Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Лектор из США выступил с открытой лекцией в ТГПУ и рассказал об американской системе образования

Лектор из США выступил с открытой лекцией в ТГПУ и рассказал об американской системе образования

16 июля в читальном зале Научной библиотеки ТГПУ с открытой лекцией «Основы христианской педагогики» выступил филолог, магистр богословия, кандидат педагогических наук, соавтор учебников «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», преподаватель магистратуры Белгородской Православной Духовной Семинарии, алтарник русской православной церкви Воскресения Христова в г. Фридли, штат Миннесота, США Олег Владиславович Воскресенский.

Встреча состоялась в рамках деятельности Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ:

«Центр старается максимально простраивать международные связи, чтобы изучать и анализировать опыт других специалистов в области образования и воспитания. Очень важно, что именно в нашем университете была прочитана эта лекция, поскольку присутствующие смогли познакомиться еще и со взглядом на американскую систему образования и роль учителя в ней. Мы надеемся на долгосрочное взаимодействие и планируем продолжать наше сотрудничество в разных форматах и ипостасях», – отметила директор Центра Анастасия Николаевна Кошечко.

Открывая лекцию, спикер подчеркнул роль педагога не только в христианской традиции, но и в системе образования в целом:

«Учительское дело – самая благословенная профессия на свете. Каждый из нас выбирает себе дело в связи с какими-то факторами и условиями. Так или иначе, мы ограничены в своём выборе. А Бог – тот, кто не был вообще ограничен в этом, – отдал предпочтение учительству».

С опорой на заповеди лектор объяснил, как христианская традиция сопряжена с самыми важными принципами педагогической деятельности: учить всех без исключения, нести просвещение своим ученикам, посвящать учительству себя без остатка, быть примером для своих воспитанников.

Самый главный принцип христианской традиции – законность, поскольку мир устроен закономерно. Как отметил американский эксперт, в современном мире отсутствует уважение к закону, который воспринимается лишь как ограничение, что ведет к произволу. Не менее важен принцип единства во множественности. Он реализуется в многообразии людей и их различии друг от друга, в индивидуальности каждого отдельного человека и в способности принять эти особенности в ближнем.

Чтобы раскрыть в ребёнке божественный замысел, со стороны педагога требуется очень много усилий и времени. В этом выражается принцип бессмертия души. Иначе существование человека утрачивает былой смысл. Одной из главных задач педагога, по мнению лектора, является раскрытие призвания ребёнка. При этом, последний абсолютно свободен в своём выборе, а значит имеет право и на ошибку, и на вторую попытку.

Искусство несогласия, как еще один важный принцип христианской традиции, начинается с признания того, что несогласным можно быть. Отрицание мгновенно отключает все каналы связи между людьми. В свою очередь, положительное мышление позволяет найти то самое согласие, не останавливаться на компромиссе, поскольку это всегда решение, которое одинаково не устраивает всех. Отказ от любого компромисса, как ограничителя наших ресурсов, ведёт людей к согласию, исходящему из их безграничности.

Презумпция добра исходит из того, что каждый человек по умолчанию честен, невиновен, бескорыстен и дружественен, пока он не доказал обратное.

По мнению Олега Владиславовича, учителям задана очень высокая планка, образец, который на первый взгляд недостижим. При этом, наблюдается опыт педагогов, которые достигают определенных успехов в реализации принципов, обсуждаемых на лекции. Современное поколение учителей постепенно отказывается от чуждых профессии педагога установок и возвращается к более вечным и универсальным:

«В современном молодом поколении я вижу в основном реализацию двух важных принципов – положительное мышление и презумпция добра. Современные молодые люди ищут то, на что можно было бы опереться, отказываясь от запретов, находясь в поиске положительного. Я вижу, что в молодых людях преобладает установка на уважение к человеку и любовь к ближнему».

Также слушатели лекции, среди которых были студенты, преподаватели и сотрудники вуза, обсудили своеобразие американской и российской систем образования и нашли в них некоторое различия. С опорой на личный жизненный опыт Олег Владиславович отметил, что русские школьники опережают своих американских сверстников в среднем на полтора-два года, поскольку русское образование преимущественно знаниевое, а американское нацелено на выработку практических навыков.

Статус учителя в американской педагогике тоже отличен от положения педагога в русской традиции. США представляет собой территориальное объединение разных отдельных государств, поэтому универсальной модели, работающей по всей Америке, нет. Методических типовых пособий также нет, ведь каждый учитель создает на своем уроке уникальный опыт.

Стать педагогом в штатах можно, пройдя специальные курсы и модули, разрешающие преподавать свою специальность в школе, при этом для педагогической деятельности в университете это не требуется. Прежде чем отправиться обучать детей в школу, специалист набирается опыта в своей специальности в «полевых условиях».

Встреча с интересным спикером показала слушателям от ТГПУ особенности христианской педагогической традиции и своеобразие американской системы образования, что позволило найти тенденции, преобладающие в развитии современной учительной деятельности.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER