Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Тенденции современного чтения обсудили в ТГПУ

В преддверии Общероссийского дня библиотек, который отмечается 27 мая, в Научной библиотеке ТГПУ прошел круглый стол «Современный читатель. Что читаем и как читаем», посвященный тенденциям чтения в 21 веке. Организаторами круглого стола выступили специалисты Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания и Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.

Доктор филологических наук, директор Центра, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко в своей интерактивной лекции «Чтение как воспитательный ресурс» задала основной смысловой вектор обсуждения. Спикер подробно остановилась на анализе современных социокультурных вызовов и их влиянии на процесс чтения и восприятия информации (поверхностность восприятия, принцип «не читал, но осуждаю», аномия, манкуртизм (термин Ж. Тощенко) и др.) и предложила стратегию использования чтения для формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности:

«Современная визуально ориентированная культура крайне трудно воспринимает процесс взаимодействия со словом, в том числе словом художественным (чтение). Потому как необходимо переключать не только регистр интеллектуального восприятия, погружаясь на глубину, но и регистр эмоциональный. Художественный текст, с одной стороны, отзывается в каждом читателе своей уникальной симфонией смыслов и чувств, резонирует (или не резонирует) с внутренними запросами личности на понимание, изменение, взросление. С другой стороны, текст – это всегда диалог автора с читателем, встреча двух уникальных миров. Как любая встреча с другим, она может состояться и стать Со-бытием, «активным взаимопроникновением сознаний» (М.М. Бахтин), а может и не стать. И здесь очень важна чуткость и деликатность читателя, способность слушать и слышать...».

О роли библиотеки в популяризации чтения и методах, которые используют коллективы библиотекарей для привлечения читателя, рассказала директор Научной библиотеки ТГПУ Наталья Анатольевна Семененко. Эксперт встречи отметила продвижение чтения как приоритетное направление деятельности современной библиотеки. Как прийти к результатам этого продвижения, какие методы использовать? Например, дополнить традиционную выставку виртуальной реальностью. Для изучения читательских интересов в НБ ТГПУ уже много лет проводятся специальные опросы, результаты которых отражают предпочтения современного читателя. Чтобы удовлетворить запросы широкой аудитории, коллектив библиотеки организует акцию «Дарение книг», в рамках которой читатели обмениваются интересными и популярными изданиями. Помогают привлечь к знакомству и изучению литературы тематические выставки, посвященные разным авторам или знаковым датам.

О буктрейлере как эффективном современном способе мотивации к чтению русской классики (на материале романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные») и роли педагога в формировании культуры чтения рассказала студентка 5 курса историко-филологического факультета Ольга Галкина:

«Чтобы сделать литературу более ресурсной и пережить некоторый личностный рост, необходим выход за рамки собственной зоны комфорта: не выбирать уже знакомых и понятных авторов, а смотреть более широко на мировое литературное наследие».

Что делать, если подростки питают живой интерес к серьезным темам смерти и убийства? Об этом сложном вопросе на встрече говорила Алина Сергеевна Шилова, аспирант историко-филологического факультета ТГПУ, практикующий педагог русского языка и литературы МБОУ «Эврика-развитие» г. Томска. Алина Сергеевна столкнулась с этой проблемой в своей педагогической практике, но нашла способ ее решения и поделилась своим опытом работы с участниками круглого стола. Эксперт показала школьникам, что эти темы намного страшнее и серьезнее, чем им может показаться, и могут быть небезопасны для психологического состояния личности подростков. Алина Сергеевна совместно с родителями и психологом школы выстроила стратегию изучения текстов с изображением подростков в трудных жизненных обстоятельствах, но разным способом ценностного отношения к реальности и своей жизни: от знакомства с романом У. Голдинга «Повелитель мух» к изучению «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко и затем повести «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского.

После представления различных точек зрения на центральную проблему встречи, слушатели и спикеры поделились мнениями об образе современного читателя.

«Современный читатель избирателен и весьма интеллектуален. Если уже мы и говорим о настоящей литературе, то читатель в современном мире сам выбирает себе автора. Он его ищет, а не наоборот», – уверена Наталья Геннадьевна Кириенко, член Союза писателей России, преподаватель иностранных языков.

В рамках круглого стола участники встречи обсудили разные точки зрения на проблему чтения, стратегии привлечения читателей в библиотеки, способы и формы популяризации изучения русской и зарубежной литературы, формирование и развитие читательской культуры. Результатом встречи станут практические рекомендации для педагогов и сотрудников библиотек.

Кошечко2 735x400Кроме того, в рамках мероприятия актуальным проблемам чтения посвятили подкаст на радио «Томский Благовест»: директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания А.Н. Кошечко пообщалась с ведущим Александром Ракиным на тему «Много ли читает современная молодежь?»

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER