Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Ректор ТГПУ и эксперты вуза выступили на международном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»

Ректор ТГПУ и эксперты вуза выступили на международном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»

Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, эксперты Института детства и артпедагогики и Института развития педагогического образования ТГПУ, аспиранты вуза приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», проходившем на площадке Южного федерального университета и приуроченном к Году науки и технологий в РФ.

Миссия Форума – создать модель развития университетской системы непрерывного педагогического образования на научно-исследовательской и проектной основе. Для достижения этой цели на Форуме работали тематические секции и круглые столы.

В приветственном слове на открытии Форума Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что данная коммуникационная площадка позволит ее участникам обменяться лучшими университетскими педагогическими практиками:

«Представляя лучшие университетские педагогические практики, Форум наглядно демонстрирует потенциал российской высшей педагогической школы, собирая на своих площадках ее лидеров и талантов, которыми гордится вся страна».

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил необходимость поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований, модернизации системы аттестации научно-педагогических кадров. Президент Российской академии образования РФ Ольга Васильева сказала о важности осмысления и обсуждения Декларации Союза ректоров России, посвященной вопросам подготовки педагогических кадров.

Одной из площадок Форума стала работа Ассоциации развития педагогического образования «Новые грани непрерывного педагогического образования». С приветственными словами к участникам обратились ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, ректор МПГУ, зам. председателя АРПО А.В. Лубков и советник Министра просвещения Российской Федерации, проректор МПГУ, вице-президент АРПО Н.Ю. Склярова, которая представила сообщение «Роль Ассоциации развития педагогического образования в консолидации всех уровней Российского образования». Спикером площадки выступила директор ИРПО ТГПУ Н.А. Семёнова с докладом «Формирование общепрофессиональных компетенций студентов ТГПУ через построение индивидуальной траектории».

Кроме того, в ходе работы Форума эксперты Томского государственного педагогического университета организовали круглый стол по теме «Моделирование системы непрерывного профессионального образования педагогов в условиях образовательного кластера».

«На круглом столе обсуждались смыслы, функции и опыт реализации концепции «опережающей подготовки педагога» («опережающего педагогического образования»), модель организации непрерывной педагогической практики на базе образовательных организаций (детский сад-школа), а также принципы и особенности организации безопасной системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи», – прокомментировала директор ИДиА, модератор круглого стола Ирина Александровна Дроздецкая.

С докладами на Форуме выступили ученые ТГПУ, а также педагоги-практики из МАДО №13 г. Томска как активные участники образовательного кластера. Тематика докладов была актуальной и освещала разные стороны современного образования: «Метаметодический аспект профессиональной подготовки педагога» (Поздеева С.И., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ, зав. лабораторией метаметодики ИРПО); «Качество профессиональных знаний, педагогическая практика, оптимистическое мировоззрение будущего и современного педагога как основа взаимодействия всех уровней образования» (Брюханцева Н.В., к.филос.н., председатель Томского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»); «Совместные научные проекты в системе «детский сад-вуз» как ресурс совершенствования исследовательского компонента в профессиональной подготовке педагога» (Яркина Т.Н., к.пед.н., зав. кафедрой дошкольного образования ИДиА ТГПУ); «Проблемы преемственности на разных уровнях образования на примере организации исследовательской и проектной деятельности детей» (Семёнова Н.А., к.пед.н., директор ИРПО ТГПУ, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА); «Цифровая грамотность как стержневая компетенция в экономике XXI века: от школы к вузу» (Нетесова О.С., ст. преподаватель, н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды ИРПО ТГПУ); «Практика построения региональной модели интеграции среднего профессионального образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров» (Дроздецкая И.А., к.пед.н., директор ИДиА, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ).

«Система непрерывного профессионального образования педагогов требует изменения в сфере смыслов профессиональной подготовки, ее содержания и форм организации. Студент и педагог-практик должны понимать, что непрерывность образования – это необходимость, вызванная ситуацией в обществе и скоростью изменений в разных сферах жизни. Прохождение определенной ступени педагогического образования – это не завершение профессионально-личностного развития, а подготовка к следующему этапу образования. Опора на реальную образовательную практику в регионе и вовлеченность студентов в нее становится необходимым условием продуктивной и опережающей подготовки педагога. Для взаимосвязи предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагога необходимо переформатирование содержания и «рамок» некоторых учебных дисциплин (например, разработка курса «Метаметодика»), реализация преемственности в организации исследовательской деятельности детей, студентов и педагогов, реализация совместных научных и методических проектов (вуз-детский сад, вуз-школа), организация непрерывной (рассредоточенной) педагогической практики с 1-го до 5-го курса в образовательных учреждения региона, в том числе в формате стажировок в инновационных ОУ», – резюмировала С.И. Поздеева.

На круглом столе каждый из участников образовательного кластера обозначил эффективные механизмы преемственности профильной организации, среднего педагогического и высшего педагогического образования в образовательных условиях региона. В завершение научной встречи коллеги наметили дальнейшие перспективы сотрудничества в рамках образовательного кластера, а также сформулировали актуальные исследовательские повестки в сфере образования.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER