Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Специфику университета в эпоху педагогических новаций обсудили в Санкт-Петербурге при участии специалистов ТГПУ

Специфику университета в эпоху педагогических новаций обсудили в Санкт-Петербурге при участии специалистов ТГПУ

8-9 июня на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) проходят мероприятия Педагогического форума Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций». К участию присоединились более 450 человек, Томский государственный педагогический университет представили проректор по развитию Л.Г. Смышляева, директор ИРПО Н.А. Семёнова. Докладчиком на секционном заседании форума выступила профессор ИФФ ТГПУ А.Н. Кошечко. Дистанционно к мероприятиям съезда подключились директор физ-мат Центра ТГПУ М.А. Червонный, руководитель парка ИОП ТГПУ Л.В. Куровская, доцент ИИЯМС Е.Б. Петрова и специалисты Управления стратегических коммуникаций и информационной политики.

Открыла работу дискуссионная площадка «Кто Вы, современный профессор?». Эксперты форума обсудили изменения, происходящие сегодня в профессиональной деятельности профессоров, в частности – функции профессора в условиях трансформации университетов, и рассмотрели основные факторы, оказывающие влияние на эти изменения. В ходе диалога участники дискуссии делились мнениями в ряде актуальных вопросов: что изменилось в работе современного профессора? является ли исследовательская деятельность профессора важнейшим фактором обеспечения качества высшего образования? появились ли дефициты и риски в профессиональной деятельности профессора?

Рассуждая над поставленными вопросами, много внимания представители вузов уделяли новому цифровому формату образовательной деятельности. Мнения о частичном переходе на «дистант» разделились: одни поддерживают внедрение новых технологий в учебный процесс, другие же находят это не всегда эффективным и придерживаются традиционных форм организации передачи знаний. Однако, как уверены организаторы дискуссии, «важным остается необходимость понять, что из лучших традиционных практик нужно сохранить, и не растерять опыт, передавая его из поколение в поколение. При этом, опыт и традиции необходимо умело и грамотно сочетать с существующими возможностями цифровизации, инновационных и экспериментальных практик».

На секционных заседаниях научного собрания поднимались темы воспитания в вузе (общее культурное развитие как основа воспитания, опыт организации воспитательных мероприятий); необходимости языковых компетенций для конкурентоспособности выпускников (маркеры языкового образовательного пространства, профессиональные коммуникации в системе языковой подготовки студентов, формирование коммуникативных умений); современного состояния, проблем и перспектив совершенствования системы аттестации научных кадров (пути повышения качества диссертационных исследований по педагогике, проблемы экспертизы, основы разработки паспортов научно-педагогических специальностей); реализации практик педагогических новаций (программы доп. профессионального образования, уроки пандемии, инновационные подходы в обучении) и другие.

В рамках секции «Цифровое образование: возможности и риски» спикеры рассуждали над вопросом дистанционного обучения студентов с применением технических и цифровых инструментов: основные тенденции и перспективы развития рынка цифровых образовательных технологий, применение технологий цифрового образования при подготовке магистров, инструменты повышения мотивации студентов на онлайн-обучении.

TSPU053Доклад «Когнитивные и психологические процессы в онлайн-обучении: педагогические риски и возможности» представила доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко. Эксперт обозначила основные реперные точки: онлайн-обучение как новая образовательная реальность; специфика когнитивных и психологических процессов субъектов в онлайн-обучении; педагогические риски и педагогические возможности онлайн-обучения; портрет педагога и эффективные стратегии коммуникации.

Среди сильных сторон дистанционного обучения спикер выделила создание индивидуальных образовательных траекторий, возможность широкого выбора инструментов и материалов (фото- и видеофайлы, аудиозаписи), психологический комфорт и другие. Однако в условиях новой нормы наблюдается изменение когнитивных и психологических процессов, а также специфики педагогической деятельности. Новая реальность, в которой необходимо работать современному педагогу, имеет свои риски: синдром эмоционального выгорания, проблема цифровой трансформации педагогического сознания, сложность единение реальной и виртуальной образовательных сред, иная культура коммуникации, неточность восприятия информации. Наибольшая проблема видится в последнем пункте: именно неточность восприятия информации влечет снижение уровня знания и успеваемости, что обусловлено утратой способности к анализу и концентрации. Кроме того, в выступлении профессор обозначила особенности онлайн-коммуникации: разорванность и клиповость общения, высокая степень анонимности и глобализация контактов.

По мнению Анастасии Николаевны, преодолеть риски поможет новый образ педагога, включающий в себя новые форматы лидера. В качестве примера спикер привела свои образовательные проекты, реализуемые в виртуальной среде: интерактивный диалог «Вечерний чай с Анастасией Кошечко», открытая онлайн-группа «Чтение как образ жизни» и другие.

Работа на дискуссионном заседании и восьми секционных площадках велась нон-стоп 8 июня. Завершит форум пленарное заседание, которое пройдет 9 июня с 10.00 до 14.00 часов по московскому времени. Доклады пленара будут посвящены социальной миссии современного университета, переходу от педагогических институтов к антропологическим университетам, обсуждению портрета современного преподавателя, проблем реализации новых исследовательских и образовательных направлений, отечественных традиций университетской подготовки в инновационном развитии системы высшего образования. Подключиться к участию можно по ссылке.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER