Томский государственный педагогический университет

Томск в период ВОВ: студенты ИФФ создали «Карту Победы» города

В Томском государственном педагогическом университете продолжается реализация проектов, посвященных сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны. Так, студенты второго курса историко-филологического факультета ТГПУ создали уникальную «Карту Победы» Томска, на которой отразили жизнь города в годы ВОВ. На карте отображены госпитали, военные училища, а также предприятия и заводы, эвакуированные в Сибирь в период войны. Каждая локация, обозначенная на карте, подкрепляется QR-кодом на видео с более подробной информацией об объекте.

Карта госпиталей и заводов в годы ВОВ

Инициатива создания «Карты Победы» была связана с присвоением Томску звания «Город трудовой доблести». В первые годы Великой Отечественной войны сюда было привезено порядка 30 заводов и 20 госпиталей, тогда как до 1941 года в Томске работало только 2 завода.

«Для меня цель проекта «Карта Победы» – показать, что герои ВОВ находились не только на полях сражений, но еще и в тылу, который в любой из войн очень значим: это и одежда, и провиант, и запчасти военных орудий», – рассказывает Сергей Аристархов, участник проекта.

«Карта Победы» стала проектом для студентов в рамках архивной практики. Разбившись на пары, ребята выбирали по одному госпиталю и одному заводу, искали о них материалы в архивах Томска. Вся работа строго следовала обозначенным этапам. На первой неделе преимущественно обрабатывались архивные документы, литература. Все найденные факты располагались в хронологическом порядке со сносками. Вторая неделя предполагала дополнение текста новыми фактами, на основе которых составлялся рассказ о заводе и госпитале. Третья неделя была посвящена более творческим задачам: подготовка сценария и съемка видеороликов, где особенно приветствовалась оригинальность подачи материала. Заключительная неделя была связана с монтажом и заполнением отчетной документации.

Декан ИФФ Галкина Татьяна Васильевна помогла студентам перечнем заводов и госпиталей, а также информацией о том, где они находились, и литературой, которая была написана томскими специалистами о событиях Великой Отечественной войны.

Пользовались исследователи и другим методом получения информации: ребята отправлялись прямиком на те места, где располагались конкретные заводы и госпитали. Увы, не всем такой метод сбора информации подошел, поскольку многие исследуемые объекты уже давно перестали функционировать. Однако некоторым студентам удалось даже пообщаться с детьми тех, кто работал в госпитале, что помогло обеспечить карту новыми подробностями и интересными уникальными фактами.

«У проекта – широкие перспективы, как минимум в плане научного изучения отечественной истории, поскольку сметы и отчеты некоторых тыловых предприятий начинают рассекречиваться буквально на наших глазах», – отмечает Сергей.

По словам студента, особенно актуальным сегодня в рамках исследовательской деятельности становится направление «История повседневности». Стимул к изучению зарождается и в обществе напрямую: сейчас все больше российских семей начинают интересоваться историей своего рода, сами отправляются в архивы или даже нанимают историков-генеалогов. Такая тенденция может дать представление о том, как в годы ВОВ существовал человек, в тылу оставшийся работать или жить после эвакуации. Так, в перспективе, этот сюжет истории будет раскрыт так же, как и жизни фронтовиков, о которых нам известно больше благодаря кино- и фотохронике, личным перепискам.

«Такой проект легко внедряем в музейные выставки или информационные стенды, которые перед 9 мая выставляются на набережной Томи, Ново-Соборной площади, в Лагерном саду и других значимых локациях города. Это ценный краеведческий материал, который поможет горожанам узнать больше о родном городе и его героях», – рассказывает студент.

Сегодня в планах у будущих учителей истории – придать профессионализма видеороликам об объектах, перенести знаки карты в электронный вид и сделать ее более удобной, а также интерактивной.

Важно отметить, что студенты Томского Педагогического являются как авторами, так и активными участниками проектов по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Осознавая ответственность за правдивость и точность передачи исторических знаний, которая лежит на плечах педагогов, обучающиеся ТГПУ не только находятся в постоянном процессе изучения и обновления личных знаний, но и подключаются к реализации различных акций, проведению тематических научных конференций, круглых столов и семинаров с вузами-партнерами.

Так, например, в феврале 2021 года в рамках проекта «Без срока давности» вместе с коллегами из педвуза Волгограда студентами ТГПУ была проведена патриотическая акция «Сталинград – компас Победы», посвященная 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве.

Особую значимость поднятой темы тогда же подчеркнул ректор МПГУ, президент Ассоциации развития педагогических университетов и институтов А.В. Лубков:

«На берегах великой Волги советские солдаты явили героизм: сражались, побеждали, выстояли и оставили завет последующим поколениям».

К обсуждению событий Сталинградской битвы и их значения для хода ВОВ в рамках круглого стола присоединились, кроме представителей от ТГПУ и ВГСПУ, исполнительный директор Поискового движения России П.Д. Корсаков и координатор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов В.Л. Шаповалов.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER