Томский государственный педагогический университет

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ».

Недавно в г.Томске прошла Всероссийская конференция (с международным участием) «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ». Организаторами конференции являлись Федеральное агентство по образованию, Институт развития Образовательных систем Российской Академии образования, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, городской научно-методический центр Департамента образования Администрации г.Томска. Цель конференции – обсудить вопросы и обобщить опыт реализации качественного образования, определить перспективы дальнейшего развития общеобразовательной школы. На конференции работали 4 секции: «Инклюзивное образование в г. Томске. Опыт. Проблемы»; секция «Теория и практика обучения в школе» включала подсекции: 1. «Культура мышления в образовательном процессе», 2. «Когнитивное обучение ─ современное психолого-дидактическое направление в формировании культуры мышления учащихся»; «Когнитивные основы профессиональной культуры мышления»; «Инновации в образовании и их влияние на развитие школы» С приветствиями к участникам конференции обратились председатель оргкомитета к.пс.н., доцент, ТГПУ Л.В.Ахметова; доктор педагогических наук, профессор Таганрогского Государственного радиотехнического университета, академик, почетный и заслуженный работник Высшей Школы Российской Федерации И.А Цатурова, лектор DAAD Ш.Карш (Германия). На конференции было зачитано приветственное письмо доктора психологических наук, профессора, заведующего лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО М. К. Кабардова (Москва). Докладом «Качество современного образования и проблемы мировоззренческой культуры» открыл работу пленарного заседания, кандидат философских наук, профессор зам. директора ИРОС РАО по науке С.И.Ануфриев. В своем выступлении докладчик подчеркнул, что снижение качества отечественного образования – серьезнейшая проблема современной России, оказывающее влияние на все сферы социально-экономического, культурного, духовного развития общества. Далее С.И. Ануфриев отметил, что в условиях становящегося информационно-коммуникативного общества растущее влияние на качество образования оказывает образовательная среда (семья; микроколлективы и социальные группы, в состав которых входит субъект образования; различные социальные институты, все в большей степени принимающие на себя образовательные функции; Internet, средства массовой информации и др.). Ректор Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. А.И. Купцов в своем докладе «Повышение квалификации педагога – ресурс качества образования» обозначил ряд актуальных проблем современного Российского образования. В контексте перспектив интеграции России в международное социокультурное сообщество им были рассмотрены позитивные тенденции развития отечественного образования и науки. Далее на пленарном заседании были представлены доклады раскрывающие с различных точек зрения проблемы современной школы и пути их решения: "ТРОД "ДИВО" за инклюзивное образование в Томске" (В.В. Салит, к.т.н. председатель совета Томского регионального общественного движения "Доступное для инвалидов высшее образование", Е.И. Сладков заместитель председателя совета движения, заместитель директора Центра довузовской подготовки ТПУ); «Инклюзивное образование в городе Томске. Опыт. Проблемы» (Н.П. Артюшенко, председатель городской медико-биологической комиссии (Томск)); «Мультимедийная компетенция как инновационный образовательный ресурс» (И.А.Цатурова, д.пед.н., профессор Таганрогского государственного радиотехнического университета, академик, почетный и заслуженный работник Высшей Школы Российской Федерации, зав. кафедрой лингвистического образования (Таганрог), К.А.Аветисова (Хельсинки, Финляндия); «Проблема аналитизации мышления в общеобразовательной школе» (В.В.Казаневская, дфн, профессор (Томск)). «Активные методы образования как ресурс решения проблем развития школы» (О.А.Котиков с.н.с. кафедры воспитания и социализации ТОИПКРО. (Томск)). «К вопросу развития познавательных процессов у младших школьников» (Т.В. Сорочинская к.п.н., директор Томского филиала Московского Государственного открытого педагогического университета (Томск)). «Предшкольное образование: QUO VADIS (камо грядеши?)» (О.А.Белобрыкина к.пс.н., доцент НГПУ (Новосибирск)). «Интегративная стратегия методов когнитивного обучения школьников ─ ресурс качества образования» Л.В.Ахметова, к.пс.н., доцент ТГПУ (Томск)). Отличительной особенностью конференция явилась широкая представленность различных категорий участников: учителя, преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты и специалисты различных сфер психолого-педагогической деятельности, представители общественности ─ численностью 175 человек. Работа секционных заседаний конференции имела высокий научно-технический уровень: в работе всех секций использовались мультимедийные технологии, демонстрации кинофильмов, авторских творческих разработок, анкетирование, дискуссии и т.д. Руководители секций отметили высокое качество и продуктивность работы участников секционных заседаний. По результатам работы секции «Когнитивные основы профессиональной культуры мышления» (руководители Огнева Наталья Робертовна, к.п.н., директор Центра дополнительного образования детей Планирование карьеры; Симоненко Людмила Анатольевна ─ зам. директора Центра дополнительного образования детей Планирование карьеры) были сделаны следующие выводы: 1. Профилизация общеобразовательных учреждений – есть средство (метод) формирования профессиональной культуры личности обучающихся через формирование познавательной активности и привлечения знаний для последующего успешного решения профессиональных задач. 