Томский государственный педагогический университет

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов

Темпы развития науки и техники за последние годы так велики, что никакое увеличение объема программ и сроков обучения в высших учебных заведениях не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект. Поэтому возникает необходимость искать пути и средства, которые помогли бы вузовскому преподавателю воспитывать у студентов потребность в самообразовании, формировать у них способность осваивать новые знания. Способность самостоятельного приобретения знаний формируется у студентов прежде всего в процессе выполнения ими самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения поставленных задач. И в этом случае преподаватель должен проявить максимум внимания к их познавательной деятельности. Преподавателям педагогического вуза важно, чтобы эта деятельность была не только воспроизводящей, но и творческой. Единство воспроизведения и творчества есть диалектическое единство познавательного процесса. Не менее важным является для преподавателя педагогического вуза тезис о том, что все курсы, читаемые в педагогическом вузе, должны отличаться от курсов, читаемых в любом другом учебном заведении. Они не только должны быть наполнены добротным теоретическим материалом, но и иметь профессионально-педагогическую направленность. Дать определенный объем знаний, сформировать и развить соответствующие умения и навыки не легко в любом предметном блоке, но еще труднее научить будущего учителя учить других с интересом, творчески. Известно, что творческие самостоятельные работы отражают самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельной деятельности студентов и требуют избирательной актуализации усваиваемых теоретических знаний. Необходимость организации самостоятельной работы студентов (САРС) диктуется и Государственным стандартом, в котором предполагается 60% объема часов учебной дисциплины на самостоятельную работу. Поэтому не случайно, что этот вопрос нашел свое отражение в плане работы учебно-методического совета нашего университета. В течение апреля прошедшего учебного года автором изучался опыт организации САРС в ИПП, на кафедрах практически всех факультетов, за исключением ФФК. Анализ, имеющейся на кафедрах документации, показал, что в практике работы преподавателей нашего вуза нет единства в понимании важности САРС в учебном процессе, ее роли в подготовке будущих специалистов-учителей, форм ее организации и контроля. Кафедры ФПУ, БХФ, ФМФ и некоторые ИПП, материалы которых удалось посмотреть, ограничилось расшифровкой пункта 8 «Программ дисциплин», которые содержат темы курсовых работ, рефератов, контрольные вопросы и не всегда даже список литературы. На некоторых факультетах, например, психолого-педагогическом, проведена большая работа по созданию тестовых заданий, историческом - по организации кружковой работы. Но есть кафедры, по документам которых можно судить о сложившихся традициях в организации САРС. Это кафедры ФИЯ, кафедра иностранных языков, географии, теории и истории языка, современного русского языка и стилистики, русской и зарубежной литературы, экономики и методики преподавания, технологии и методики трудового обучения, русского языка и культуры речи. На данных кафедрах имеются папки «Методического управления самостоятельной работы студентов» или «САРС», в материалах которых отражены темы для самостоятельного изучения, формы отчетности студентов по изученным темам, графики контроля по дисциплинам. Интересно и творчески подошли к организации САРС преподаватели этих кафедр, учитывая специфику педагогического университета, ими были разработаны нестандартные формы отчетности студентов по самостоятельной работе. Это - не только рефераты и тесты, но и проведение коллоквиумов, учебных и научных конференций, олимпиад, конкурсов, вечеров, викторин; подготовка пособий, дидактического материала для методических папок, сценариев, публикаций, поэтических сборников; выпуск коллажей, стенных газет, оформление тематических стендов и т. д. На этих кафедрах имеются пособия и методические рекомендации для САРС и находят свое практическое воплощение современные методы обучения: индивидуально-личностного и дифференцированного подходов, а также проектная методика. Таким образом, возникла необходимость обмена опытом работы по организации САРС. В связи с этим учебно-методический совет, управление нормативного обеспечения и контроля образовательной деятельности и факультет иностранных языков проводят в зимнем семестре региональный семинар по данной проблеме. На семинар приглашаются заведующие кафедрами, члены учебно-методических комиссий факультетов, ИПП и все преподаватели, для которых тезис: «Сегодня студент – завтра учитель» не является пустой фразой. Г. Уткина

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER