поле международных исследованиях, но сегодня в багаже ученых из Казани несколько монографий, изданных совместно с Яном Ментером, профессором Оксфордского университета, который занимается исследованиями и научными разработками по направлению педагогического образования.
Следующими спикерами от КФУ стали Калимуллин Айдар Минимансурович и Галимов Алмаз Мирзанурович. Первый спикер обозначил важность участия КФУ в российских и международных исследованиях, что позволило российскому университету стать конкурентоспособным не только среди российских, но и зарубежных вузов. А.М. Галимов в своем докладе «Перспективные междисциплинарные исследования в образовании: приоритеты Казанского федерального университета» рассказал, как через определение перспективных направлений междисциплинарных исследований, предполагающего интеграцию различных научных областей с педагогической наукой, были выделены значимые направления междисциплинарных исследований. В результате новыми направлениями 2021 года в области Education+Medicine стали: освоение основ медицинского цифрового оборудования в рамках подготовки медицинских кадров; методология интерпретации результатов информационной диагностики; искусственный интеллект в медицине и обновление содержания подготовки медицинских кадров; профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания медицинских кадров; психическое здоровье в условиях пандемии (врачей, пациентов); дистанционный контроль и консультативное сопровождение (операционных, диагностических и др. процессов); развитие методологии телемедицины (доступ к медицинской помощи, стоимость, рентабельность, опыт пациентов, клинический опыт); подготовка студентов медицинских вузов к телездравоохранению (языковая, коммуникативная и др. компетенции); формирование дизайн-мышления студентов медицинских вузов, предполагающего оперативные творческие и инновационные решения возникающих проблем, связанных с обучением и уходом за пациентами; геймификация в медицинском образовании (квест-комнаты, квест-боксы).
С докладом «Научные исследования как ресурс развития профессионализма педагога: экосистемный подход» выступила Поздеева Светлана Ивановна. Эксперт выделила две группы исследований: эмпирические и специально организованные. Первый присущ педагогам-практикам, а второй – ученым.
«Исследование из элитарной деятельности превращается в способ решения профессиональных задач в условиях функционально-смысловой неопределенности и влияет на развитие профессионализма педагога», – отмечает Светлана Ивановна.
Спикер уверена, что участие в образовательных инновациях становится условием развития и становления профессионала в педагогической сфере. Экосистемный подход в организации эмпирических исследований отличается, по мнению эксперта, разнообразием в темах и направлениях, видах исследований, способах участия в них и другом. Организованный же подход меняет понимание научной школы в педагогике: от общих тем исследователи уходят к единой концептуальной основе. Светлана Ивановна предложила несколько способов соорганизации двух типов исследования: создание совместных научных продуктов, обновление аспирантуры, включение разных типов научно-педагогических школ.
Специалисты Сургутского государственного педагогического университета рассматривали педагогический вуз с позиции образовательной экосистемы подготовки выпускников для будущего региона. Создание в вузе экосистемы современного педагогического образования позволит выпускнику университета использовать приобретенные знания с международными требованиями. Однако процесс создания экосистем сталкивается с глобальными вызовами: формирование надпрофессиональных компетенций, непрерывное, высокоскоростное образование и другими. Для адаптации вуза к экосистемному подходу эксперты меняют содержание и технологии преподавания, осуществляют мониторинг и методическую поддержку формирования подхода к образованию.
В завершении круглого стола участники высказали мнение о необходимости проведении научно-педагогических исследований с применением экосистемного подхода как коллаборацию ученых, представителей различных университетов и стран. Одним из таких форматов может стать VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE – одна из главных в мире дискуссионных площадок для представителей сферы образования и психологии со всего мира, основная тема которого в 2022 году – «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (с 25 по 27 мая 2022 года).