2. Процесс внедрения концепции профильного обучения состоялся и повлек за собой как положительные так и отрицательные последствия. 3. Для стимулирования когнитивной активности в УВП необходимо использовать: • Различные формы аттестации; • Программы привлечения к исследовательской и проектной деятельности, • Нестандартные формы уроков. 4. Для формирования высокого уровня профессионального самоопределения обучающихся из интернатов и «группы риска» необходимо создавать условия, способствующие самовыражению и максимально учитывающие возрастные и социальные особенности развития данного контингента детей. На секции «Инклюзивное образование в г.Томске. Опыт. Проблемы» (руководитель Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию ГНМЦ) было проведено анкетирование, целью которого было уточнить актуальность обсуждаемых проблем, новизну представленных в докладах материалов, пожелания по организации совместной деятельности специалистов в области инклюзивного образования. Бурную дискуссию участников вызвал просмотр документального фильма об опыте реализации инклюзивного образования в Армении. Самыми яркими и содержательными выступлениями по мнению участников секции были следующие доклады: «Основные тенденции инклюзивного образования в современных условиях» (методист ГНМЦ Денисова Н.Д.); «Индивидуальный подход в обучении детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательного класса» (учитель нач. классов шк.№1 Тарлаганова А.А.); «Система коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях СКОУ» (директор шк. №59 Андреевских С.Г.); «Воспитание и развитие детей с нарушениями познавательной деятельности, поведения, общения в ДОУ общеразвивающего вида» (воспитатель ДОУ №10 Салтыкова В.П.) В работе секции «Инновации в образовании и их влияние на развитие школы» (руководитель Е.В.Дозморова, зав. экспериментально-инновационным отделом ТОИПКРО) приняли участие заместители директоров, педагоги из общеобразовательных учреждений города Томска и области, а также методисты ТОИПКРО и заинтересованные слушатели. Были представлены доклады по самым актуальным проблемам организации инновационной деятельности в ОУ. Работу секции открыла Дозморова Е.В. В своем докладе «Инновационные процессы в системе модернизации образования. Специфика и закономерности развития нововведений» она в общих чертах охарактеризовала основные тенденции развития инновационных процессов в общем образовании, выделила типы инноваций, характерные для ОУ Томской области. Особое внимание Елена Владимировна уделила проблемам повышения качества образования через развитие компетенций обучающихся. Своим докладом руководитель определила методологию работы секции. Помимо вопросов управления инновационными процессами в ОУ, выступающие представили опыт реализации конкретных инновационных педагогических технологий. В целом участники оценили работу секции как продуктивную и открывающую перспективы использования инновационных практик, представленных участниками конференции, в решении некоторых проблем современной школы. Секция «Теория и практика обучения в школе» была разделена на две подсекции: 1. «Культура мышления в образовательном процессе»(руководитель В.Н. Куровский, доктор педагогических наук, профессор, ИРОС РАО); 2. «Когнитивное обучение ─ современное психолого-дидактическое направление в формировании культуры мышления учащихся» (руководитель Л.В. Ахметова кандидат психологических наук, доцент ТГПУ). Большой интерес участников этой секции вызвали доклады «Реализация образовательной программы «Дебаты» в школе»» (Р.М.Ахметов студент 3 курса ИФ ТГПУ); "Применение технологии дебатов в гражданском образовании" (Т.В.Калашникова, методист центра воспитания гражданского образования ТОИПКРО); "Движение дебатов в Томске" (М.И.Гавро, методист кафедры методика преподавания истории ТГПУ). Эти доклады сопровождались просмотром видеофильма, в котором была представлена психолого-дидактическая технология проведения школьных дебатов в формате К. Поппера». Аспирант С.М. Стрижова в своем докладе «Формирование системного понятийного мышления учащихся средней общеобразовательной школы методами когнитивного обучения». обозначила особенности языка научного мышления учащихся в различных социкультурных средах на материале Томского и Ханты-Мансийского регионов, а также познакомила коллег с авторскими методиками направленными на развитие когнитивных способностей учащихся. Доклад «Интеллектуализация обучения и воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении» (А.И.Панов, зам. директора по НМР МОУ «Гимназия №1») озвучил одну из ключевых проблем в современной практике образования. Оргкомитетом конференции была выражена глубокая благодарность директору МОУ СОШ № 4 города Томска Владимиру Ивановичу Зятнину за оказание материальной и технической поддержки в ее работе. На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы. Участники конференции продемонстрировали высокий научный, креативный потенциал и практикоориентированную направленность, актуальность и перспективность заявленной темы. Поскольку проблематика конференции вызвала большой интерес со стороны со стороны учителей, представителей академической науки, практических психологов и обществнных организаций, было принято решение: Всероссийскую конференцию «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» сделать регулярной, ежегодной.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER